Дело № 2-83-2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ржевский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной Т.П.. при секретаре Куликовой В.В., с участием помощника военного прокурора Тверского гарнизона Московского военного округа Ханцевича С.В., ответчика Пинчука В.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ржеве 25 февраля 2011 года гражданское дело по иску военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г.Москва) к Пинчуку В.Н. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку У С Т А Н О В И Л : Военный прокурор Пензенского гарнизона в интересах Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г.Москва) обратился в суд с иском к Пинчуку В.Н. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку в размере 127 059 рублей 17 копеек, а также расходов по уплате госпошлины. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 года № 402 была утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования. В соответствии с § 3 приказа начальника Тульского артиллерийского инженерного института от 1 августа 2007 года № 96 Пинчук В.Н. был зачислен на 1 курс Тульского артиллерийского инженерного института (далее - ТАИИ) на факультет «Эксплуатация ракетно-артиллерийского вооружения» и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой». 1 сентября 2008 года Пинчук В.Н. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в лице начальника ТАИИ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на свою военную или специальную подготовку, в размере 35 350 (тридцать пять тысяч триста пятьдесят) рублей в год. В соответствии с приказом начальника филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Тула, бывшее - ТАИИ) № 161 от 20 августа 2010 года, Пинчук В.Н. с 23 августа 2010 года исключен из списков личного состава Военного учебно-научного центра Сухопутных войск Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Тула, бывшее -ТАИИ) и направлен в распоряжение начальника филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Пенза, далее - филиал ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза)). В соответствии с приказом начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) № 37 от 24 августа 2010 года, Пинчук В.Н. зачислен в списки личного состава. В соответствии со ст. 94 приказа Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12.03.2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения», § 1 приказа начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) № 48 от 8 сентября 2010 года, Пинчук В.Н. был отчислен из числа курсантов в связи с невыполнением им условий контракта (в связи с нежеланием учиться). За период обучения в ТАИИ и филиале ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) на военную и специальную подготовку Пинчука В.Н. из средств федерального бюджета было затрачено 127 059 руб. 17 коп., согласно расчёту взыскиваемой денежной суммы, которую Пинчук В.Н. до настоящего времени не возместил. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею. Статья 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооружённых Сил РФ, которые, в свою очередь (ч. 1 ст. 10), являются государственной военной организацией. Согласно п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (ими им предоставлено во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Из вышеизложенного следует, что ущерб причинён не конкретной воинской части, а собственности Российской Федерации, т.е. нарушены её интересы, и прокурор обязан обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. В судебном заседании помощник военного прокурора Тверского гарнизона Московского военного округа Ханцевич С.В., действующий по доверенности, поддержал доводы, изложенные в иске, уточнив заявленные требования: просил взыскать с Пинчука В.Н. в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в лице филиала в г. Пензе средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере 127 059 рублей 17 копеек, посколькуфилиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ» не является юридическим лицом, а является структурным подразделением Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» (<адрес> поля,4), в связи с чем Истец - Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ» в г. Пензе иск поддерживает, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Ответчик Пинчук В.Н. иск не признал, суду показал, что действительно с 1 августа 2007г. проходил обучение в Тульском артиллерийском инженерном институте на факультете ракетно-артиллерийского вооружения. На втором курсе обучения 1.09.2008г. с ним заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на время обучения в военно-учебном заведении и пяти лет военной службы после его окончания. Контрактом была предусмотрена обязанность возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 35 350 рублей в год. В связи с закрытием Тульского АИИ с 24.08.2010г. переведен в филиал ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» г. Пензы. На новом месте обучения надлежащей учебной базы для обучения на факультете не было, вместо занятий в течение 2-х недель курсанты, в том числе и он, занимались косметическим ремонтом, кроме того, вещевым довольствием на новом месте обучения обеспечены не были. Имеет ли филиал государственную лицензию, им сообщить отказались. В связи с данными обстоятельствами он и еще несколько курсантов вынуждены были написать заявление об отчислении по собственному желанию, но их принудили написать заявление об отчислении в связи с нежеланием учиться, в противном случае не выпустили бы из института. Рапорт об отчислении им написан 7.09.10 г. При отчислении из филиала в бухгалтерии его уведомили, что должен возместить средства, затраченные на обучение в размере 127 059 руб.17 коп., после чего заставили расписаться и написать под диктовку, что согласен с суммой возмещения. Не признает исковые требования, поскольку контракт был заключен с начальником Тульского АИИ на обучение именно в данном институте. Контракт прекращен не по его вине, а в связи с расформированием указанного института; с филиалом ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» г. Пензы контракт не перезаключал. Кроме того, контрактом предусмотрена сумма возмещения средств, затраченных на обучение исходя из 35 350 рублей в год, однако сумма иска исчислена за 2009г. из 40 260 рублей, за 2010г.- из 55 080 руб. Заслушав пояснения прокурора, ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность т управление ею. Ст.11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооруженных Сил РФ, в свою очередь (ч.1 ст.10), являются государственной военной организацией. В соответствии с п. 12 ст. 1 указанного закона имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 ГК РФ). В связи с указанным, обращение Военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах Российской Федерации в суд с иском к ответчику о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, является правомерным. В судебном заседании установлено, что на основании § 3 приказа начальника Тульского артиллерийского инженерного института № 96 от 01.08.2007 года Пинчук В.Н. зачислен на первый курс в Тульский артиллерийский инженерный институт на факультет «Эксплуатация ракетно-артиллерийского вооружения», назначен на должность курсанта с присвоением воинского звания «рядовой». 01.09.2008 года Пинчук В.Н. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на свою военную или специальную подготовку, в размере 35350 рублей в год. Приказом начальника филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Тула, бывшее - ТАИИ) № 161 от 20 августа 2010г. Пинчук В.Н. исключен из списков личного составаВоенного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Тула, бывшее -ТАИИ) и направлен в распоряжение начальника филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Пенза) для дальнейшего обучения и прохождения военной службы с выдачей денежного, продовольственного и вещевого аттестатов. 24.08.2010 года в соответствии с приказом начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) № 37 от 24.08.2010 года. Пинчук В.Н. зачислен в списки личного состава курсантов филиала. 08.09.2010 года на основании рапорта Пинчука В.Н. об отчислении из числа курсантов филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза), в связи с нежеланием учиться от 07.09.2010 года, учёный совет филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) постановил ходатайствовать об отчислении Пинчука из числа курсантов филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза), что подтверждается выпиской из протокола № 26к от 08.09.2010 года. В соответствии с § 1 приказа начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) № 48 от 08.09.2010г. Пинчук В.Н. отчислен из филиала в связи с нежеланием учиться. Этим же приказом, с 8.09.2010г. исключен из списков личного состава курсантов филиала и всех видов обеспечения, уволен с военной службы на основании п.п. «ж» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007г. № 402 удержать с рядового Пинчука В.Н. средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в сумме 127 059 рублей 17 копеек. На момент рассмотрения настоящего дела указанный приказ не отменен и не изменен. Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании ответчиком. Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. В соответствии со ст. 4 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237 (с последующими изменениями и дополнениями) контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования; в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку. Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся: наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку; наличие в контракте размера подлежащих возмещению средств; совершение виновных действий, связанных с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования. Судом установлено, что 1 сентября 2008 года с Пинчуком В.Н. заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ от имени Российской Федерации Министерством обороны РФ в лице начальника Тульского артиллерийского инженерного института, поэтому при переводе в иное военное учебное заведение перезаключение контракта не предусмотрено, поскольку он заключен не с конкретным военно-учебным заведением( Тульским АИИ), а с Министерством обороны на время обучения в военно-учебном заведении и 5-ти лет военной службы после его окончания. Военно-учебное заведение контрактом не конкретизировано, поэтому доводы утверждения ответчика, что контракт заключен именно с Тульским АИИ, а в связи с его ликвидацией обязанность по возмещению затраченных на его обучение средств не может быть взыскана, суд находит несостоятельными. Как установлено в судебном заседании Пинчук В.Н. отчислен 08.09.2010 года из филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Пенза) по причине нежелания учиться. Доводы ответчика о том, что расчет подлежащих возмещению с него сумм могпроизводиться только после заключения с ним контракта, т.е. с 1.09.2008 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе. Пункт 2 контракта, заключенного с Пинчуком о прохождении военной службы в ВС РФ предусматривает его обязанность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку, в размере 35350 рублей в год, на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания. Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007г. № 402 определено, что оно вступает в силу с 1 июля 2007 г. и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. При этом законодатель не связывает обязанность возмещения затрат на подготовку в случае отчисления из военного учебного заведения в связи с нежеланием продолжить обучение с моментом заключения самого контракта, а связывает с периодом обучения. При таких обстоятельствах, в соответствии с приведенными выше положениями и п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ответчик обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, за весь период обучения, а не с момента заключения указанного контракта. Оснований для освобождения Пинчука от указанной обязанности не имеется и законом таковых не предусмотрено. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен Постановлением Правительства РФ от 25.06.07 № 402 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования», которым утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению денежных средств федерального бюджета, затраченных на военную (специальную) подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования. В соответствии с п. 2 указанной Методикой (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2007г. № 629) размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. Период, на который определяются указанные расходы, составляет 1 финансовый год (п. 5 Методики). Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы (п.6 Методики). Согласно п. 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств. Таким образом, доводы ответчика о том, что сумма возмещения должна исчисляться из определенной в контракте суммы 35 350 рублей, не соответствуют закону. Согласно представленному расчету взыскиваемых денежных сумм, общая сумма взыскиваемых денежных средств составила 127059 рублей 17 копеек, из них: за 2007 год - 35350рублей : 12 месяцев х 5 мес.(количество полных месяцев обучения) = 14 729 рублей 17 копеек; за 2008 год - 35350 рублей : 12 месяцев х 12 (количество полных месяцев обучения) = 35350 рублей; за 2009 год - 40 260 : 12 месяцев х 12 (количество полных месяцев обучения) = 40 260 рублей; за 2010 год - 55 080 : 12 месяцев х 8 мес. (количество полных месяцев обучения) = 36720 рублей. Данный расчет произведен в соответствии с вышеприведенной Методикой, поэтому размер суммы, подлежащий взысканию, у суда не вызывает сомнений. В связи с чем суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) в лице его филиала в г. Пензе денежные средства, потраченные на военную подготовку в период с 01.08.2007 года по 08.09.2010 года в размере 127 059 рублей 17 копеек. Оснований для снижения вышеназванного размера взыскиваемых денежных сумм не имеется. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, предусмотренные Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О материальной ответственности военнослужащих», не могут быть применены при разрешении данного спора, поскольку указанные правовые нормы регулируют иные правоотношения, возникшие в результате причинения военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Применение аналогии закона к рассматриваемым правоотношениям не допустимо, поскольку они урегулированы нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Ссылка ответчика на его тяжелое материальное положение, а также не является основанием для снижения размера взыскиваемых денежных сумм, обязанность по возмещению которых в полном размере установлена вышеприведенными правовыми нормами, а служит лишь поводом к рассмотрению вопроса о возможной рассрочке либо отсрочке исполнения решения суда. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с учетом размера удовлетворенной части исковых требований, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 3741 руб. 18 коп. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Военного прокурора Пензенского гарнизона, действующего в интересах Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) в лице его филиала в г. Пензе, к Пинчуку В.Н. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку- удовлетворить. Взыскать с Пинчука В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военного научно-учебного центра «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) в лице его филиала в г. Пензе средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 127 059 (сто двадцать семь тысяч пятьдесят девять) рублей 17 копеек. Взыскать с Пинчука В.Н. государственную пошлину в размере 3741 (три тысячи семьсот сорок один) руб. 18 коп. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательной форме. Председательствующий: Т.П.Сорокина.