Дело №2-187/2011 Решение Именем Российской Федерации Р.п.Ржакса 04.07.2011 год Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В. При секретаре Романовой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сукроевой Л.Е. об оспаривании неправомерных действий администрации Золотовского сельсовета, установил: Сукроева Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны С.И.А., умершего в 2002 году. Она проживает в доме, принадлежащем ей на праве собственности и расположенном по адресу: <адрес>. Сукроева Л.Е. обратилась в администрацию Золотовского сельсовета с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации сельсовета и постановлением главы администрации Золотовского сельсовета от 23.05.2011 года Сукроевой отказано в постановке её и членов её семьи, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с результатами обследования жилого помещения. Не соглашаясь с решением администрации сельсовета, Сукроева Л.Е. 01.06.2011 года обжаловала его в суд. В судебное заседание она не явилась, несмотря на своевременное оповещение о времени и месте рассмотрения дела. В заявлении требования Сукроевой обоснованы тем, что она, имея преклонный возраст, проживает одна в неблагоустроенном доме, построенном много лет назад, где нет водопровода и канализации, отсутствует горячая вода, отопление печное, дом имеет общий процент износа 63%. Как вдова участника ВОВ, она имеет право на улучшение жилищных условий и желает воспользоваться данным правом. С.А.И., действующий по доверенности от 09.03.2011 года в интересах Сукроевой Л.Е., требования последней поддержал и пояснил, что Сукроева Л.Е. является вдовой участника ВОВ С.И.А. После его смерти, наступившей в 2002 году, она в повторный брак не вступала. Сразу после войны они создали семью, хотя брак зарегистрировали лишь в 1961 году. Дом они построили в 1957 году, по настоящий день Сукроева проживает в этом доме. Жилье представляет собой отдельный дом, общей площадью 36, 9 кв.м. По мнению Сукроевой дом не пригоден для проживания. С.А.И. также считает, что дом не пригоден для проживания, тем более для человека в преклонном возрасте: в нем нет водопровода, канализации, отопление печное. Общий процент износа дома составляет 63 %. Жилье требует капитального ремонта – фундамент разрушен, венцы стен сгнили, перегородки в доме перекошены, крыша покрыта ржавчиной. Заявитель считает, что имеет право на улучшение жилищных условий как вдова участника ВОВ. Сукроева в силу состояния здоровья передвигается только по дому, не может сама топить печь, не может принести воду из колодца. Представитель администрации Золотовского сельсовета К.И.В. требования Сукроевой Л.Е. не признал и пояснил, что заявление Сукроевой о признании её нуждающейся в предоставлении жилья было предметом рассмотрения на заседании комиссии по жилищным вопросам администрации Золотовского сельсовета. Учитывая, что Сукроева является собственницей дома, общей площадью 36, 9 кв.м., комиссия не нашла оснований для постановки её на учет на получение жилья. Обеспеченность жильем у Сукроевой значительно превышает учетную норму, которая составляет 14 кв. м. Жилье не признано непригодным для проживания. В то же время К. не отрицает, что жилье ветхое, требующее капитального ремонта, не имеющее элементарных удобств, необходимых для человека в престарелом возрасте. Ремонт Сукроева произвести сама не сможет, каких–либо фондов в сельском совете на данные цели не имеется. Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд установил следующее: Сукроева Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно удостоверения № является вдовой участника ВОВ, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для жен, погибших военнослужащих, в том числе умерших участников Великой Отечественной войны. Суду представлено удостоверение С.И.А. №, о том, что он являлся инвалидом <данные изъяты> группы и имел право на льготы, установленные законодательством СССР для инвалидов ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ он умер. На день смерти он состоял в зарегистрированном браке с Сукроевой Л.Е. (брак зарегистрирован в 1961 году). После его смерти Сукроева в повторный брак не вступила, то есть является вдовой участника ВОВ, о чем имеет соответствующее удостоверение. Обязанность государства гарантировать участникам ВОВ и членам их семей соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из содержания статей 2, 7, 15, 18, 39 Конституции РФ. Выбор способов, объема социальной защиты, а также форм её представления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольно отказаться от принятых публично правовых обязательств. Действие Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года распространяется на участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Сукроева Л.Е. является вдовой участника ВОВ С.И.А. Статья 21 закона РФ «О ветеранах» предусматривает определенные меры социальной поддержки членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года. Члены семьи умерших участников ВОВ, вставшие на учет после 01.03.2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, которое осуществляется с учетом положений ст. 23.2 вышеуказанного Закона. 21.12.2009 года принят Закон №327- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу 04.01.2010 года. Ключевым нововведением стало предоставление некоторым категориям ветеранов права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сукроева, имеющая право на льготы для вдовы участника ВОВ, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. С 01.01.2005 года вступил в силу ФЗ от 29.12.2004 года №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который ФЗ «О ветеранах» дополнил статьей 23.2. В силу данной статьи передаются органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14-19 настоящего ФЗ. В связи, с чем 31.03.2009 года принят Закон Тамбовской области №511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который устанавливает форму и регламентирует порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников ВОВ и членов их семей. В соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Постановлением администрации области от 06.05.2009 года №530 «Об утверждении областной целевой программы «О мероприятиях, связанных с 65-й годовщиной Победы в ВОВ» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация области 07.07.2009 года приняла Положение о порядке улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов №800. Настоящее Положение определяет порядок улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов и членов их семей, вставших на учет в органах местного самоуправления, в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» обязывает обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов их семей. В ст. 49 ЖК РФ указаны порядок и основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Для получения жилья лицо должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления. В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено, Сукроева является собственником дома площадью 36,9 кв.м., как следует из похозяйственной книги сельсовета, то есть, обеспечена жильем в размере 36, 9 кв.м., в то время как учетная норма равна 14 кв.м. Именно в соответствии со ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ (отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) Сукроевой отказано в постановке на учет. Действительно, площадь дома принадлежащего Сукроевой значительно превышает учетную норму. Однако Сукроева, обращаясь с просьбой о предоставлении ей жилья, ссылается на техническое состояние жилья, указывая, что дом требует капитального ремонта, не имеет элементарных удобств, так ей необходимых. Предметом тщательного судебного исследования стали инвентарное дело данного дома, где процент износа жилья указан 63%, акт обследования помещения №53 от 25.04.2011 года и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. В данных документах указано, что для продления срока эксплуатации здания и создания более благоприятных условий для проживания необходимо выполнить работы по замене венцов, ремонту полов, замене окон, укреплению фундамента. В связи, с чем жилой дом требует проведения капитального ремонта. В инвентарном деле отмечено на отсутствие в доме водопровода, канализации, газоснабжения, телефона. Учитывая возраст Сукроевой (<данные изъяты> года рождения), размер её пенсии, условия её жизни, заслугу поколения тех лет перед государством, суд приходит к выводу, что истица не сможет принять меры к осуществлению капитального ремонта жилья по объективным уважительным причинам (Сукроева едва передвигается по дому, требует ухода, не может обеспечить себя водой и теплом), в связи, с чем её следует признать нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Требования Сукроевой Л.Е. удовлетворить: признать постановление администрации Золотовского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области № 38 от 23.05.2011 года неправомерным и обязать администрацию Золотовского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Сукроеву Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения. Судья: подпись Севастьянова Е.В. Копия верна. Судья: Севастьянова Е.В.