Дело №2-10\2010
Решение
Именем Российской Федерации
Р.п.Ржакса
12.01.2011 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.
При секретаре Романовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герасимовой М.Г. об оспаривании неправомерных действий администрации Р. поссовета,
установил:
Герасимова М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Г.М.В.. Она проживает вместе со своей матерью Т.Н.М. у родственницы К.Т.Н. в квартире, принадлежащей К. на праве собственности и расположенной в <адрес>.
Герасимова М.Г. обратилась в администрацию Р. поссовета с заявлением о постановке её и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации поссовета от 25.11.2010 года и постановлением администрации Р. поссовета от 26.11.2010 года Герасимовой и членам её семьи отказано в принятии и внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не соглашаясь с решением администрации поссовета, Герасимова М.Г. 03.12.2010 года обжаловала его в суд.
В судебном заседании, поддержав свои требования Герасимова пояснила, является вдовой участника ВОВ Г.М.В., умершего в ДД.ММ.ГГГГ. На день его смерти она проживала в <адрес> в доме, принадлежащем на праве собственности её мужу Г.М.В. 2\5 доли, которые Герасимова М.Г. подарила ему в 1988 году, и её матери Т.Н.М. в размере 3\5 доли. Дом был поделен, в одной половине жила Т.Н.М., во второй семья Г.. После смерти мужа Герасимова М.Г. вступила в наследство по завещанию, продолжая проживать в указанном доме. По просьбе детей Г. от первого брака она продала дом в 2006 году и перешла жить вместе с матерью Т.Н.М. в квартиру К.Т.Н., приходящейся ей дальней родственницей. Деньги от продажи дома поделила между детьми Г.М.В. Заявитель считает, что имеет право на улучшение жилищных условий как вдова участника ВОВ.
К.Л.Н., допрошенная в качестве свидетеля, являясь родственницей Герасимовой М.Г., дала аналогичные ей показания.
Представитель администрации поссовета Б.Л.А. требования Герасимовой М.Г. не признала и пояснила, что заявление Герасимовой М.Г. о признании её и членов её семьи нуждающимися в предоставлении жилья было предметом рассмотрения на заседании комиссии по жилищным вопросам администрации Р. поссовета. Учитывая, что Герасимова продала свой дом в декабре 2006 года, то есть менее 5 лет назад преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, комиссия не нашла оснований для постановки Герасимовой на учет на получение жилья.
<данные изъяты>.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд установил следующее:
Герасимова М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно удостоверения № является вдовой участника ВОВ, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для жен, погибших военнослужащих, в том числе умерших участников Великой Отечественной войны. Суду представлена копия удостоверения, согласно которому Г.М.В. являлся инвалидом <данные изъяты> группы имел право на льготы для инвалидов ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ он умер. На день смерти он состоял в зарегистрированном браке с Герасимовой М.Г. (брак зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ). После его смерти Герасимова в повторный брак не вступила, то есть является вдовой участника ВОВ, о чем имеет удостоверение №. Обязанность государства гарантировать участникам ВОВ и членам их семей соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из содержания статей 2, 7, 15, 18, 39 Конституции РФ. Выбор способов, объема социальной защиты, а также форм её представления относится к дискреции законодателя, который однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольно отказаться от принятых публично правовых обязательств.
Действие Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года распространяется на участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Герасимова является членом семьи участника ВОВ. Статья 21 закона РФ «О ветеранах» предусматривает определенные меры социальной поддержки членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года. Члены семьи умерших участников ВОВ, вставшие на учет после 01.03.2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, которое осуществляется с учетом положений ст. 23.2 вышеуказанного Закона.
С 01.01.2005 года вступил в силу ФЗ от 29.12.2004 года №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который ФЗ «О ветеранах» дополнил ст. 23.2.
В силу данной статьи передаются органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14- 19 настоящего ФЗ. В связи, с чем 31.03.2009 года принят Закон Тамбовской области №511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», который устанавливает форму и регламентирует порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе членов семей умерших участников ВОВ.
В соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Постановлением администрации области от 06.05.2009 года №530 «Об утверждении областной целевой программы «О мероприятиях, связанных с 65-й годовщиной Победы в ВОВ» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941- 1945 годов, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация области 07.07.2009 года приняла Положение о порядке улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941- 1945 годов №800. Настоящее Положение определяет порядок улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941- 1945 годов и членов их семей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники ВОВ и члены их семей имеют право на получение помощи в улучшении жилищных условий.
Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941- 1945 годов» обязывает обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов их семей.
В ст. 49 ЖК РФ указаны порядок и основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Для получения жилья лицо должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.
В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено, Герасимова проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей на праве собственности К.Т.Н., родственницы Герасимовой. Она не является членом семьи К.. В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. В квартире площадью 51, 2 кв.м. зарегистрированы 4 человека, то есть на каждого зарегистрированного приходится менее учетной нормы (14 кв.м.). Герасимова М.Г. не имеет в собственности недвижимого имущества как следует из справки Управления регистрационной службы и нехозрасчетного участка ГУПТИ Тамбовской области, то есть она не имеет жилья в собственности на территории Ржаксинского района.
Предметом судебного исследования стал договор купли- продажи дома от 25.12.2006 года, согласно которому Герасимова М.Г. и Т.Н.М. продали дом, расположенный в <адрес>, общей площадью 88, 8 кв.м, в том числе жилой 48, 2 кв.м.. Ссылка Герасимовой на то, что она продала дом под влиянием детей наследодателя от первого брака несостоятельна, поскольку 3\5 доли принадлежали на праве собственности Т.Н.М., были выделены в отдельную квартиру. Свои 2\5 доли дома Г. завещал Герасимовой М.Г. Дети Г. от первого брака не вступали в наследство после смерти отца. Не вступив в наследство после смерти отца, не оформив свои права наследников, они утратили право на данный объект недвижимости. Каких – либо доказательств в подтверждение своих слов о необходимости реализации жилья Герасимова не привела, напротив она утверждает, что дом был просторный, пригодный для проживания. Со слов истицы, дети Г., заставившие её продать дом, умерли. Суд приходит к выводу, что Герасимова преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, продав дом в декабре 2006 года.
Суд обращается к содержанию ст. 53 ЖК РФ, где сказано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из положений ЖК РФ и Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, отражено, что граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявления Герасимовой, жилищная комиссия ссылается на требование п.3 ч 1 ст. 54 ЖК РФ на то, что не истек пятилетний срок с момента продажи дома истицей, что соответствует действительности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Герасимовой М.Г. о признании постановления администрации Р. поссовета №258 от 26.11.2010 года неправомерным, и возложении обязанности на администрацию Р. поссовета Тамбовской области поставить её Герасимову М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членов её семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Севастьянова Е.В.
Полный текст решения изготовлен 12.01.2011 года в 18 часов.
Судья: подпись Севастьянова Е.В.
Копия верна. Судья: Севастьянова Е.В.