Постановление по ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ



5-21/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

05.07.2012 г. г. Советская Гавань

Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Киселев С.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Венгловского А И, привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ,

установил:

В отношении Венгловского А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ, которое по мнению старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Советско-Гаванской государственной районной инспекции государственной морской инспекции Пограничного управления федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю и ЕАО выразилось в следующем.

Венгловский А.И., являясь капитаном рыболовного судна ТДС «….», бортовой номер ….. осуществляя прибрежное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 0055, выданному 13.01.2012 года Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 0063, выданному 24.01.2012 года Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, в нарушение части 2 статьи 7.1 Федерального закона РФ № 166-ФЗ от 20.12.2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Татарском проливе, в Территориальном море Российской Федерации, в промысловой подзоне Приморье севернее мыса Золотой, в период с ….. года по ……. года, отдал экипажу судна ТДС «.......» указания, уловы краба синего в количестве 767 килограмм, в счет прибрежной квоты Хабаровского края, использовать для производства продукции -конечностей краба синего варено-мороженных на борту судна ТДС «.......», которое оборудовано необходимым технологическим оборудованием для добычи и переработки краба и выпуска из него продукции.

Так на борту судна ТДС «.......» осуществлялся неразрывный технологический процесс согласно ТУ-9265-001-11218771-08 «Крабы варено мороженные» в строгом соблюдении всех положений настоящих технических условий, состоящий из последовательных действий направленных на изготовление готовых для реализации без ограничений в торговых сетях, на экспорт, в том числе для непосредственного употребления в пищу после размораживания без дополнительной кулинарной обработки, конечностей краба синего варено мороженных, который включает: прием сырца краба - сортировка - разделка - сортировка по градациям - зачистка, мойка, укладка в корзины - варка - охлаждение -мойка от белка - сортирование и комплектование - стекание - взвешивание и укладка - замораживание - глазировка - упаковка - маркировка - хранение в результате которого, изготовлено 467,4 килограмм продукции, конечностей краба синего варено-мороженных.

Кроме того, в Татарском проливе, в Территориальном море Российской Федерации, в промысловой подзоне Приморье севернее мыса Золотой, в период с ….. г. по ……г., в результате отдачи Венгловским А.И. экипажу судна ТДС «.......» указаний, уловы краба волосатого четырёхугольного в количестве 58 килограмм, добытого Территориальном море РФ, в промысловой подзоне Приморье севернее мыса Золотой, в период с …… г. по ……г., прибрежным видом рыболовства в счет прибрежной квоты Хабаровского края по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов № 0063, выданному 24.01.2012 года, использовались для производства продукции краба волосатого целого варено-мороженного на борту судна ТДС «.......».

А именно, на борту судна ТДС «.......» осуществлялся неразрывный технологический процесс согласно ТУ 9265-101-336220410-07 «Крабы мороженные» в строгом соблюдении всех положений настоящих технических условий, состоящий из последовательных действий направленных на изготовление готовых для реализации без ограничений в торговых сетях, на экспорт, в том числе для непосредственного употребления в пищу после размораживания без дополнительной кулинарной обработки, краба волосатого целого варено-мороженного, который включает: прием сырца краба - сортировка - зачистка, мойка, укладка в корзины – варка - охлаждение - мойка от белка - сортирование и комплектование – стекание - взвешивание и укладка - замораживание - глазировка - упаковка -маркировка - хранение, в результате которого, изготовлено 49,3 килограмма продукции, краба волосатого целого варено-мороженного.

21.02.2012г. изготовленная на борту судна ТДС «.......» продукция, была задекларирована декларантом ООО «Восточно - Промысловая компания» для доставки на территорию иностранного государства. 26.02.2012г. данная продукция отправлена с Владивостокского торгового порта, без какой либо дополнительной переработки, на территориях прибрежных субъектов РФ, для продажи иностранной компании.

В судебное заседание Венгловский А.И. не явился, о времени и места рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Венгловского А.И.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов. Предметом правонарушения являются -минеральные (неживые) и водные биологические (живые) ресурсы континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря, жизнь и здоровье людей, законные виды деятельности.

По объективной стороне - это действия, состоящие в нарушении правил рыболовства, а также утвержденных Правительством РФ квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.

Совершение каких-либо действий, составляющих нарушение именно правил добычи или правил рыболовства Венгловскому А.И. не было инкриминировано.

Ст.1 ФЗ РФ от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет рыболовство как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Согласно п. 10.1 ст.1 Закона прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации;

Согласно п.10 ст.1 Закона промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Из буквального толкования указанных норм следует, что добыча (вылов) ВБР - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биоресурсов, приемку, обработку, транспортировку, хранение продукции, ее перегрузку.

В основе различия прибрежного и промышленного рыболовства лежит территориальный признак.

В соответствии с п.21 ст.1 Закона уловы водных биоресурсов - живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях иных видов рыболовства.

Положения ч.ч.1-3 ст.7.1 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяют места, в которых допускается использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции. Часть 4 указанной нормы устанавливает обязательность соблюдения технических регламентов при производстве рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

В соответствии со ст. 43.1 ФЗ «О рыболовстве» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и устанавливают виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов.

Согласно ст. 26 данного Закона в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и пр.

В целях выполнения, предусмотренных ст.24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать какие именно незаконные действия (бездействия) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия)

Исходя из положений ФЗ от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 30.11.1995г. 187-ФЗ «О континентальном шельфе» Российской Федерации», от 17.12.1988г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения) выполнение обязанностей и соблюдение, предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.

Согласно п.6 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010г. № 27 к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся: добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности, (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства); нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства); осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным; отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.

Согласно материалам дела подобных нарушений на судне при осуществлении прибрежного рыболовства не выявлено.

Кроме того, понятие «обработка» либо «обработанные водные биоресурсы» равно как и «производство продукции» либо «переработка» в ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» отсутствуют.

Манипуляции по отношению к добытым при осуществление прибрежного рыболовства водным биологическим ресурсам, как то: термическое воздействие, разделка, заморозка, включая тарирование и упаковку невозможно отнести к понятию «производство продукции» или «переработка», поскольку в иных отраслевых нормативных документах (санитарные нормы, национальные стандарты и т.д.), отсутствует четкая градация по параметрам и характеристикам.

Технический регламент, устанавливающий требования к производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и определяющий, в том числе, порядок использования водных биологических ресурсов (крабов), начиная с момента вылова в заканчивая их продажей, в настоящее время отсутствует.

При таких обстоятельствах, утверждать, что обнаруженные на судне под управлением Венгловского А.И. выловы водных биоресурсов являются именно продукцией, произведенной в нарушение ч.2 ст.7.1 ФЗ «О рыболовстве», оснований нет.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.4.050-96 "Производство и реализация рыбной продукции" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 11 марта 1996 г. № 6), а именно приложением 7.7 (рекомендуемое): свежая продукция - любая рыбная продукция, целиком или в готовом виде, включая продукцию, упакованную в вакууме или в измененной воздушной среде, которая не подвергалась какой-либо обработке с целью сохранения, кроме охлаждения; готовая продукция - любая рыбная продукция, которая подвергалась операции, изменившей ее анатомическую целостность, такой как потрошение, обезглавливание, нарезание, филетирование, измельчение на кусочки и т.д.; обработанная продукция - любая рыбная продукция, подвергнутая химическому или физическому воздействию, такому как нагревание, копчение, соление, обезвоживание или маринование и т.д. охлажденной или замороженной продукции, вместе с другими пищевыми продуктами или без них, или сочетание этих различных процессов, упаковка - процедура обеспечения защиты рыбной продукции при помощи оберточного материала, тары или любого другого подходящего средства.

Данное приложение, с содержащимися в нем терминами и определениями является рекомендуемым, т.е. не обязательным для применения.

Согласно технологической инструкции, срок хранения сырья до обработки составляет 12 часов. Упаковывание и маркировка с учетом приведенного, не свидетельствуют о том, что процесс является производством продукции, а служит целям сохранения и контроля определенных параметров, в частности сроков годности и пр.

Необходимость упаковывания и маркирования обусловлена необходимо проводить в обязательном порядке, поскольку для дальнейшей промышленной обработки необходимо проверять ряд контролируемых показателей, таких как наименование, вид первичной обработки, дату изготовления и условия хранения для правильного составления маркировочного ярлыка для конечного продукта.

Из изложенного следует, что действия осуществляемые на ТДС «.......» по варке и упаковке выловленного краба направлены на обеспечение сохранности выловленного улова.

Учитывая, что добыча краба производилась в районе, удаленном от берега, то варка и упаковка выловленного краба являлась необходимым условием его сохранения до момента выгрузки.

Таким образом, нельзя исключить того, что указанные действия являлись обработкой и хранением уловов водных биологических ресурсов.

Отсутствие законодательного разграничения понятий «производство» и «обработка улова» является неустранимым сомнением, в виновности Венгловского, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Выводы содержащиеся в заключении эксперта № 729 (т.2 л.д.229) о том, что комплекты конечностей краба синего варено-мороженные изготовленные ООО «ВПК» ТДС «.......» являются готовой продукцией и продукцией готовой к реализации, не могут быть приняты во внимание, поскольку, законодательно понятия «обработка» и «производство» не разграничены.

Доводы о том, что в дальнейшем продукция ООО «ВПК» отправлена на территорию иностранного государства, не влияют на выводы о виновности Венгловского А.И. в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку он ее не направлял на территорию иностранного государства, в его обязанности дополнительная переработка на территории прибрежных субъектов РФ не входит.

С учетом приведенного, в действиях Венгловского отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ и производство по делу подлежит прекращению в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Венгловского А И, привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней с момента его вручения через Советско - Гаванский городской суд.

Судья подпись Киселев С.А.

Копия верна. Судья Киселев С.А.