решение по иску природоохранного прокурора о приостановлении сброса сточных вод



Дело № 2 - 633 / 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2010 года Город РЖЕВ Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего - федерального судьи Черняева С.Н.,

с участием представителя Истца - старшего помощника Осташковского меж-районного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной приро-доохранной прокуратуры Чернышёва Н.Б.,

представителей Ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Дантон-Птицепром» - Алексеева Б.В., Гридасова О.А., Мачневой М.В., Смирнова В.И.,

представителей 3-го лица на стороне Ответчика - Администрации Ржевского района Тверской области - Миловой И.А., Чураковой А.Н.,

представителя 3-го лица на стороне Ответчика - Администрации муници-пального образования «Сельское поселение «Есинка» - Канюковой Т.Н.,

при секретаре Панкратьевой М.Н.,

в ходе открытого судебного заседания по гражданскому делу по иску Осташ-ковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Обществу с ограни-ченной ответственностью «Дантон-Птицепром» о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушения природоохранного и санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Осташковский межрайонной природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Дантон-Птице-пром» о приостановлении деятельности по сбросу недостаточно очищенных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в реку ..., приток реки ..., с очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., ..., ... ..., до устранения нарушения природоохранного и санитарного законо-дательства, а именно: до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям: по аммиаку (по азоту), железу, по нитритам (по NО2), по нитратам, по БПК5, по ХПК, по нефтепродуктам и по микробиологическим показателям: по ОКБ и ТКБ.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Осташковской меж-районной природоохранной прокуратурой в марте - апреле 2010 года была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяй-ствующими субъектами при сбросе сточных вод в Ржевском районе Тверской области.

Проверка показала, что ООО «Дантон-Птицепром», видом деятельнос-ти которого является организация производства мяса и яиц птицы и субпро-дуктов из них и иные виды деятельности, допускает нарушения природо-охранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект.

ООО «Дантон-Птицепром» имеет филиал - Ржевскую птицефабрику (филиал № 1), расположенный в посёлке ... ....

Согласно договору аренды № 2-очс от 01 октября 2003 года заклю-чённого Администрацией муниципального образования Ржевский район с ООО «Дантон-Птицепром», в аренде у Общества находятся очистные соору-жения расположенные по адресу: ..., ..., ..., принадлежащие МО «...», срок аренды 49 лет.

На основании пункта 1.7. указанного договора, очистные сооружения сданы в аренду с целью использования их для водоотведения в объёме, обеспечивающим нужды населения муниципальных учреждений и объектов коммунального назначения муниципального образования «Ржевский район» и потребности арендатора.

Договором предусмотрены обязанности сторон, согласно которым, Арендатор обязуется использовать арендуемые сооружения в соответствии с их целевым назначением, содержать арендуемые сооружения и инженерные сети в них в порядке, предусмотренном санитарными и техническими нормами эксплуатации и противопожарными правилами. Производить капи-тальный ремонт сооружения. Соблюдать требования уполномоченных госу-дарственных органов, осуществляющих контроль и надзор за содержа-нием и эксплуатацией сооружений. Оформить лицензии, лимиты и прочие разрешительные документы, необходимые для эксплуатации сооруже-ния.(подпункты 2.2.1, 2.2.2., 2.2.8., 2.2.9. Договора).

Указанные требования договора в части содержания арендуемых соо-ружений и инженерных сетей в соответствии с санитарными и техни-ческими нормами эксплуатации, соблюдения требований контролирую-щих органов и оформления необходимой разрешительной документации со стороны ООО «Дантон-Птицепром» не соблюдаются.

В ходе проверки было установлено, что на очистные сооружения поступают производственные сточные воды предприятия и принимаемые хозяйственно-бытовые сточные воды с посёлка ....

Сброс условно очищенных сточных вод осуществляется в реку ..., являющуюся притоком реки ....

Проверка показала, что с 2003 года по настоящее время ООО «Дантон-Птицепром» производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект без соответствующего разрешения (с 2007 года без решения о предоставле-нии водного объекта в пользование для сброса сточных вод), при этом очист-ные сооружения не обеспечивают нормативной очистки сточных вод.

Сточные воды по микробиологическим и химическим показателям не соответствуют установленным нормативам.

Так, согласно лабораторным исследованиям сточных вод, проведённым филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области в городе Ржеве и Ржевском районе» (протоколы лабораторных исследований № П. 801 от 22.09.2009г.; № П. 1040 от 17.11.2009г., № П. 1041 от 16.11.09г.), качество сточных вод с очистных сооружений на выпуске и в реке Большая Лоча ниже выпуска не соответствует требованиям нор-мативов по микробиологическим показателям: ОКБ, ТКБ - неудовлетвори-тельные, и по химическим показателям превышает установленные норма-тивы: Аммиак (по азоту) выше ПДК в 3 раза, Железо выше ПДК в 3 раза, нитриты (по N02) в 3 раза, БПК5 выше ПДК в 4 раза, ХПК выше ПДК в 2 раза, по нефтепродуктам - в 1,4 раза.

Исследования сточных вод, проведённые в июне 2009 года (протоколы лабораторных исследований № П. 593 от 26.06.2009г., № П.591 от 30.06.2009г., № П.592 от 30.06.2009г.) показывали превышение ПДК в сбрасываемых сточных водах по БПК5 в 8 раз, по аммиаку (по азоту) - в 2,26 раза, нитриты (по N02) - в 27,5 раза, нитраты (по NO3) - в 1,52 раза (на выпуске с очистных сооружений) и в реке Большая Лоча ниже выпуска: по БПК 5 - в 2 раза, по аммиаку (по азоту) - в 3 раза, нитриты ( по N02) - в 3 раза.

По результатам исследований содержание загрязняющих веществ в воде реки Больная Лоча повысилось.

В ходе настоящей проверки установлено, что, несмотря на предписания контролирующих органов (предписание по устранению выявленных на-рушений от 03.09.2009 года выданное государственным инспектором Старицкого лесничества), устранить выявленные нарушения приро-доохранного законодательства в части получения решения о предостав-лении водного объекта в пользование на сброс сточных вод в реку ... и обеспечения качества сточных вод в соответствии с установлен-ными нормативами (срок исполнение 3 квартал 2009 года), указанные нару-шения до настоящего времени не устранены: у предприятия отсутствует проект ПДС на выпуск сточных вод, решение о предоставлении водного объекта в пользование, сточные воды также не соответствуют уста-новленным нормативам, что недопустимо.

В соответствии со статьёй 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., юридические лица, осуще-ствляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рацио-нального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обес-печивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопас-ного размещения отходов производства и потребления, обезврежива-ния выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Часть вторая статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее - ВК РФ) обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируе-мые ими очистные сооружения. Часть первая статьи 44 ВК РФ устанавли-вает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоя-щим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Часть шестая статьи 60 ВК РФ запрещает осуществлять сброс в вод-ные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допу-стимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допусти-мых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма закреплена в статье 18 указанного закона, в со-ответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биоло-гических, химических и физических факторов вредного воздействия на чело-века.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе, предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с требованиями пунктов 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверх-ностных вод от загрязнения» - в целях охраны водных объектов от загрязне-ния не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, город-ских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в черте населенных пунктов (пункт 4.1.2.СанПиН). Не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путём ор-ганизации малоотходных производств, рациональной технологии, макси-мального использования в системах оборотного и повторного водоснаб-жения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышлен-ности, городском хозяйстве, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100 (п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00).

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водо-пользования (пункт 4.2. СанПиН).

Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нор-мативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На основании пунктов 3.3.3.; 3.3.4 санитарных правил «Зоны санитар-ной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01» (утв. Главным государственным санитарным врачом Рос-сийской Федерации 11.10.2001 года), санитарный режим в населённых местах на территории третьего пояса ЗСО (в который, на основании ука-занных санитарных правил, включён Ржевский район) должен соответство-вать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию террито-рий населённых пунктов.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод живот-новодческих комплексов допускается при условии доведения качества сточ-ной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявля-емых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования.

Однако вышеуказанные требования со стороны ООО «Дантон-Птицепром» в полном объёме не соблюдаются, проект ПДС не разработан.

Сточные воды по микробиологическим показателям значительно пре-вышают установленные нормативы по ТКБ в 100 раз (10000 КОЕ в 100 мл ( норматив - 100)) и ОКБ в 500 раз (10000 КОЕ в 100 мл (норматив - 500), что может повлечь возникновения эпидемий инфекционных заболеваний у лю-дей.

Качество сточных вод по химическим показателям также не соот-ветствуют установленным нормативам, что недопустимо.

В поверхностный водный объект сбрасываются сточные воды, не со-ответствующие установленным нормативам, что может повлечь причи-нения вреда окружающей среде и здоровью людей.

Кроме того, предприятие осуществляет сброс сточных вод в повер-хностный водный объект без разрешения на водопользование.

Статьёй 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ (ред. от 14.07.2008 года) предусмотрено, что предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В нарушение указанных требований водного законодательства ООО «Дантон-Птицепром» осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений в реку Большая Лоча - приток реки Волга, без соответствующего разрешения о предоставлении водного объекта в пользова-ние, что недопустимо и является грубейшим нарушением природоохранно-го законодательства.

Невыполнение требований санитарного и природоохранного законо-дательства нарушает гарантированные статьёй 42 Конституции РФ права жителей Ржевского района, других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается так же и тре-бования статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым каждый гражданин имеет право на благоприятную окру-жающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяй-ственной и иной деятельностью.

Нарушаются права граждан на экологическую безопасность, то есть. состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

У жителей Ржевского района, а также других граждан, посещающих указанный район, должна быть гарантия, что в результате сброса недо-статочно очищенных сточных вод не произойдёт загрязнение поверх-ностного водного объекта (реки ...), что сброс сточных вод не создаст опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем.

Таким образом, в настоящее время обеспечение прав жителей Ржевского района, других граждан может быть обеспечено только по-средством обращения в суд и обязания ответчика устранить допущенные нарушения.

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допу-скаемые при сбросе сточных вод, прямо затрагивают интересы неопре-деленного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде.

Интересы Российской Федерации по данному иску заключаются в том, что сброс сточных вод осуществляется в поверхностные водные объекты, которые являются федеральной собственностью. Несоблюдение условий водопользования, нарушает законные интересы Российской Федерации по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению эколо-гической безопасности граждан.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соб-людении Федерального законодательства всеми организациями, предприя-тиями, юридическими и физическими лицами.

Согласно пунктам 1., 5.1.4. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (в ред. Приказа Росприроднадзора от 22.11.2007 года № 481), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-пользования (Росприроднадзора) по Тверской области является территориаль-ным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федераль-ной службы по надзору в сфере природопользования, к полномочиям кото-рой отнесено осуществление контроля и надзора за использованием и охра-ной водных объектов (федеральный государственный контроль и над-зор за использованием и охраной водных объектов).

Нарушения законодательства, допущенные при сбросе сточных вод прямо затрагивают интересы Росприроднадзора по Тверской области который, в свою очередь, представляет и защищает государственные интересы (интересы Российской Федерации) в данных вопросах согласно Положению.

В соответствии с пунктом 4.4. статьи 44 Водного кодекса РФ, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещён по осно-ваниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно статье 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благо-получии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, обору-дования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

На основании статьи 3 Федерального закона «Об окружающей среде», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной дея-тельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружа-ющей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со статьёй 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создаю-щей такую опасность.

Статья 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении дея-тельности юридических и физических лиц, осуществляемой с наруше-ниями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматрива-ются судом или арбитражным судом.

В статье 22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматри-вают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В данном случае рассматривается исковое дело о защите прав и законных интересов граждан (неопределённого круга лиц) и государства по спору, возникшему из экологического правонарушения.

В соответствии со статьёй 12 ГК РФ в качестве способа защиты граж-данских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопре-делённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор просит в целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружа-ющей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благо-получию населения обязать ООО «Дантон-Птицепром» (местонахождение: ... приоста-новить деятельность по сбросу недостаточно очищенных производствен-ных и хозяйственно-бытовых сточных вод в реку ... приток ... с очистных сооружений расположенных по адресу: ..., ..., ..., до устране-ния нарушений природоохранного и санитарного законодательства, а имен-но: до получения решения о предоставлении водного объекта в пользова-ние для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям: по аммиаку (по азоту), железу, по нитритам (по N02), по нитратам, по БПК5, по ХПК, по нефтепродук-там и по микробиологическим показателям: по ОКБ и ТКБ.

В судебном заседании старший помощник Осташковского межрайон-ного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоох-ранной прокуратуры Чернышёв Н.Б., исковые требования поддержал в полном объёме по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представители Ответчика - Общества с ограниченной ответственнос-тью «Дантон-Птицепром» - Алексеев Б.В., Гридасов О.А., Мачнева М.В. м Смирнов В.И. исковые требования Осташковского межрайонного природо-охранного прокурора признали в полном объёме.

Представители 3-х лиц на стороне Ответчика - Администрации Ржев-ского района Тверской области - Милова И.А. и Чуракова А.Н., и Админист-рации муниципального образования «Сельское поселение «Есинка» - Каню-кова Т.Н., возражений против удовлетворения исковых требований Осташ-ковского межрайонного природоохранного прокурора не имеют.

Заслушав доводы представителя Осташковского межрайонного приро-доохранного прокурора, представителей Ответчика и третьих лиц на стороне Ответчика, суд пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Осташковского межрайонного природоохранного прокурора.

Представителями ответчика - Общества с ограниченной ответствен-ностью «Дантон-Птицепром» - Алексеевым Б.В., Гридасовым О.А., Мачне-вой М.В. и Смирновым В.И. иск Осташковского межрайонного природо-охранного прокурора признан в полном объёме.

Признание иска представителями Ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому - подлежит принятию судом.

Представителям Ответчика разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании Ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных Истцом требо-ваний.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Дантон-Птицепром» (местонахождение: ... приостановить деятель-ность по сбросу недостаточно очищенных производственных и хозяйствен-но-бытовых сточных вод в реку ..., приток реки ..., с очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., ... до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства, а именно: до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям: по аммиаку (по азоту), железу, по нитритам (по NО2), по нитратам, по БПК5, по ХПК, по нефтепродуктам и по микробиоло-гическим показателям: по ОКБ и ТКБ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном форме.

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2010 года.

Федеральный судья: С.Н. Черняев

Решение не вступило в законную силу.