постановление по делу о нарушении требований пожарной безопасности



Дело № 5 – 26 / 2010 год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

23 июля 2010 года Город Ржев Тверской области

Федеральный судья Ржевского городского суда Тверской области Черняев С.Н., при секретаре Панкратьевой М.Н., с участием главного специалиста – государственного инспектора отдела Государственного пожарного надзора по городу Ржеву и Ржевскому району МЧС России по Тверской области Голубева Д.Н., рассмотрев материал, представленный начальником отдела Государственного пожарного надзора по городу Ржеву и Ржевскому району Тверской области об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен (Путевая машинная станция № 199 Октябрьской дирекции по ремонту пути – Путьрем» – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен),

У С Т А Н О В И Л:

09 июня 2010 года в 11 часов 00 минут на территории ПМС-199 – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, выявлено нарушение ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 года, регистрационный № 4836, и пункта 6 статьи 70 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: на территории станции установлены три ёмкости с мазутом  –  топливом для модульной котельной, объёмом 150м3, а в 20м западнее находится одноэтажный, деревянный, шестиквартирный жилой дом, чем создаётся непосредственная угроза жизни и здоровью людей, проживающих в жилом доме.

В судебном заседании государственный инспектор отдела Государственного пожарного надзора по городу Ржеву и Ржевскому району МЧС России по Тверской области Голубев Д.Н. пояснил, что в период с 07 по 20 апреля 2010 года совместно с работником транспортной прокуратуры ФИО3 им проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ПМС-199. Тогда впервые и было выявлено указанное нарушение. В адрес руководства ПМС-199 было внесено предписание об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2010 года. Данный срок устно был согласован с главным инженером ФИО5. Выявленные в ходе проверки нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, поскольку жилой дом, расположенный в 20м от топливных ёмкостей ПМС-199, представляет собой деревянное строение барачного типа, относящееся к самой опасной – 5 степени огнестойкости. В доме проживает 5 семей – всего 17 человек. При возникновении пожарной опасности расстояние в 20м не обеспечивает должного уровня безопасности жителей дома. Кроме того, нельзя исключать и того, что огонь может придти к складу горючих жидкостей от самого дома, в котором имеется печное отопление.

Представитель Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), будучи надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В присланных в адрес суда возражениях на протокол № 106 от 09 июня 2010 года об административном правонарушении в области пожарной безопасности, представитель ОАО «РЖД» Полубарова О.В. указала, что Модульная котельная объемом 150м3 с топливным хозяйством была введена в эксплуатацию в 2002 году. Размещение данного объекта было согласовано со всеми соответствующими организациями. На момент введения объекта в эксплуатацию Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят не был. По общему правилу, закреплённому в части 4 статьи 4 Закона, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Закона не распространяются, то есть речь идёт о зданиях, сооружениях и строениях, существующих на день вступления в силу настоящего Закона, то есть на 01 мая 2009 года. В случаях, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, в соответствии с рассматриваемой нормой собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями. Статья 5 Закона содержит общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности. Согласно пункту 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе, организационно-техническими мероприятиями. В соответствии с пунктом 1.2 ГОСТ 12.1.004-91, объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе, их вторичных проявлений на требуемом уровне. Указанные в пункте 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в части 3 статьи 5 Закона в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, система предотвращения пожара – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (пункт 39); система противопожарной защиты – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (пункт 41). Модульная котельная с топливным хозяйством спроектирована согласно нормам пожарной безопасности и согласно пункту 4 Закона приняты все меры по обеспечению системой обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а именно: ёмкости для хранения мазута имеют предохранительные клапана, предотвращающие возникновение избыточного давления в емкостях; на ёмкостях имеется теплоизоляция, предотвращающая от перегрева; в случае разлива мазута имеется обваловка и ловушка для откачки и неконтролируемого разлива мазута. Данное обстоятельство говорит о том, что у модульной котельной с топливным хозяйством ПМС-199 система пожарной безопасности характеризуется уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, исключает возникновение пожара, обеспечивает пожарную безопасность людей и материальных ценностей. Замечаний со стороны проверяющих по вопросам пожарной безопасности не установлено. В соответствии с Правилами пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315) топочный мазут не относится к классам опасных и особо опасных веществ, что говорит о том, что данный материал не характеризуется возможностью возникновения горения или взрыва. Согласно Межгосударственному стандарту «Грузы опасные» и таблицы № 1 топочный мазут относится к 9 классу опасности. С учётом вышеизложенного, представитель ОАО «РЖД» считает, что нарушений норм законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в ПМС-199 – структурном подразделении Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» нет, в связи с чем, отсутствуют и правовые основания для привлечения предприятия к административной ответственности по статье 20.4. части первой Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Допрошенный в качестве свидетеля главный инженер ПМС-199 ФИО5 показал суду, что модульная котельная отапливает контору и цеха станции, реально под мазут используются только две ёмкости из трёх, а территория ПМС-199 от жилого барака отгорожена бетонным забором. ПМС, действительно выдавалось предписание для устранения выявленного нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2010 года. Однако в установленный срок устранить выявленное нарушение невозможно, поскольку на переустройство топливных ёмкостей необходимы денежные вложения, которых в настоящее время нет, эти затраты в этом году могут быть запланированы лишь на следующий год.

Заслушав пояснения и доводы государственного инспектора отдела Государственного пожарного надзора по городу Ржеву и Ржевскому району МЧС России по Тверской области Голубева Д.Н., изучив возражения на протокол № 106 от 09 июня 2010 года об административном правонарушении в области пожарной безопасности представителя ОАО «РЖД» Полубаровой О.В, допросив свидетеля ФИО5, и, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришёл к выводу о том, что установлены достаточные данные, указывающие на наличие в деянии юридического лица – ОАО «РЖД» в лице Путевой машинной станции № 199 Октябрьской дирекции по ремонту пути – Путьрем» – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – состава административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правона­рушениях.

Судом достоверно установлено, что Модульная котельная ПМС-199 объемом 150м3 с топливным хозяйством, расположенная по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, была введена в эксплуатацию в 2002 году. На территории станции установлены три ёмкости с мазутом  –  топливом для модульной котельной, объёмом 150м3. В 20м от ёмкостей с мазутом находится одноэтажный, деревянный, шестиквартирный жилой дом.

Данные факты подтверждены протоколом № 106 от 09 июня 2010 года об административном нарушении в области пожарной безопасности, фотоснимками местности, на которой расположены территория ПМС-199 и расположенный рядом с ней жилой дом.

В соответствии с пунктом 3 и таблицей 2  Строительных норм и правил градостроительства, планировки и застройки городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89*, дата введения в действие 01.01.1990 года), расстояние от жилых зданий IIIа, IIIб, IV, IVа, V степени огнестойкости до складов горючей жидкости I группы вместимостью от 100м3 до 800м3, предусматриваемых в составе котельных, должно быть не менее 40м.

В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (вступил в действие с 01.05.2009 года), противопожарные расстояния от жилых домов и общественных зданий до складов нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2000 кубических метров, находящихся в котельных, на дизельных электростанциях и других энергообъектах, обслуживающих жилые и общественные здания, сооружения и строения, должны составлять не менее расстояний, приведённых в таблице 13 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с таблицей 13 «Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений до складов горючих жидкостей» приложения к указанному выше Федеральному закону, расстояние от склада вместимостью более 100м3, но не более 800м3, при IV, V степени огнестойкости зданий, сооружений и строений должно быть не менее 40м.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Суд признаёт, что расположение ёмкостей с мазутом на территории ПМС-199 в 20м, то есть с двукратным нарушением минимального расстояния, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от жилого дома создаёт реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в доме людей в случае возникновения пожара, в связи с чем, положения указанного Федерального закона распространяются на склады горючей жидкости котельной ПМС-199.

Оценивая довод представителя ОАО «РЖД» о том, что модульная котельная с топливным хозяйством спроектирована согласно нормам пожарной безопасности, и, согласно пункту 4 Закона, приняты все меры по обеспечению системой обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, суд отмечает, что данный довод носит голословный характер. Достоверных доказательств того, что указанные в возражениях на протокол об административном правонарушении меры обеспечивают необходимый уровень безопасности людей и материальных ценностей, исключают возникновение пожара, обеспечивают пожарную безопасность людей и материальных ценностей, суду представлено не было. Достаточность принятых ОАО «РЖД» мер не подтверждено соответствующим заключением специалистов Государственного пожарного надзора.

Таким образом, в деянии Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Путевой машинной станции № 199 Октябрьской дирекции по ремонту пути – Путьрем» – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги») содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, которые создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

При назначении наказания суд учитывает, что вышеизложенное правонарушение создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в жилом доме, расположенном в 20м от ёмкостей с мазутом, вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем, считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.  

Руководствуясь частью первой статьи 20.4., статьями 29.5.-29.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», расположенное по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, в лице Путевой машинной станции № 199 Октябрьской дирекции по ремонту пути – Путьрем» – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его наказанию за совершение данного административного правонарушения в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации Модульной котельной установки с топливным хозяйством Путевой машинной станции Номер обезличен Октябрьской дирекции по ремонту пути – Путьрем» – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенной по адресу: ..., ..., ..., сроком на 60 (шестьдесят) суток, то есть с 23 июля 2010 года по 22 сентября 2010 года включительно.

На основании части первой статьи 32.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление судьи об административном приостановлении деятельности подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения.

         Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Тверской областной суд через Ржевский городской суд.

        

Федеральный судья С.Н. Черняев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200