Решение о признании необоснованным выставление счёта за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 29.05.2012 года

Советско-Гаванский городской суд в составе:

председательствующего судьи Морозовой А.В.

при секретаре Путято Е.В.

без истца Банниковой Н.В., представителя ответчика ОАО «», представителя ответчика Советско-Гаванского отделения ОАО «» «», представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «», ООО «»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банниковой Н.В. к Открытому акционерному обществу «»), Советско-Гаванскому отделению ОАО «» «», ООО «», ООО «» о признании необоснованным выставление счёта за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН), обязании ОАО «» произвести перерасчёт начисленных сумм, подлежащих оплате за потреблённую электрическую энергию путём исключения из начислений за потреблённую электрическую энергию за ОДН в общей сумме рублей копейки с месяца года по года и обязании ОАО «ДЭК» прекратить начисление платы за потреблённую электроэнергию за ОДН и предъявление квитанций за потреблённую электрическую энергию за ОДН дома № по улице города,

У С Т А Н О В И Л:

Банникова Н.В. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «»), Советско-Гаванскому отделению ОАО «» «», ООО «», ООО «» о признании необоснованным выставление счёта за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН), обязании ОАО «ДЭК» произвести перерасчёт начисленных сумм, подлежащих оплате за потреблённую электрическую энергию путём исключения из начислений за потреблённую электрическую энергию за ОДН в общей сумме рублей копейки с месяца года по 2011 года и обязании ОАО «» прекратить начисление платы за потреблённую электроэнергию за ОДН и предъявление квитанций за потреблённую электрическую энергию за ОДН дома № по улице города.

Из поданного Банниковой Н.В. иска и приложенных к иску документов следует, что она зарегистрирована и проживает в квартире № в доме № по ул. в г., она является потребителем электрической энергии, дом является многоквартирным и управляется ООО «», которое является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению дома, а ОАО «» является ресурсоснабжающей организацией. Счета на оплату электроэнергии она получает от ответчика - Советско-Гаванского отделения ОАО «» «».

С месяца года по года в квитанциях выставляемых для оплаты потребленной в квартире Банниковой Н.В. электроэнергии выставляются для оплаты еще расходы электроэнергии на общедомовые нужды. Как собственник квартиры, находящейся в многоквартирном доме она должна возмещать часть расходов но содержанию общедомового имущества, но только той организацией, с которой у него заключен договор на обслуживание общего имущества. ОАО «» для Банниковой Н.В. такой организацией не является. Банникова Н.В. своевременно и в полном объеме несёт расходы на общедомовые нужды выставляемые управляющей организацией многоквартирного дома, где она проживает, такой организацией являлась ООО «». ОАО «» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, в котором истец проживает, не является управляющей организацией этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги.

Банникова Н.В. обратилась с иском в суд и просит удовлетворить в полном объёме её требования и признать необоснованным выставление счёта за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН) с месяца года по года на общую сумму рублей копейки, возложить обязанности произвести перерасчёт сумм подлежащих оплате Банниковой Н.В. за потреблённую электрическую энергию за ОДН дома № по ул. города за период с месяца года по года в размере рублей копейки и обязать впредь ОАО «» прекратить Банниковой Н.В. начисление платы за потреблённую электроэнергию за ОДН и предъявление квитанций за потреблённую электрическую энергию за ОДН дома № по улице города.

Судом к участию в деле в соответствии с ч. 1 ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ООО «» и в качестве ответчика - Советско-Гаванское отделение ОАО «» «».

До судебного заседания отзыв от ответчика ОАО «ДЭК» не поступил, возражений против иска суду не представлено, не просил дело не рассматривать в его отсутствие, о дне слушания извещены надлежащим образом.

До судебного заседания поступили ходатайства от третьих лиц: ООО «» и ООО «» в которых указано, что третьи лица просят суд рассмотреть дело без участия их представителя, о дне слушания извещены надлежащим образом.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте его проведения Банникова Н.В. не явилась. В деле имеется заявление, в котором она просит суд рассмотреть дело без её участия и на исковых требованиях настаивает в полном объёме, просит суд их удовлетворить.

Учитывая изложенное, а также мнение явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь ч. ч. 1 и 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, третьих лиц и не явившегося истца.

Изучив представленные заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Банникова Н.В. зарегистрирована, проживает и является собственником жилого помещения по адресу по адресу г., ул., дом № квартира №.

Указанный дом является многоквартирным и управляется ООО «».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 ОАО «» не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей компанией или ТСЖ, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат, при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, однако, ОАО «» выставляет квитанции на оплату электроэнергии с учетом ОДН. За период с месяца года по г. Банникова Н.В. выставлено в квитанциях на oплатy электроэнергии за ОДН всего рублей копейки: за январь – рубль копеек, за – рубля копеек, за – рубля копейка, за – рубля копейки, за – рублей копеек, за – рублей копеек, за – рублей копеек, за месяц года –рубля копейка.

С выставленными ей счетами на оплату ОДН Банникова Н.В. не согласна и обратилась в суд с указанным иском, так как начисление ОАО «» сумм к оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, предъявление квитанций, а также выставление задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды является незаконным и нарушает её права как потребителя электрической энергии.

Ответчик ОАО «» с иском Банниковой Н.В. не согласен и обосновывает правомерность выставления истцу счетов на оплату ОДН от имени ОАО «» тем, что у ОАО «» есть все полномочия по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды, так как ОАО «» является энергоснабжающей организацией.

Исследовав заявленные Банниковой Н.В. исковые требования и возражения представителя ответчика ОАО «» относительно них, суд находит иск Банниковой Н.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № №3-ФЗ часть 7 ст.155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью7.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае ОАО «» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания «Городская управляющая компания – служба заказчика» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, Банниковой Н.В. является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую Банникова Н.В. обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а управляющая компания «Городская управляющая компания – служба заказчика», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи №1 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи № 2 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям №1, №2 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Таким образом, действия ОАО «» по выставлению Банниковой Н.В. напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные Банниковой Н.В. начисления на оплату ОДН со стороны ОАО «» судом признаются незаконными, подлежат снятию с её лицевого счета в сумме рублей копейки и подлежат перерасчёту.

В случае, если истец не согласен с удержанием с него в счет оплаты рублей копейки, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании этих денежных средств, на момент рассмотрения данного дела, такое требование Банниковой Н.В. не заявлялось.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ Банникова Н.В. освобождена от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем, с него в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района подлежит взысканию в силу ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 198, 103 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Признать действия ОАО «» по выставлению Банниковой Н.В. счетов на оплату электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды незаконными и обязать ОАО «» произвести перерасчет выставленных Банниковой Н.В. к оплате денежных средств за электроэнергию путем исключения с её лицевого счета № выставленных к оплате денежных средств за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с года по года в общей сумме рублей копейки.

Обязать ОАО «» прекратить начисление платы Банниковой Н.В. за потреблённую электроэнергию за ОДН и предъявление квитанций за потреблённую электрическую энергию за ОДН дома № по улице города.

Взыскать с ОАО «» в бюджет Советско-Гаванского муниципального района государственную пошлину в сумме рублей копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня его оглашения с подачей жалобы через Советско-Гаванский городской суд.

Судья А.В. Морозова