Дело № 5-49 2010 год П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Ржев 16 декабря 2010 года рассмотрев административный материал, представленный И.о. начальника департамента здравоохранения Тверской области Максимовой Н.Е., об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20. КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения здравоохранения "Ржевский родильный дом" (МУЗ "Ржевский РД"), расположенного по адресу: <данные изъяты>, у с т а н о в и л : И.о. начальника департамента здравоохранения Тверской области в суд представлен административный материал в отношении МУЗ "Ржевский РД" об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20. КоАП РФ. В протоколе указано, что 24 ноября 2010 года с 16 до 19 час. и 30 ноября с 10 час. 30 мин. до 12 час. в соответствии с приказом департамента здравоохранения Тверской области от 15.11.2010 года № 392 отдел лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества оказания медицинской помощи департамента здравоохранения Тверской области провел плановую контрольную выездную проверку соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствии с лицензией № 69-06-000013 от 22.11.2007 года, в МУЗ "Ржевский РД", расположенном по адресу: г<данные изъяты> В ходе проверки обнаружены следующие нарушения: а) осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № З ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" с грубым нарушением лицензионных требований и условий по адресу: 172386, Тверская обл., г.Ржев, Заводское шоссе, дом 9 - нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 648: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата), осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям, а именно: - отсутствует холодильник для хранения наркотических средств, требующих особых условий хранения - несоблюдение требований пункта 4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств". - нарушение подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 648: г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 20 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и правил хранения наркотических средств и психотропных веществах», а именно: - не соблюдаются требования к хранению наркотического средства <данные изъяты> 2% 1 мл 10310, требуемые условия хранения: при температуре не выше 15°С, хранение осуществляется при комнатной температуре - несоблюдение требований пункта 32 Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств". - нарушение подпункта "л" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствий с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 648: л) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) требований по допуску лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, установленных Правительством Российской Федерации, а именно: - в трудовые договора сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, не включены взаимные обязательства администрации организации (МУЗ "Ржевский РД") и работников, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ - несоблюдение требований пункта 3 постановления Правительства РФ от 06.08.1998 № 892 "Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами". Таким образом, МУЗ "Ржевский РД" допущено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20. КоАП РФ. В судебном заседании представитель МУЗ "Ржевский РД" Серов А.Н. пояснил, что с выявленными нарушениями не согласен. Хранение наркотических средств в холодильнике не предусмотрено Правилами хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1148, данные Правила обязывают хранить наркотические средства в сейфе. Наркотическое средство Промедол 2% 1 мл серия 10310 действительно должно храниться при температуре не выше 15°С. Однако при проведении проверки температуру в помещении, где хранится промедол, никто не измерял. Он не согласен с тем, что температура в данном помещении была выше 15 градусов, поскольку данное помещение не отапливается. Трудовые договоры заключаются сразу при приеме граждан на работу, при этом никто из них еще не имеет допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Когда работники получают допуск к работе с НС и ПВ, издается соответствующий приказ о допуске и о порядке хранения, учета использования наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Заслушав пояснения и доводы представителя МУЗ "Ржевский РД", исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица МУЗ "Ржевский РД" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20. КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Согласно п.4 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", на нарушение которого указанно в протоколе об административном правонарушении, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми. В п.9 этого же приказа указано, что отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранятся наркотические и психотропные лекарственные средства. В соответствии с ч.1 ст.20 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Такой порядок определен Правилами хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1148 (с изменениями от 9 июня 2010 г.). Согласно п.7 данных Правил в помещениях, относящихся к 3-й категории (к 3-й категории относятся помещения учреждений здравоохранения, предназначенные для хранения 5-дневного и (или) 3-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных - п.4 Правил), наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 килограммов прикрепляется к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления. Таким образом, ни в одном из нормативных актов не указано на обязанность хранения наркотических средств и психотропных веществ в холодильнике. В протоколе об административном правонарушении указано, что МУЗ "Ржевский РД" не соблюдает требования к хранению наркотического средства <данные изъяты> 2% 1 мл серия 10310, требуемые условия хранения: при температуре не выше 15°С, хранение осуществляется при комнатной температуре. На основании п.32 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации. К материалам дела не приложено никакой нормативной документации с требованиями, предъявляемыми к хранению промедола. С учетом того, что представитель МУЗ не отрицал того, что данный лекарственный препарат должен храниться при температуре не свыше 15°С, суд считает данные обстоятельства установленными. Вместе с тем, доказательств нарушения вышеназванных требований суду не представлено. Ни в протоколе, ни в акте проверки от 30.11.2010 года не указано проводились ли замеры температуры в помещении, в котором хранился промедол, и каковы их результаты. В судебном заседании представитель МУЗ утверждал, что температура в помещении, где хранился промедол, не измерялась. Данные утверждения ничем не опровергнуты. Также в протоколе об административном правонарушении указано, что в трудовые договора сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, не включены взаимные обязательства администрации организации (МУЗ "Ржевский РД") и работников, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении помимо других данных указывается событие административного правонарушения. При этом событие должно быть описано подробно и конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния. В протоколе не указано в трудовые договоры каких конкретно работников не включены взаимные обязательства администрации и работников, в связи с чем невозможно проверить достоверность указанных в протоколе сведений. К материалам дела приложен трудовой договор № 71 от 18.02.2009 года, заключенный между МУЗ "Ржевский РД" и Сазоновой С.В. По всей видимости именно в договор с данным работником не включены взаимные обязательства администрации и работника, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако это является лишь предположением суда, поскольку никаких указаний на этот счет в протоколе об административном правонарушении нет. Анализируя содержание вышеназванного трудового договора, суд приходит к выводу, что в нем определены права, обязанности и ответственность сторон в соответствии с трудовым законодательством, иными федеральными законами и законодательством РФ. Поэтому утверждения о том, что в трудовой договор не включены обязательства, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируемые законодательством РФ, являются несостоятельными. Согласно ст.1.5. ч.1, 3, 4 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поэтому суд считает, что вина МУЗ "Ржевский РД" не доказана, в его действиях отсутствует административного правонарушения. В соответствии со ст.24.5. ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Руководствуясь ст.29.5-29.11 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л : Производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального учреждения здравоохранения "Ржевский родильный дом" (МУЗ "Ржевский РД"), расположенного по адресу: <данные изъяты> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20. КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Тверской областной суд через Ржевский городской суд. Федеральный судья Л.А. Ильина