Дело №2-16/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Ржакса
«12» января 2011 года
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.,
с участием помощника прокурора Ржаксинского района Линьковой О.В.,
при секретаре Романовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ржаксинского района к Администрации <адрес> об оспаривании бездействия, выразившееся в непринятии мер к исполнению возложенных на неё полномочий в области обращения с отходами и понуждении к устранению нарушений действующего законодательства,
у с т а н о в и л :
При проведении проверки прокуратурой Ржаксинского района в порядке соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации и законодательства о пожарной безопасности на полигонах твердых бытовых отходов были выявлены нарушения, допущенные Администрацией <адрес>, выразившееся в непринятии мер к исполнению возложенных на неё полномочий по обращению с отходами, а так же по их утилизации и переработки.
Согласно результатам проведенной проверки установлено, что на полигоне, расположенном в 1 км от автодороги "Т.-П." Р.-У.-М., отсутствует хозяйственная зона, отсыпка, освещение, не берется проба грунта и воздуха, нет ограждения полигона. Полигон не соответствует проекту, на его территорию систематически проникают граждане в поисках металла и стеклотары ввиду отсутствия ограждения, допуская поджоги бытовых отходов. В связи с чем, неисполнение Администрацией <адрес> своих обязанностей в области обращения с отходами может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и загрязнению атмосферного воздуха, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан района последствий. Кроме того, в настоящее время выявленные нарушения Администрацией района не устранены, состояние полигона твердых бытовых отходов не отвечает требованиям действующих нормативов и стандартов.
Прокурор Ржаксинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер к исполнению возложенных на неё полномочий в области обращения с отходами, незаконным. Эти требования поддержаны в суде помощником прокурора Ржаксинского района Линьковой О.В. В части прокурор отказался от иска, предоставив суду договор №43 на оказание услуг от 19.08.2010 года, согласно которому ежеквартально будет проводиться лабораторное исследование атмосферного воздуха в санитарно – защитной зоне и почвы полигона ТБО.
Представитель Администрации <адрес> В.С.П. иск признал частично и пояснил, что нарушения, изложенные в заявлении прокурора имеют место, однако В.С.П. отметил, что администрация принимает все возможные меры для оборудования полигона ТБО – сделана земляная насыпь по периметру полигона, установлен шлагбаум, заключен договор на исследование воздуха и почвы. Для устранения остальных имеющихся недостатков нет денежных средств.
Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора Линьковой О.В., суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.1, 9 и 14 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов определены и в ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ч. 2 которой указано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Закон также устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального района полномочий в области обращения с отходами определяется муниципальными правовыми актами. Так, согласно п.17 и 29 ч.2 ст.10 Устава Ржаксинского района Тамбовской области, принятого решением Ржаксинского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 21.05.1996 года №30, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 21.06.1996 года №467, к вопросам местного значения относятся организация утилизации и переработки бытовых отходов, а также участие в охране окружающей среды на территории района. Во исполнение данных требований Администрацией заключен муниципальный контракт с МУП «КЭС» (предприятие создано в соответствии с постановлением Администрации Ржаксинского района от 19.12.2008 года № и которое является его учредителем) на сбор и вывоз ТБО от населения, в связи, с чем 04.06.2010 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности выдана лицензия №ОП-14-000502 (68). Полигон твердых бытовых отходов, расположенный в 1 км от автодороги "Т.-П." Р.-У.-М. находится на обслуживании МУП «КЭС».
Как видно из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Ржаксинского района в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности на полигонах твердых бытовых отходов, установлено, что на полигоне, расположенном в 1 км от автодороги "Т.-П." Р.-У.-М., отсутствует хозяйственная зона, отсыпка, освещение, нет достаточного ограждения полигона. Полигон не соответствует проекту, на его территорию систематически проникают граждане в поисках металла и стеклотары ввиду отсутствия ограждения, допуская поджоги бытовых отходов.
Данные нарушения подтверждены и фототаблицей, находящейся в материалах дела. В суд не поступило сведений об устранении нарушения законодательства в этой области, в связи, с чем суд приходит к выводу, что до настоящего времени нарушения не устранены.
Согласно п.п.4.1-4.5 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ля твёрдых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года №16, хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов.
На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п.5.7 указанных Правил).
В связи с чем, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации <адрес> В.С.П., Линьковой О.В., суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией <адрес> своих обязанностей по обращению с отходами может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и загрязнению атмосферного воздуха, что в свою очередь может повлечь возникновение опасности распространения инфекционных заболеваний и других, неблагоприятных для граждан района последствий.
Кроме того, неисполнение законодательства в области обращения с отходами, а так же содержания полигонов для твёрдых бытовых отходов, влекут нарушение основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, среди которых приоритетное значение имеет – охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Как отмечается в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р, устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. При этом в Национальном плане действий по охране окружающей среды (НПД ООС) на 1999-2001 гг., одобренном Правительством РФ 12 ноября 1998 г., указывалось, что экологическая политика должна также быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для его проживания, развитию экологического сознания и образования, экологичной структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде, и контроля за их выполнением.
Исходя из всех обстоятельств дела, суд находит заявление прокурора обоснованным. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Суд принимает отказ прокурора от иска в части того, что не берется проба грунта и воздуха с полигона ТБО, так как данные мероприятия выполнены администрацией до судебного заседания.
В силу ст. 173 ГПК РФ в этой части производство по делу подлежит прекращению.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора Ржаксинского района удовлетворить:
Признать бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер к исполнению возложенных на неё полномочий в области обращения с отходами, незаконным.
Обязать Администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения действующего законодательства и надлежащим образом выполнить мероприятия по решению вопроса местного значения муниципального района, установленных ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Обязать Администрацию <адрес> привести состояние полигона твердых бытовых отходов, расположенного в 1 км от автодороги "Т.-П." Р.-У.-М. в соответствие с действующими нормативами и стандартами.
Решение суда исполнить до 01.11.2011 года.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Ржаксинский районный суд
Судья: подпись Е.В.Севастьянова
Полный текст решения изготовлен 14.01.2011 года.
Судья: Е.В.Севастьянова
Копия верна. Судья: Е.В.Севастьянова