Дело № 2-615/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 августа 2010 года г. Ржев Тверской области Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Михалченковой И.В., с участием старшего помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Тверской области Чернышева Н.Б., представителей ответчика ОАО "Элтра" Максимова В.А., Иовлевой Е.В., действующих по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Электрооборудование тракторное и автомобильное" о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства, У с т а н о в и л: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Электрооборудование тракторное и автомобильное" (ОАО "Элтра") о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства. Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте-апреле 2010 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты в Ржевском районе Тверской области. Проверкой установлено, что ОАО "Элтра", предметом деятельности которого, согласно Уставу предприятия, является: производство и реализация изделий электрооборудования для комплектации автомобильной и сельскохозяйственной техники и др. виды деятельности, допускает нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект. На балансе предприятия имеются очистные сооружения, состоящие из: пруда-накопителя сточных вод, приемной камеры, насосной станции, песколовушки (2 шт.), нефтеловушки (4 шт.), открытых фильтров, гидроциклонов, сборного колодца нефтепродуктов, расположенные на производственной площадке предприятия по адресу: ..., ..., ... На очистные сооружения поступают дождевые сточные воды с территории предприятия и условно-чистые сточные воды с котельной. Сброс сточных вод, прошедших механическую очистку на очистных сооружениях, осуществляется в р. Волга. Проверка показала, что ОАО "Элтра" производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект без соответствующего разрешения (без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод), при этом очистные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод. Сточные воды по микробиологическим и химическим показателям в 2009 году и 1 квартале 2010 года не соответствовали установленным нормативам. Так, согласно лабораторных исследований сточных вод, проведенных 25.11.2009 года филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области в городе Ржеве и Ржевском районе" качество сточных вод с очистных сооружений на выпуске в р. Волга ниже выпуска не соответствуют требованиям нормативов по микробиологическим показателям и по химическим показателям: железо, БПК5, по аммиаку (по азоту) в раза. Согласно протоколам испытаний сточных вод, проведенных лабораторией ИАЛ Тверского филиала ФГУ "ЦЛАТИ по ЦФО" Ржевского района качество сточных вод на выпуске из очистных сооружений не соответствовало установленным нормативам по нефтепродуктам от 1.1 до 1.5 раз. Лабораторные исследования сточных вод, проведенные в 1 квартале 2010 года показывают превышение установленных нормативов в сточной воде по нефтепродуктам в 2 раза, по азоту аммонийному в 1,1 раз, по БПК-5 в 1,1 раза. Сточные воды по микробиологическим показателям превышают установленные нормативы, что может повлечь возникновения инфекционных и иных заболеваний у людей. Качество сточных вод по химическим показателям не соответствуют установленным нормативам, что недопустимо. В поверхностный водный объект сбрасываются сточные воды, не соответствующие установленным нормативам, что может повлечь причинения вреда окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, предприятие осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без решения о предоставлении водного объекта в пользование для указанных целей. Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей Ржевского района, других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается также и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Нарушаются права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. У жителей Ржевского района, а также других граждан, посещающих указанный район, должна быть гарантия, что в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод не произойдет загрязнение поверхностного водного объекта (реки Волга), что сброс сточных вод не создаст опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем. Таким образом, в настоящее время обеспечение прав жителей Ржевского района, других граждан может быть обеспечено только посредством обращения в суд и обязании ответчика устранить допущенные нарушения. Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые при сбросе сточных вод, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде. Интересы Российской Федерации по данному иску заключаются в том, что сброс сточных вод осуществляется в поверхностные водные объекты, которые являются федеральной собственностью. Несоблюдение условий водопользования, нарушает законные интересы Российской Федерации по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности граждан. Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении Федерального законодательства всеми организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами. Согласно п. п.1, 5.1.4. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (в ред. Приказа Росприроднадзора от 22.11.2007 г. № 481), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, к полномочиям которой отнесено осуществление контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов). Нарушения законодательства, допущенные при сбросе сточных вод прямо затрагивают интересы Росприроднадзора по Тверской области, который, в свою очередь, представляет и защищает государственные интересы (интересы Российской Федерации) в данных вопросах согласно Положения. В ст. 22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. В данном случае рассматривается исковое дело о защите прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) и государства по спору, возникшему из экологического правонарушения. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит в целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать ОАО "Элтра" Ржевского района Тверской области приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных производственных и ливневых сточных вод в реку Волга с производственной базы и территории промышленной площадки предприятия по адресу: ..., ... ... до устранения нарушений природоохранного законодательства, а именно: до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям, а именно: по нефтепродуктам, азоту аммонийному, железу, по микробиологическим показателям: по ОКБ и ТКБ. В судебном заседании прокурор Чернышев Н.Б. уточнил исковые требования, просил обязать ОАО "Элтра" Ржевского района Тверской области приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных производственных и ливневых сточных вод в реку Волга с производственной базы и территории промышленной площадки предприятия по адресу: ..., ... 42, до устранения нарушений природоохранного законодательства с 01 декабря 2010 года. Суду пояснил, что с учетом проводимой работы ответчика по устранению нарушений природоохранного и санитарного законодательства, в целях предотвращения неблагоприятных последствий в связи с приостановлением деятельности по сбросу сточных вод, организации мероприятий по подготовке к приостановлению данного вида деятельности, ответчику потребуется дополнительное время. Полагает, что указанный им срок - 1 декабря 2010 года - является достаточным для организации данных мероприятий. Представитель ответчика ОАО "Элтра" Максимов В.А. с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что действительно производили сброс сточных вод в поверхностный водный объект без соответствующего разрешения (без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод). Однако ответчиком принимаются меры по получению такого разрешения: разработан проект на выбросы, этот проект в настоящее время находится на согласовании в СЭС г. Ржева. Ввиду длительности процедуры получения разрешения, получение последнего предполагается в ноябре 2010 года. Представитель ответчика ОАО "Элтра" Иовлева Е.В., подтвердив объяснения представителя ответчика Максимова В.А., пояснила, что в соответствии протоколом испытаний №263-в от 21 июля 2010 года сточной воды имеется лишь незначительное превышение нормы - 0,063 по нефтепродуктам, по остальным показателям результаты анализа находятся в норме. Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав пояснения сторон, мнение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В судебном заседании установлено, что предметом деятельности ОАО "Элтра", согласно Уставу предприятия, является: производство и реализация изделий электрооборудования для комплектации автомобильной и сельскохозяйственной техники и др. виды деятельности. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Часть 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее ВК РФ) обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения. Часть 1 статьи 44 ВК РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Часть 6 статьи 60 указанного кодекса запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Аналогичная норма закреплена и в ст.18 указанного закона, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно п. 2 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В соответствии с требованиями п.п. 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в черте населенных пунктов (п.4.1.2. СанПиН). Не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объъекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий (п.4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00). Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования (п.4.2. СанПиН). Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. На основании п.п.3.3.3.; 3.3.4. санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001 года), санитарный режим в населенных местах на территории третьего пояса ЗСО (в который, на основании указанных санитарных правил, включен Ржевский район) должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов. Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования. Однако вышеуказанные требования со стороны ОАО "Элтра" в полном объеме не соблюдаются. Сточные воды по микробиологическим показателям превышают установленные нормативы, что может повлечь возникновения инфекционных и иных заболеваний у людей. Качество сточных вод по химическим показателям не соответствуют установленным нормативам, что недопустимо. В поверхностный водный объект сбрасываются сточные воды, не соответствующие установленным нормативам, что может повлечь причинения вреда окружающей среде и здоровью людей. Кроме того, предприятие осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без решения о предоставлении водного объекта в пользование для указанных целей. Статьей 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ (в редакции от 14.07.2008 г.) предусмотрено, что предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В судебном заседании установлено, что ОАО "Элтра" осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений в р. Волга без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, что недопустимо и является грубейшим нарушением природоохранного законодательства. Данные обстоятельства не отрицались ни кем из сторон. Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права жителей Ржевского района, других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается также и требования ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Водного кодекса РФ сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. Согласно ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Поэтому требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд также считает обоснованным предъявление данного иска прокурором, поскольку по смыслу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать акционерное общество "Электрооборудование тракторное и автомобильное" (ОАО "Элтра" Ржевского района Тверской области) приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных производственных и ливневых сточных вод в реку Волга с производственной базы и территории промышленной площадки предприятия по адресу: ..., ... ... до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения норматиной очистки сточных вод по химическим показателям ( нефтепродуктам, азоту аммонийному, железу, по микробиологическим показателям - ОКБ и ТКБ, с 01 декабря 2010 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд через Ржевский городской суд. Председательствующий судья Е.В. Андреева