Решение о сокращении срока пребывания в РФ



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2012 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У., с участием:

- Гасанова Т.В.;

- представителя Гасанова Т.В. – адвоката Райс М.А., представившего удостоверение адвоката № 905 от 27.05.2010 г. и ордер № 155 от 12.07.2012 г.;

- должностного лица УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Новгородова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Гасанова Т. В. о признании незаконным заключения о сокращении срока пребывания в Российской Федерации,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с жалобой на заключение ОУФМС по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе о сокращении срока пребывания в Российской Федерации от 29.02.2012г., обратился Гасанов Т.В., который указывает, что заключение вынесено 29.02.2012 г., а фактически вручено ему только 06.06.2012 г., т. е. за 4 дня до даты после наступления, которой он будет подлежать принудительной депортации с территории РФ. В обосновании заключения приведено наступление обстоятельств указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального Закона № 114-ФЗ от 15.08.1996г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Факт привлечения его к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ, 22.02.2011 г. и 15.02.2012 г. он не оспаривает, наказание в виде штрафа исполнено. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" «Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию». Данная норма является альтернативной и по своему правовому смыслу и подразумевает принятие мотивированного решения. Полагает, что в данном случае решение о сокращении срока его пребывания на территории РФ было принято без учета и изменения обстоятельств в связи, с которыми ему разрешался въезд в РФ. Кроме этого, на момент принятия решения не принимался во внимание характер административных правонарушений, степень их общественной опасности, наличие его умысла на их совершение, а так же обстоятельств, при которых они были совершены. Из данных им объяснений следует «что допустил данное нарушение в связи с тем, что добросовестно заблуждаясь, полагал, что с даты вступления в силу с 01.01.2012г. Соглашения от 19 ноября 2010 года «О Правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей», у него отсутствует обязанность в регистрации по месту проживания». В действительности вступившее в законную силу Соглашение, отменило обязанность граждан Р.Казахстан, приобретать и оплачивать патент на занятие трудовой деятельностью, что следует из положений ст. 3 согласно которой «В рамках настоящего Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон». Нарушения правил регистрации, по месту пребывания, зафиксированные должностными лицами ОУФМС, отраженные в протоколах и постановлениях, содержат в себе сведения об обстоятельствах, при которых они были совершены. Он длительное время с 2008 г. проживает на территории РФ, имеет семью, сожительницу Рыбакину Елену Александровну, малолетнего ребенка Р. 21.12.2010г. рождения, который приходится ему сыном и является гражданином России. Его отцовство в отношении сына установлено в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 48 СК РФ, на основании совместного заявления с его матерью Рыбакиной Е. А. в орган актов гражданского состояния, и объективно подтверждается Свидетельством о его рождении. Ограничение на въезд в РФ сроком до 05.03.2014г. влечет невозможность проживания в Российской Федерации, совместно с малолетним ребенком и его матерью, и подобное означает вмешательство в право на семейную жизнь, а также на права Рыбакиной Е.А. и Р., являющихся гражданами РФ. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В п.2 ст. 54 СК РФ прямо указывается на право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Исполнение административного принуждения к выезду за пределы РФ и ограничение въезда в срок до 05.03.2014г. в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность его проживания в Российской Федерации в течение 2 лет, совместно с ребенком и его матерью, и затрагивает их права и законные интересы, предусмотренные ст. 38 Конституции РФ и СК РФ. Просит суд признать незаконным заключение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, вынесенном должностными лицами отделения УФМС по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе в отношении него, с наложением обязанности покинуть территорию РФ в срок до 10.06.2012 г.

До судебного заседания от должностного лица и органа, действия которых обжалуются, в суд поступили возражения.

Представитель УФМС России по Хабаровскому краю Башурова С.А. и инспектор отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Новгородов А.В. указывают, что в соответствии с предоставленными полномочиями, УФМС России по Хабаровскому краю приняло решение в виде заключения от 29.02.2012г. о сокращении срока пребывания в Российской Федерации гражданину республики Казахстан Гасанову Т., и закрытии въезда в Российскую Федерацию сроком до 05.03.2014 г. Правовым обоснованием принятия данного решения явились основания, закрепленные в подпункте 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и части 4 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Как было установлено материалами дела об административном правонарушении (постановление по делу об административном правонарушении от 15.02.2012г. № 185997) и не опровергается самим заявителем Гасановым Т.В., последним днем периода, за который им был уплачен фиксированный авансовый платеж по полученному патенту от 03.02.2011г. ПА № --, являлся 31 декабря 2011г. С 16 января 2012г. гражданин республики Казахстан Гасанов Т.В. утратил статус законного находящегося иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Изложенные в жалобе обстоятельства, что он допустил указанные нарушения Закона в виду заблуждения, полагая, что с даты вступления в силу с 01.01.2012г. Соглашения от 19 ноября 2010г. «О правовом статусе трудящихся- мигрантов и членов их семей» у него отсутствует обязанность в регистрации по месту жительства являются необоснованными и не заслуживают должного внимания, по тем основаниям, что вышеназванное Соглашение регулирует порядок осуществления трудовой деятельности трудящимися-мигрантами. Под трудящимся- мигрантом Соглашением понимается лицо, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность в рамках трудового договора на территории государства другой стороны. В связи с тем, что Гасанов Т.В. не является законно находящимся на территории Российской Федерации, он не подпадает под понятие трудового мигранта и на него не распространяется действие настоящего Соглашения. Все имеющиеся у него заблуждения, относительно законности нахождения на территории Российской Федерации он мог развеять путем обращения по месту пребывания в органе контроля, надзора и оказания услуг в сфере миграции, -ОУФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе. Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации признают допустимым и обоснованным право государства ограничить некоторые права и свободы граждан, в том числе иностранных, если это необходимо в интересах общественного порядка или это обусловлено соображениями национальной безопасности государства. Гасанов Т.В. дважды в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений: 22.02.2011г. по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, 15.02.2012г. по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Учитывая изложенное, должные лица ОУФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе, имея на то соответствующие полномочия, обоснованно и правомерно вынесли заключение о закрытии въезда в Российскую Федерацию и заключение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации данному иностранному гражданину. Применение данных превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов миграционной службы России, а потому оспариваемое решение в виде заключения о сокращении срока пребывания в Российской Федерации от 29.02.2012г. принято должностными лицами ОУФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе в пределах предоставленных им законом полномочий и является законным и обоснованным. Установленный Гасанову Т.В. срок до 10 июня 2012г. покинуть территорию Российской Федерации, установлен в соответствии с законом и подлежал исчислению от даты вручения заключения о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, то есть с 6 июня 2012 года. Не может послужить основанием для признания незаконным заключения также и то обстоятельство, что в настоящее время Гасанов Т.В. имеет семью: сожительницу Рыбакину Е.А. и малолетнего сына Р., по тем основаниям, что данные факты во-первых, не подтверждаются прилагаемыми документальными подтверждениями, во-вторых, Гасанов Т.В. с 16 января 2012г. является лицом незаконно находящимся на территории Российской Федерации, соответственно не может на законных основаниях осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации и содержать свою семью, в-третьих, брак между Гасановым Т.В. и его сожительницей не зарегистрирован и они не связаны родственными отношениями на законных основаниях. Кроме того, иностранный гражданин, независимо от того, проживает он в Российской Федерации постоянно или временно, либо является лицом временно пребывающим, должен осознавать, что он находится на территории правового государства и обязан подчиняться ее законам. А принимая решение о создании семьи, рождении ребенка, в первую очередь должен задуматься о необходимости обеспечения своего правового положения на территории государства другой страны, для возможного проживания со своей семьей, принятия участия в воспитании детей и ее содержании. Обжалуемое заключение о сокращении срока пребывания соответствует действующему законодательству, в связи с чем, просят суд в удовлетворении жалобы Гасанову Т.В., - отказать.

В судебном заседании Гасанов Т.В. и его представитель Райс М.А. подтвердили доводы, изложенные в жалобе.

Представитель УФМС России по Хабаровскому краю Новгородов А.В. в судебном заседании не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в представленных ранее возражениях.

Судом установлено, что гражданин республики Казахстан Гасанов Т.В., -- года рождения, прибыл в Российскую Федерацию 20 октября 2010 г., в порядке не требующем получения визы, что подтверждается миграционной картой, уведомил ОУФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе о месте своего пребывания по адресу: г.№, ул.№, д.№, кв.№.

Гасановым Т.В. был уплачен фиксированный авансовый платеж по полученному патенту от 03.02.2011г. ПА № --, сроком действия до 31 декабря 2011 г.

Срок действия патента не был продлен, новый патент также получен не был.

Согласно представленных копий постановлений по делу об административном правонарушении, Гасанов Т.В., находясь на территории РФ, дважды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений: 22.02.2011 г. по ч.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 15.02.2012 г. по ч.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

28.02.2012 г. инспектором отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Новгородовым А.В. было вынесено заключение о закрытии въезда Гасанова Т.В. в Российскую Федерацию. Заключение той же датой утверждено временно исполняющим обязанности начальника отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Санниковой Е.В.

28.02.2012 г. начальником отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе было вынесено представление о неразрешении въезда иностранного гражданина Гасанова Т.В. в Российскую Федерацию. Представление той же датой утверждено временно исполняющим обязанности начальника УФМС России по Хабаровскому краю Барахтиным А.Е.

29.02.2012 г., на основании вышеуказанного представления, инспектором отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Новгородовым А.В. было вынесено заключение о сокращении срока пребывания Гасанова Т.В. в РФ. Свое согласие с заключением подписью выразила временно исполняющая обязанности начальника отделения УФМС России по Хабаровскому краю в Советско-Гаванском районе Санникова Е.В. Заключение той же датой утверждено временно исполняющим обязанности начальника УФМС России по Хабаровскому краю Барахтиным А.Е.

Проанализировав доводы, изложенные в жалобе, изучив представленные документы, исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав заявителя и должностное лицо, вынесшего обжалуемое заключение, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с п.1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.2 статьи 5 Закона, Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п.5 статьи 5 Закона, Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.9 ст.13.3 Закона, в случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.

Таким образом, иностранный гражданин республики Казахстан Гасанов Т.В., учитывая срок действия патента до 31.12.2011 г., обязан был выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента, то есть 16 января 2012 года.

По данному факту нарушения миграционного законодательства Гасанов Т.В. постановлением о назначении наказания от 15.02.2012 г. второй раз за время нахождения на территории РФ был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Принимая во внимание факты привлечения Гасанова Т.В. к административной ответственности, в соответствии с положениями ст.26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, должностными лицами УФМС России по Хабаровскому краю 28.02.2012 г. было вынесено представление о неразрешении въезда иностранного гражданина Гасанова Тимура, 05.10.1985 года рождения, в Российскую Федерацию.

В соответствии с п.3 статьи 5 Закона, Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Учитывая, что после вынесения данного представления изменились условия и перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми Гасанову Т.В. был разрешен въезд в Российскую Федерацию, должностными лицами УФМС России по Хабаровскому краю обоснованно было вынесено заключение о сокращении срока пребывания Гасанова Т.В. в РФ.

В данном случае, для принятия обжалуемого заключения отсутствует необходимость повторного установления обстоятельств, необходимых для принятия решения о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, которые указаны в ст.26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В связи с этим суд признает не имеющими значения при рассмотрении жалобы доводов Гасанова Т.В. о его несогласии с обоснованностью привлечения к административной ответственности, о семейном положении и изменении миграционного законодательства.

Данные доводы имеют значение в случае обжалования Гасановым Т.В. представления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, на основании которого было принято обжалуемое решение.

Кроме того, доводы о том, что Гасанов Т.В. имеет ребенка ничем не подтверждены, а согласно жалобе, отцовство Гасанов Т.В. считает подтвержденным только на основании свидетельства о рождении ребенка. Вместе с тем отцовство ребенка, в случае, если брак не заключен, может быть подтвержден только установлением отцовства в предусмотренном семейным законодательством порядке.

Гасанов Т.В. не обжалует законность представления о неразрешении его въезда в РФ, при том, что такая возможность у него имеется, т.к. копия представления была представлена на исследование, в связи с чем суд не видит оснований для обсуждения законности данного представления и проверяет по данной жалобе законность принятия только решения о сокращении срока его пребывания на территории РФ.

В соответствии с п.1 статьи 31 Закона № 115-ФЗ, в случае, если срок проживания или временно пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Учитывая изложенное, установленный Гасанову Т.В. срок выезда – в течении трех дней после принятия решения о сокращении срока пребывания, фактически исчисляемый со дня, когда Гасанову Т.В. было вручено заключение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации, а именно 06.06.2012 г., установлен в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания обжалуемого заключения незаконным, поскольку оно было вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 198, 258 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении заявления Гасанова Т.В. о признании незаконным заключения о сокращении срока пребывания в Российской Федерации от 29.02.2012 г., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2012 г.

Судья подпись Д.К.Юманов

Копия верна. Судья Д.К.Юманов

Решение не вступило в законную силу.