Дело №2-401/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» декабря 2010 года
р.п. Ржакса
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.
при секретаре Романовой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илюхина Ю.М. к ОАО «Р.» <адрес> о признании за ним права собственности на земельную долю,
у с т а н о в и л :
Илюхин Ю.М. обратился в суд с иском к ОАО «Р.» <адрес> о признании за ним права собственности на земельную долю, площадью 7,91 га и расположенную на территории бывшего колхоза «Р.» (сейчас ОАО «Р.»).
Поддержав в судебном заседании исковые требования, Илюхин Ю.М. пояснил, что Х.М.А. его тётя по линии матери, получила в собственность землю площадью 7,91 га, расположенную в границах колхоза «Р.» (в настоящее время ОАО «Р.»). ДД.ММ.ГГГГ Х.М.А. умерла. На день смерти она проживала с сыном Х.Н.Е.. Он остался проживать в доме матери, пользовался предметами домашнего обихода, но в нотариальную контору не обратился, умер он в 1994- 1995 году. У Х. в качестве наследника остался сын, с которым Илюхин отношений не поддерживает и не знает место его проживания. Сын, по сведениям Илюхина, наследство после смерти отца не принял. Таким образом, земельная доля Х.М.А. осталась не оформленной. Илюхин считает, что он имеет право на получение данной земельной доли, потому что его мать И.К.А. (Х.) до заключения брака могла бы оформить наследство после смерти своей родной сестры Х.М.А. Однако И. (Х.М.А. до брака) К.А., мать истца по делу, не оформила наследство за сестрой и умерла ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись, к нотариусу <адрес> для оформления наследства, оставшегося после смерти Х.М.А., Илюхину в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано.
Согласно архивной справки ТОГУ «ГАТО» от 06.10.2010 года в метрической книге имеется запись о рождении Х.М., в которой имя её матери указано «Васса Ивановна», а в свидетельстве о рождении И. (Х.М.А. по рождению) К.А., её мать указана «Василиса Семеновна». Из-за указанных разночтений в документах, Илюхин не может документально подтвердить родственные отношения с Х.М.А., поэтому вынужден обратиться в суд. Он просит признать за ним право собственности на земельную долю, оставшуюся после смерти Х.М.А., в порядке наследования по праву представления за своей умершей матерью.
Представитель ОАО «Р.» М.Г.В., пояснила, что ОАО иск признает, потому что хозяйство заинтересовано в получении земельных долей в аренду. Действительно Х.М.А., являясь пенсионеркой колхоза Р., получила земельную долю в собственность. Землю из хозяйства не выделяла. Землю обрабатывает ОАО. Данная земельная доля заявлена в качестве невостребованной.
Представитель Комитета по управлению имуществом <адрес>, привлеченный судом для участия в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, из поступившего заявления следует, что комитет иск Илюхина не признает, поскольку не находит оснований для удовлетворения его требований.
Свидетели М.Л.В. и Т.Е.М. пояснили, что им как жителям <адрес> известно, что Х.М.А. родная сестра И.К.А. На день смерти Х.М.А. проживала с сыном Х.Н.Е. , который умер после матери.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных суду документов, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Во исполнение данного Указа постановлением Администрации <адрес> от 23.05.1994 года №164 «Об утверждении проектов перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий <адрес>» утвержден проект перераспределения земель колхозов района, в том числе и колхоза «Р.». Указано закрепить за коллективами сельскохозяйственных предприятий в собственность бесплатно земельные угодья согласно приложения №. В приложении перечислен в числе прочих хозяйств и колхоз «Р.» с указанием количества пайщиков и размера земельного пая.
В судебном заседании достоверно установлено, что Х.М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельства о смерти, постановлением администрации <адрес> от 23.05.1994 года №164, предоставлена земля сельхозназначения общей площадью 7,91 га в собственность, о чём выдано свидетельство о праве собственности на землю серии <данные изъяты> №, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Ограничения и обременения приведены в свидетельстве № от ДД.ММ.ГГГГ выданном колхозу «Р.» <адрес>.
Свидетельство выдано на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления Администрации района от 23.05.1994 года №164. Однако суд отмечает, что свидетельство о праве собственности на землю оформлено после смерти Х.М.А.
Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу ст.6 Закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего закона, признаётся юридически действительным при отсутствии государственной регистрации им введённой.
Статья 18 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указывает документы, удостоверяющие право на земельную долю - свидетельства о праве собственности на земельные доли, выданные до вступления в силу ФЗ РФ №122-ФЗ от 21.07.1997 года, а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из вышеизложенного следует, что Х.М.А., умершая после издания постановления Администрации района от 23.05.1994 года №164, являлась собственником земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 7,91 га (размеры взяты из свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ) - пашни 7,30 га, пастбища- 0,44 га, многолетнего насаждения-0,11 га, сенокосы-0,06 га, несмотря на отсутствие регистрации его прав в органах гос. регистрации. В силу ст.1112 ГК РФ, после смерти Х.М.А. данное имущество приобрело статус наследственного имущества (в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности).
Согласно ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Завещания, наследодатель не оставил. Наследником первой очереди по закону, в силу ст.1142 ГК РФ, является сын умершей Х.Н.Е., который фактически принял наследство, поскольку проживал на день открытия наследства с наследодателем одной семьей и после смерти матери остался проживать в её доме и продолжал пользоваться её вещами. Данный факт подтвержден свидетельскими показаниями, и показаниями истца. Показания аналогичны, последовательны, находятся в соответствии между собой. Данной совокупностью доказательств суд опровергает информацию, изложенную в справке сельсовета о том, что Х.М.А. на день смерти проживала одна.
Илюхин Ю.М. утверждает, что после смерти Х.Н.Е. наследство никто не оформлял, суд опровергает его показания ответом с нотариальной конторы о том, что наследство после смерти Х.Н.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ, оформила сестра А.Т.Н., кроме неё наследником является брат Х.А.Н., отказавшийся от доли наследства.
И. (Х.М.А. до брака) К.А. в течение девяти лет со дня смерти своей сестры до дня своей смерти (ДД.ММ.ГГГГ) не приняла наследство после смерти Х.М.А. и не оформила его. Хотя в силу ст. 1154 ГК РФ существует срок для принятия наследства – 6 месяцев со дня открытия наследства. Требования о восстановлении срока для принятия наследства не заявлены.
Как следует из ответа с нотариальной конторы от 09.11.2010 года, наследственное дело после смерти Х.М.А. не открывалось.
Основанием для признания права собственности на землю Илюхин Ю.М. указал на свои права наследника по праву представления за своей умершей матерью И.К.А..
В силу ч.2 ст.1143 ГК РФ, дети полнородных и неполнородных братьев и сестёр наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
В судебном заседании достоверно установлено, что И.К.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти наследодателя и поэтому суд не находит оснований для удовлетворения требований Илюхина Ю.М. о признании за ним права собственности на земельную долю.
Илюхин ставит вопрос об установлении факта родственных отношений между его матерью И.К.А. и её родной сестрой Х.М.А. Суд не находит для этого оснований, потому что установление данного факта не влечет за собой каких- либо последствий, а суд устанавливает лишь те факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан (ст. 264 ГПК РФ).
Ссылка Илюхина на незнание о наличии земельной доли у наследодателя несостоятельна, поскольку закон связывает открытие наследства со смертью гражданина, а не с информацией о наличии или отсутствии у умершего какого-либо имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования Илюхина Ю.М. к ОАО «Р.» <адрес> о признании за ним права собственности на земельную долю, общей площадью 7, 91 га, ранее оформленную на имя Х.М.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение 10 суток со дня оглашения путем подачи кассационной жалобы через Ржаксинский районный суд.
Судья : Севастьянова Е.В.