Дело № Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Советская Гавань 20 апреля 2012 года. Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П. При секретаре Мурадян О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассоха А. Н. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконным предъявление ему требований об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды и обязании произвести перерасчет начисленных ему денежных средств за электрическую энергию за период с января 2011 года по июль 2011 года путем исключения с его лицевого счета начисленных денежных средств за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в сумме рубль копеек У С Т А Н О В И Л : Рассоха А.Н. обратился в суд с иском к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (Далее – ОАО «ДЭК») о признании незаконным предъявление ему требований об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды и обязании произвести перерасчет начисленных ему денежных средств за электрическую энергию за период с января 2011 года по июль 2011 года путем исключения с его лицевого счета начисленных денежных средств за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в сумме рубль копеек. Из поданного Рассоха А.Н. иска и приложенных к исковому заявлению документов следует, что он является собственником жилого помещения по адресу г. Советская Гавань ул. кв.. ООО «Городская управляющая компания – служба заказчика» (Далее – ООО «ГУК-СЗ») является управляющей организацией для многоквартирного дома и исполнителем коммунальных услуг, ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией, которая поставляет в дом электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды (Далее – ОДН), плату за которую он должен вносить управляющей организации. Несмотря на то, что ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, с января по июль 2011 года со стороны ОАО «ДЭК» к оплате за электроэнергию, потребленную на ОДН ему выставлено 96 кВт на сумму рубль копеек Действия ОАО «ДЭК» по предъявлению ему требований на оплату электроэнергии, затраченной на ОДН Рассоха А.Н. считает незаконными и нарушающими его права потребителя коммунальных услуг. На основании изложенного Рассоха А.Н. просил суд удовлетворить заявленный им иск. До судебного заседания письменного мнения или возражений на иск от ответчика и третьего лица в суд не поступало. В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения представители ответчика и третьего лица не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием или о рассмотрении дела в их отсутствие письменно суд не просили. В судебное заседание также не явился извещенный надлежащим образом о времени и месте его проведения истец, который в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Учитывая изложенное, руководствуясь ч.ч.1,3,4 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц. Изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Рассоха А.Н. на основании договора купли-продажи от 2006 года является собственником жилого помещения по адресу г. Советская Гавань Хабаровского края ул. кв., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от 2006 года. С января 2011 года Рассоха А.Н. в счетах на оплату электрической энергии, потребленной в квартире, Советско-Гаванским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» дополнительно к требованиям об оплате потребленной электроэнергии в квартире стали выставляться требования об оплате электроэнергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома. С января 2011 года по июль 2011 года к оплате за потребленную на ОДН электроэнергию Рассоха А.Н. было выставлено 96 кВт на сумму рубль копеек, с чем Рассоха А.Н. не согласен и обратился в суд с рассматриваемым иском, который суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.7 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ часть 7 ст.155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п.3 Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; В соответствии с п.37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В данном случае ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее Рассоха А.Н. жилое помещение коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО «ГУК-СЗ» являлась исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Рассоха А.Н. является потребителем этой услуги. Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за электроэнергию, потребленную на ОДН), которую Рассоха А.Н. обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «ГУК-СЗ», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию. ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги. Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8167-ЮТ/07). Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307). Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю. При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530). Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами. В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению Рассоха А.Н. счетов от своего имени на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, начисленные Рассоха А.Н. денежные средства на оплату электроэнергии, затраченной на ОДН, подлежат перерасчету. Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела. В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае в силу подп.4 п.2 ст. 333.36 НК РФ Рассоха А.Н. освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района подлежит взысканию в силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в размере, установленном подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.198,199,103 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Признать действия ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по выставлению Рассоха А. Н. счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды незаконными и обязать ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» произвести перерасчет выставленных Рассоха ФИО4 к оплате денежных средств за электроэнергию путем исключения с его лицевого счета № выставленных к оплате денежных средств за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с 01.01.2011 года по 31.07.2011 года в сумме рубль копеек. Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в бюджет муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края» государственную пошлину в сумме рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья К.П. Бугаёв Решение не вступило в законную силу.