Решение о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



№ 2-961/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Советская Гавань 10.08.2012г.

Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселев С.А.,

при секретаре Ахметовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Боброва В Н к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края указав, что прокуратурой рассмотрено обращение Боброва В.Н. о нарушении его права на предоставление ему жилого помещения вне очереди как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки было установлено, что мать Боброва В.Н. - Боброва ГА. решением Советско - Гаванского суда от ……..г. была лишена родительских прав, отец заявителя - Бобров Н.Н. ………… года умер.

Согласно распоряжению от 20.12.1993 № 514-р несовершеннолетних Боброва В.Н. и Боброву А.Н. определили в дом ребенка г. Советская Гавань, на момент помещения в детский дом, за детьми закрепили право на жилое помещение, находящегося по адресу: п. ….., ул. ……….. д. …. кв…...

Согласно ходатайству администрации детского дома, где находился истец, на основании распоряжения № 1378-р от 06.12.2002 года Бобров В.Н. с 20.11.2002 года поставлен на учет как сирота и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Вместе с тем, распоряжением главы Советско-Гаванского муниципального района № 280-р от 16.05.2005 года Бобров В.Н. исключен из очереди внеочередников до окончания пребывания в образовательных учреждениях.

Согласно информации представленной Администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Бобров В.Н. в настоящее время числится в списке граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Статья 56 ЖК РФ устанавливает порядок и основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, перечень оснований является исчерпывающим, пребывание в образовательном учреждении не может являться основанием для снятия граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения с учета.

Кроме того, в силу положений п.2 ст.57 ЖК РФ, введенного в действие с 01.03.2005г., право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по окончании их пребывания в образовательных, иных учреждениях, не обусловлено наличием либо отсутствием закрепленного за ними жилья в период их пребывания в государственных образовательных и иных учреждениях жилых помещений

Таким образом, в силу действующего жилищного законодательства обязанность по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в случае признания его нуждающимся в жилье.

Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласно которой предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Кроме того, Конституционным судом в Определении от 07.06.2011г. № 746-О-О также указано, что поскольку положения п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ регулируют, по сути, те же отношения, что и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам ЖК РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы ЖК РФ как федерального закона, принятого позднее. Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1 и 3 ч, 2 ст. 57 данного кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Пунктом 3,1 части 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 N 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» определено, что жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе вставшим на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.

В тоже время, частью 4. ст. 10 установлено, что если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной статьей 2 настоящего закона категории), по своему выбору он может быть принят на указанный учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

По смыслу указанного закона следует, что гражданин должен сделать выбор по каким основаниям (либо по всем) он будет состоять на учете.

Из представленного учетного дела следует, что Администрация право выбора Боброву В.Н. не предоставила, а самостоятельно определила категорию, по которой заявитель остается состоять на учете на улучшение жилищных условий.

В силу абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Согласно п. 2 ст. 5 Закона Хабаровского края от 25.04.2007 N 119 (ред. от 24.11.2010) "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение жилого помещения за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется и после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли до этого возраста на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не были к этому сроку обеспечены жилыми помещениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного прокурор просит признать действия Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» по исключению Боброва В Н, ……….. г.р., из списка граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, незаконными. Возложить обязанность включить Боброва В Н, ………… г.р. в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 16.03.2005 года. Возложить обязанность направить учетное дело Боброва В Н,……. г.р., в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Помощник прокурора Комолова О.И. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Истец Бобров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.

Представитель администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, в представленном заявлении указывает, что исковые требования признают в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны, дело просят рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился. О времени им месте рассмотрения дела был уведомлен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц и в соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ считает необходимым требования прокурора удовлетворить.

От уплаты государственной пошлины ответчик в соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 ч. 3, 194-198 ГПК РФ,

решил:

Признать действия Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» по исключению Боброва В Н, …….. г.р., из списка граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - незаконными.

Обязать администрацию городского поселения «Город Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края включить Боброва В Н, ………. г.р. в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 16.03.2005 года.

Обязать администрацию городского поселения «Город Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края направить учетное дело Боброва В Н, ………. г.р. в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда края как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с момента изготовления полного текста решения.

Судья: подпись Киселев С.А.

Копия верна. Судья Киселев С.А.