Дело №2-358/2010
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Ржакса
09.11.2010 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.
При секретаре Романовой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешковой Л.Л. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о включении в спец стаж, дающий право на получение льготной пенсии, определенных периодов работы,
Установил:
Мешкова Л.Л. со 02.01.1985 года с незначительными перерывами работает в школе. Полагая, что имеет педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, она 05.05. 2010 года обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии, предоставив все необходимые документы. Однако решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Мешковой отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку по мнению, ответчика в стаж для назначения пенсии не входит время нахождения на курсах повышения квалификации, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Мешкова Л.Л., не соглашаясь с решением ГУ УПФ РФ в <адрес>, обратилась в суд с иском о включении ей в спец. стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, времени нахождения на курсах повышения квалификации и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В судебном заседании Мешкова Л. Л. поддержала свои требования и пояснила, что со 02.01.1985 года она назначена учителем в С. среднюю школу, где работает по настоящее время. За время работы в школе неоднократно направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом за ней сохранялось место работы и заработная плата. Кроме того, Мешкова находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Именно эти периоды её работы исключены из стажа, дающего право на назначение льготной пенсии. Мешкова Л.Л. не согласна с этим, в обоснование своего мнения она ссылается на постановление Совета Министров СССР от 27.12.1959 года, ранее действующее пенсионное законодательство и обзор судебной практики Верховного Суда РФ.
Представитель ГУ УПФ РФ в <адрес> К.Н.Ю. исковые требования Мешковой не признала, пояснив, что решения УПФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ приняты на основании закона, Мешкова не имеет 25 летнего стажа, необходимого для назначения пенсии.
Время нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 года №5. Отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет стал предоставляться с 01.12.1989 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1989 года №677. Время нахождения в отпуске по уходу за детьми до трех лет не включается в спец стаж дающий право на назначение досрочной пенсии.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных в суд доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В ст. 39 ч.2 Конституции РФ сказано, что пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу ст. 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» на досрочное назначение трудовой пенсии имеют право лица не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо о их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установлены для указанной категории лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию по старости. Это направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогическая деятельность). Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из записей в трудовой книжке - основном документе, подтверждающем стаж работы в силу ст. 66 ТК РФ, следует, что Мешкова Л.Л. с 1985 года по настоящее время работает в школе.
За время работы Мешкова неоднократно находилась на курсах повышения квалификации. Данные периоды времени не включены решением УПФ в спец стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. По мнению суда, время нахождения на курсах повышения квалификации не обосновано, исключены из стажа, дающего право на назначение льготной пенсии. Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст. 3 вышеназванного закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд. Статьей 11 данного закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж, перечень данных периодов исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан (постановление Конституционного Суда от 29.01.2004 года №2-П). В судебном заседании достоверно установлено, что Мешкова направлялась на курсы повышения квалификации работодателем с сохранением места работы и заработной платы, откуда следует, что за эти периоды производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Мешкова имеет дочь Елену, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи, с чем находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 29.07.1989 года по 31.07.1989 года.
Решением УПФ в спец. стаж ей не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29. 07.1987 года по 31.07.1987 года. По мнению суда, данное решение не совсем верно, поскольку до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В связи, с чем время нахождения Мешковой в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежит включению в спец стаж.
Ссылка представителя УПФ на постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года как на основание для отказа в удовлетворении требований Мешковой, по мнению суда несостоятельна. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детей» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных норм законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9.12.1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права а трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды времени, а именно нахождение на курсах повышения квалификации, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат включению в спец. стаж, дающий право на назначение льготной пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Мешковой Л.Л. удовлетворить:
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в спец стаж, дающий право на назначение льготной пенсии Мешковой Л.Л. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 29.07.1987 по 31.07.1987 года (2 дня), время нахождения на курсах повышения квалификации: со 02.07.1990 года по 28.07.1990 года (27 дней), со 02.01.1991 года по 06.01.1991 года (5 дней), с 01.07.1991 года по 30.07.1991 года (30 дней), с 15.06.1992 года по 15.07.1992 года (31 день), с 29.03.1993 года по 31.03.1993 года (3 дня), с 04.01.1995 года по 06.01.1995 года (3 дня), с 14.02.1995 года по 15.02.1995 года (2 дня), с 13.11.1995 года по 17.11.1995 года (5 дней).
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня оглашения.
Судья: подпись Севастьянова Е.В.
Верно. Судья : Севастьянова Е.В.