Решение о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Советская Гавань 23 августа 2012 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Прозапас Н. И.,

При секретаре Колясниковой М.А.

С участием:

Помощника прокурора Советско – Гаванской городской прокуратуры Комоловой О. Н.

Представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью …- Корнилова В. М.

Представителя ответчика – Администрации …. – Шанауриной Е. С., действующей на основании доверенности № 1-22/365 от 10.08.2012 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско – Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью …, Администрации …. о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, который находится в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной … (бывший карьер строительного камня); забетонировать (или асфальтировать) территорию хозяйственной зоны полигона ТБО, провести освещение, отгородить забором; установить по периметру всей территории полигона ТБО ограждение; устроить в зеленой зоне полигона контрольные скважины по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах, в количестве не менее двух. При этом, одна контрольная скважина должна быть заложена выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды; разработать и утвердить в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» программу (план) производственного контроля, предусматривающую: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

У С Т А Н О В И Л :

Советско – Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско – Гаванский городской суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью … о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, который находится в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной …. (бывший карьер строительного камня); забетонировать (или асфальтировать) территорию хозяйственной зоны полигона ТБО, провести освещение, отгородить забором; установить по периметру всей территории полигона ТБО ограждение; устроить в зеленой зоне полигона контрольные скважины по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по … краю в …. районах, в количестве не менее двух. При этом, одна контрольная скважина должна быть заложена выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды; разработать и утвердить в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» программу (план) производственного контроля, предусматривающую: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. В обоснование заявленных требований указал на то, что Советско - Гаванской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно эпидемиологическом благополучии населения при размещении и утилизации твердых бытовых отходов на территории района, в ходе которой установлено следующее. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Закона о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу постановления Правительства РФ от 24.07.2000 года N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании Государственные санитарно- эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно- эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16 утверждены СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- эпидемических (профилактических) мероприятий». В силу пункта 2.1 правил полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Согласно п. 2.2 указанных правил выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В соответствии с 4.2 санитарных правил, территория хозяйственной зоны полигона ТБО бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Согласно пункту 4.4 санитарных правил по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. В силу пункта 4.6 санитарных правил по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды. Пунктом 5.7 санитарных правил на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. В соответствии с пунктом 6.4. санитарных правил для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Согласно пункту 6.8. правил система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно - защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения. Проведенной проверкой установлено, что Администрация … на основании постановления главы от … года № … предоставила ООО … земельный участок в кадастровом квартале … площадью 6, 20 га для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной … (бывший карьер строительного камня). Проверка, проведенная с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах, показала, что в нарушении п. 2.2 Санитарных правил санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на переданном земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует, содержание полигона ТБО не отвечает вышеназванным правилам, что подтверждается актом проверки от … года и справкой ТО Управления Роспотребнадзора. Так, в нарушение указанных выше норм закона на территории полигона твердых бытовых отходов отсутствуют контрольных скважины на территории полигона, территория хозяйственной зоны полигона не бетонирована (асфальтирована), не имеет освещения, отсутствует легкое ограждение. Ограждение полигона ТБО имеется не по всему периметру, отсутствуют контрольные скважины на зеленой зоне полигона, не организован производственный контроль для полигона ТБО, не принимаются меры по недопустимости возгорания ТБО. Согласно пункту 1.2 требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Проверка показала, что договором аренды земельного участка № … от …, также как и каким - либо иным документом, обязанность ООО … к обустройству полигона для ТБО в соответствии с санитарными нормами не установлена. Однако, ООО … на основании лицензии осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV класса на территории земельного участка, переданного для эксплуатации и обслуживания полигона ТБО. В силу п. 2 ч. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, обязанность приведения его в соответствие с санитарными правилами возлагается на ООО …

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация …

От ответчика – Общества с ограниченной ответственностью … поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик, не признавая заявленные требования указывает, что земельный участок, выделенный под сбор и размещение ТБО зарегистрирован в кадастровой палате как санкционированная свалка. Данный участок является отработанным каменным карьером и выбирался как временный вариант свалки отходов. В это же время Администрацией …. велась работа по определению участка именно под полигон бытовых отходов, где будут соблюдены все требования, предъявляемые к полигонам, т.е. бурение скважин, устройство отвалов и т.д. Проведены экологические изыскания, экспертиза, разработана документация и в настоящее время данный участок выставлен на торги по устройству полигона ТБО в … районе. Устраивать полигон в бывшем карьере бессмысленно, бурение скважин в скалах практически невозможно. Так называемая зелёная зона-это продолжение скальной греды. Считает, что произошла ошибка при оформлении договора аренды земельного участка, где участок обозначен как полигон, тем более, что данный участок уже был зарегистрирован как городская свалка, сменился только арендатор. Направлено письмо о перерегистрации участка новым арендатором (ООО ….), как санкционированная свалка бытовых отходов. С лабораторией Роспотребнадзора заключён договор на проведение анализов. Имеется бетонная площадка для проведения обработки автоколёс техники, установлены ворота на въезд территории, верёвочное ограждение перед бытовым помещением, т.к. поток автомашин не позволит долго обрабатывать документы. Имеется ограждение вдоль дороги и дополнительное лёгкое ограждение от выноса ТБО на автодорогу, согласно розе ветров данной местности. Оборудована минполоса и вал по откосу сопки во избежание сброса ТБО. Ведётся постоянный учёт приёма ТБО. С наступлением лета происходит оттаивание грунтов (пересыпанные землёй 1 слои) и возможны подземные возгорания, которые обрабатываются бульдозером, при большом распространении очага вызывается пожарная автомашина. Прилегающая территория содержится в чистоте, своевременно производится уборка и скашивание травы. Между свалкой и диспетчером предприятия установлена сотовая связь. По окончании рабочего времени закрываются ворота на территорию. Все вышесказанное говорит о соблюдении норм эксплуатации земельного участка как санкционированная свалка.

В судебном заседании помощник прокурора Комолова О.Н. поддержала заявленные требования, уточнив, что требования предъявлены именно как к полигону, а не как к свалке, пояснила, что …. года Советско – Гаванской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения при размещении и утилизации твердых бытовых отходов на территории района. При проведении проверки присутствовал специалист территориального Роспотребнадзора, руководитель ООО …, представитель администрации … не присутствовал, пояснить по какой причине отсутствовал представитель, не может. По результатам проверки был составлен акт. Земельный участок, на котором расположен полигон, принадлежит Администрации … и находится в аренде у ООО ….

В судебном заседании представитель ответчика – Общества с ограниченной ответственностью … Корнилов В.М. исковые требования не признал и пояснил, что данное общество арендует у Администрации … земельный участок не под полигон, а под свалку для размещения твердых бытовых отходов. Договор на аренду земельного участка, расположенного в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной … заключен … года, перезаключен … года. … года получено санитарно – эпидемиологическое заключение. На предприятии имеется график производственного контроля, технологический регламент, лицензия, инструкция по приемке ТБО. Свалка представляет собой карьер, на котором разравнивается и укладывается земля, затем засыпается шлаком. Свалка от дороги в сторону аэропорта огорожена плитами, по периметру свалки расположена канава и вал по откосу, где находится сетка рабица. Въезд на свалку уложен плитами. Свалка освещена. Ведется учет отходов. Вывоз мусора осуществляется специальными машинами. В настоящее время разработан проект полигона на территории … района, утверждена программа, экспертное заключение получено. Проект в настоящее время проходит госэкспертизу. Полигон будет расположен не на том месте, где в настоящее время находится свалка, а в районе 2 км. от Фарта от бывшего военного совхоза.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации …. – Шанаурина Е. С. исковые требования не признала и пояснила: Постановлением администрации … от … года № … ответчику предоставлен в аренду земельный участок для эксплуатации и обслуживания санкционированной свалки. Между администрацией … и ООО … был заключен договор №… от … года, не зарегистрирован в регистрационной палате, так как заключен на срок менее одного года. В госреестре объектов размещения ТБО на территории … района существует свалка ТБО. Произошла ошибка при заключении договора, и постановление администрации района предусматривало передачу земельного участка для эксплуатации и обслуживания полигона. Земельный участок имеет целевое назначение для эксплуатации и обслуживания санкционированной свалки. Администрация устранила свою ошибку, издав постановление от … года №…. о внесении изменений в первоначальное постановление от … года в части, а именно полигон заменен словом свалка ТБО. Также было издано дополнительное соглашение, которое привело все документы в порядок.

Выслушав стороны, заслушав пояснение специалистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Допрошенная в качестве специалиста руководитель Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах Харченко Г.В. пояснила, что проверка проводилась прокуратурой. Для проведения данной проверки был привлечен специалист Роспотребнадзора. Согласно санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом ССР 5 августа 1988 года №4690-88, п.3.2 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. П. 3.3. На земельные участки, отведенные для организаций полигонов ТБО (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Согласно пункту 6.8. Санитарных правил СП 2.1.7.1038 –01 « Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, чегыреххлористый углерод, хлорбензол. Пунктом 5.7 санитарных правил на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Кроме этого, специалист Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах Харченко Г.В. пояснила, что полигоны и усовершенствованные свалки - это идентичные понятия. Есть неорганизованные свалки, а есть полигоны, т.е. усовершенствованные свалки. Применительно к рассматриваемому делу речь идет о полигоне. В настоящее время получено санитарно – эпидемиологическое заключение, принятый график можно рассматривать как программу производственного контроля. Зона хозяйственной территории заасфальтирована не полностью, территория полигона имеет ограждение не по всему периметру.

Допрошенная в качестве специалиста отдела земельных отношений Администрации … Троицкая Е. В. пояснила, что представленный в суд паспорт земельного участка с кадастровым номером …, в котором указано целевое назначение земельного участка для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов, составляется только для работы работников отдела.

В судебном заседании установлено:

… года Главой … издано постановление № ….« Об утверждении долгосрочной целевой программы « Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на период 2010 – 2015 годы», предусматривающее проектирование, строительство и эксплуатацию районного полигона по захоронению твердых бытовых отходов.

Согласно Устава и лицензии, одним из видов деятельности Общества с ограниченной ответственностью … является деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 – 1V классов опасности.

В обществе с ограниченной ответственностью … разработан и согласован с главным врачом Филиала ФГУЗ « ЦГиЭ по … краю в … районах» график производственного контроля за состоянием грунтовых вод, почвы и атмосферного воздуха на санкционированной свалке « …».

Постановлением главы …. № … от … года установлено место размещения и захоронения твердых бытовых отходов на полигоне, расположенном на территории муниципального района: действующий полигон ТБО в районе перекрестка дорог … и …. автолесовозной дороги.

Постановлением Администрации … № … от … года ООО … представлен в аренду на землях категории земель "промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", государственная собственность на которые не раз­личена с … года до … года в производственных целях земельный участок в кадастровом квартале … площадью 6,20 га для эксплуатации и обслуживания полигона твёрдых бытовых отходов в районе перекрёстка дорог: автомобильной … и лесовозной … (бывший карьер строительного камня). Установлен вид разрешённого использования земельного участка: " Земли иного специального назначения" для эксплуатации и обслуживания полигона твёрдых бытовых отходов.

… года между Администрацией … и ООО …. заключен договор № … на аренду земельного участка, расположенного в районе перекрестка а/д.. ., в кадастровом квартале… площадью 6,20 га для эксплуатации и обслуживания полигона твёрдых бытовых отходов.

Согласно государственного реестра объект размещения отходов значится как свалка твердых бытовых отходов.

Согласно паспорта земельного участка ( кадастровый номер …), выданного начальником отдела земельных отношений Администрации …, значится целевое назначение земельного участка для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов.

… года генеральным директором ООО … утверждена инструкция № … по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы санкционированной свалки ТБО « …».

… года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по … краю Обществу с ограниченной ответственностью … выдано санитарно – эпидемиологическое заключение № … о соответствии проектной документации государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

…года Советско – Гаванской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований санитарно – эпидемиологического законодательства полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной « …. Проверкой установлено: не представлено санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии полигона санитарным правилам. Зона хозяйственной территории не асфальтирована, не освещена. Территория полигона не имеет ограждения по всему периметру. Отсутствуют контрольные скважины в земной зоне полигона. Отсутствует программа производственного контроля. Не проводится контроль за состоянием воздушной среды. Допускается самовозгорание твердых бытовых отходов.

Согласно справки № … от … года, составленной помощником городского прокурора Комоловой О.Н. и специалистом Исаченко Т.Г., в соответствии с требованием Советско-Гаванской городской прокуратуры № … от … года, специалистом 1 разряда территориального отдела Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах Исаченко Т. Г. совместно с помощником прокурора города Комоловой О. Н. проведена проверка полигона для ТБО, расположенного в районе автодороги … на предмет соблюдения требований Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В результате проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: Территория хозяйственной зоны не бетонирована (асфальтирована), не имеет освещения, отсутствует легкое ограждение, что является нарушением п. 4.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Ограждение имеется не по всему периметру территории полигона ТБО, что является нарушением п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Отсутствуют контрольные скважины в зеленой зоне полигона, что является нарушением п. 4.6. CII 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Не принимаются меры по недопустимости самовозгорания ТБО, что является нарушением п. 5.7. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Не разработана специальная программа (план) производственного контроля для полигона ТБО, что является нарушением п. 6.4. CП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Отсутствует контроль наблюдения за состоянием воздушной среды, что является нарушением п. 6.8. СП 2.1.7.1 Q3 8-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

… года генеральным директором ООО … утверждены: регламент по эксплуатации санкционированной свалки твердых бытовых отходов « …» и инструкция № … по приему отходов на санкционированную свалку ТБО « …».

Постановлением Администрации … № … от … года внесены изменения в пункт 2 постановления Администрации.. от … года № … "О предоставлении ООО … в аренду земельного участка на землях промыш­ленности и иного специального назначения … района" следующего содержания: слова "полигона твердых бытовых отхо­дов" заменены словами "свалки твёрдых бытовых отходов".

… года между Администрацией … и ООО … заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № … от … года, в соответствии с которым земельный участок передан для эксплуатации и обслуживания свалки твердых бытовых отходов.

… года Обществу с ограниченной ответственностью … Министерством природных ресурсов … края выдано разрешение № … на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии с абз. 2 ст.1 ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Согласно приложения № 1 к Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994 года № 01-15/29-2115, инструктивно – методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды в редакции приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 года № 77, объектами для размещения отходов могут быть как полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами, так и санкционированные свалки, те. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Вышеуказанные нормативные документы опровергают пояснения специалиста Управления Роспотребнадзора по … краю в … районах Харченко Г.В. о том, что полигон и свалка являются тождественными объектами для размещения отходов.

В соответствии с частью третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Советско – Гаванским городским прокурором заявлены требования о возложении на ответчиков обязанности по выполнению определенных работ, связанных с размещением отходов, в соответствии с требованиями Санитарных правил 2.1.7.1038 -01.

Однако СанПиН 2.1.7.1038 -01 « Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные 30 мая 2001 года постановлением главного государственного санитарного врача РФ №16, содержат требования, предъявляемые к устройству и содержанию именно полигонов, а не свалок.

Как установлено в судебном заседании, и это обстоятельство подтверждается выпиской из государственного реестра, в районе перекрестка дорог: автомобильной « … и лесовозной … на территории … располагается не полигон, а санкционированная свалка.

На момент рассмотрения иска прокурора ответчиком – Обществом с ограниченной ответственностью … получено санитарно – эпидемиологическое заключение, разработана программа производственного контроля.

Кроме этого, при разрешении заявленных прокурором требований суд принимает во внимание и то, что … года Главой … издано постановление № … « Об утверждении долгосрочной целевой программы « Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на период 2010 – 2015 годы», предусматривающее проектирование, строительство и эксплуатацию районного полигона по захоронению твердых бытовых отходов.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Советско – Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью …, Администрации … о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, который находится в районе перекрестка дорог: автомобильной … и лесовозной … (бывший карьер строительного камня); забетонировать (или асфальтировать) территорию хозяйственной зоны полигона ТБО, провести освещение, отгородить забором; установить по периметру всей территории полигона ТБО ограждение; устроить в зеленой зоне полигона контрольные скважины по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по … краю в …. районах, в количестве не менее двух. При этом, одна контрольная скважина должна быть заложена выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды; разработать и утвердить в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» программу (план) производственного контроля, предусматривающую: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско – Гаванский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2012года.

Судья Н. И. Прозапас.

Согласовано

.