№ 2-221/2011 о признании постановления незаконным



Копия:

Дело № 2-221/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 года р.п. Ржакса Тамбовской области

Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Толмачева М.С., при секретаре Черкасовой О.Ю., с участием заявителя Аникеевой З.Н., представителя главы администрации <данные изъяты> поссовета – Горшковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аникеевой З.Н. о признании незаконным постановления главы администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года об отказе Аникеевой З.А. в принятии и внесении в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Аникеева З.А. в своем заявлении указала, что является вдовой инвалида и участника Великой Отечественной Войны А.Ф.П.. В январе 2007 года они с мужем продали жилой дом в <адрес> в связи с плохими жилищными условиями: отсутствием воды, маленькой площади <данные изъяты> кв.м. По предварительной договоренности они собирались купить дом А.А.Н. по адресу: <адрес>, который достался после смерти его отца и заключили предварительный письменный договор на покупку данного дома. Однако в последующем купить они данный дом не смогли, так как выяснилось, что у А.А.Н. имеются братья, которые также являлись собственниками дома, но не захотели вступать в наследство и продавать свои доли.

1 декабря 2007 года ее муж А.Ф.П. умер, и после его смерти она как вдова инвалида и участника Великой Отечественной Войны стала пользоваться льготами, предусмотренными ФЗ «О ветеранах».

В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>, в доме, ? доля которого принадлежит на праве собственности ее сыну А.А.Ф., а еще по ? доли внукам – А.А.А. и А.Ю.А. Регистрация по указанному адресу была необходима для получения пенсии, однако по указанному адресу вместе с семьей сына она не проживает, проживает по адресу: <адрес>, где ведет самостоятельное хозяйство, оплачивает коммунальные платежи. Жилья на праве собственности не имеет.

В связи с тем, что она не имеет жилья на праве собственности, к членам семьи сына не относится, вместе с ними не проживает и совместное хозяйство не ведет, ей были собраны все необходимые документы для признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года ей было отказано в принятии и внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как собственность жилого помещения, имеющейся в собственности у сына и внуков превышает установленную норму нуждаемости в 14 кв.м.

Не соглашаясь с указанным постановлением Аникеева З.Н. просит суд признать его незаконным и отменить.

В судебном заседании заявитель Аникеева З.Н. свои требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время она зарегистрирована в доме своего сына только для того, чтобы получать пенсию, собственного жилья на праве собственности она не имеет, что подтверждается справками, представленными ей в суд. Также Аникеева З.Н. пояснила, что к членам семьи сына не относится, поскольку ее семьей был муж А.Ф.П. который умер, а сын А.А.Ф. перестал быть членом ее семьи после создания своей семьи, которой являются его супруга и дети. Кроме того, Аникеева З.Н. указала, что вместе с семьей сына она не проживает и совместное хозяйство не ведет, потому что проживает по адресу: <адрес>, где ведет самостоятельное хозяйство, оплачивает коммунальные услуги за данный дом, получает самостоятельную пенсию, и никаким образом от сына не зависит.

В связи с данными обстоятельствами Аникеева З.Н. просит суд признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года об отказе в принятии и внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Ржаксинского поссовета повторно рассмотреть вопрос о постановке ее на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> поссовета Горшкова Е.Н. требования Аникеевой З.Н. признала и пояснила, что действительно постановлением администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года Аникеевой З.Н. было отказано в принятии и внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что по месту ее прописки в настоящее время она обеспечена жилой площадью, поскольку жилая площадь дома, принадлежащая ее сыну А.А.Ф. составляет <данные изъяты> кв.м., т.е. на А.А.Ф. и его мать Аникееву З.Н. приходиться <данные изъяты> кв.м. на каждого, что выше учетной нормы 14 кв.м. и является основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, представитель Горшкова Е.Н. также пояснила, что поскольку в суде свидетели показали, что Аникеева З.Н. действительно фактически проживает по адресу: <адрес>, это является основанием для повторного рассмотрения вопроса о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Суд, выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст. 40 и п.1 ст. 45 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 указанного выше Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Указом Президента РФ от 8 мая 2008года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета.

ФЗ «О ветеранах» предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, в том числе участников ВОВ, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.

Согласно ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как усматривается из ксерокопии свидетельства о заключении брака от 10 октября 1961 года Аникеева З.Н. является супругой А.Ф.П., который согласно ксерокопии удостоверения от 30 апреля 2002 года являлся ветераном - участником ВОВ, умер в 2007 году, что подтверждается ксерокопией свидетельства о смерти от 20 декабря 2007 года.

Из ксерокопии удостоверения от 4 мая 2011 года усматривается, что Аникеева З.Н. является вдовой умершего участника Великой отечественной войны и пользуется льготами, предусмотренными ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно выписке из домовой книги жилого дома по адресу: <адрес>, в указанном жилом доме прописаны: А.А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Аникеева З.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом следует, что Аникеева З.Н. зарегистрирована по указанному адресу 8 декабря 2010 года.

Из архивной справки ГУПТИ Тамбовской области от 20 мая 2011 года и выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что собственниками жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> являются: А.А.Ф. - ? доля, А.А.А. ? доля и А.Ю.А. – ? доля.

Из постановления администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года усматривается, что Аникеевой З.Н. отказано в постановке на учет нуждающейся в получении жилья на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ – представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <данные изъяты> поссовета от 25 мая 2011 года следует, что Аникеевой З.Н. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью, поскольку площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ее сыну А.А.Ф., составляет <данные изъяты> кв.м., что является более учетной нормы.

Как усматривается из п.п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ и п. 3 ст. 3 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением администрации <данные изъяты> поссовета от 28 июля 2006 года установлена норма предоставления площади жилого помещения равной 16 кв.м. на одного человека, а учетная норма площади жилого помещения на территории <данные изъяты> поссовета равной 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении: его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены в качестве членов своей семьи.

Как следует из п. 11 постановления Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части1 статьи31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г.N5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно договору купли-продажи жилого дома от 1 августа 2007 года А.Ф.П. продал жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.

Из ксерокопии договора от 18 января 2007 года следует, что А.А.Н. и Аникеева З.Н. заключили договор о купле продаже жилого дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Аникеева З.Н. пояснила, что в настоящее время она проживает по адресу: <адрес>, в жилой доме, который принадлежит А.А.Н., но который не может оформить право собственности на него из-за разногласий с другими членами семьи. В данном доме она проживает с августа 2007 года, после продажи дома в <адрес>, ведет самостоятельное хозяйство, обрабатывает земельный участок, растит огород, оплачивает коммунальные платежи за данный дом, получает пенсию в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании свидетель А.А.Н. показал, что ему после смерти отца в 2006 года достался жилой дом по адресу: <адрес>, однако до настоящего времени права собственности на дом не оформлены из – за того, что его братья не желают принимать наследство, но и не отказываются от него, поэтому он не может продать этот дом Аникеевой З.Н., хотя в 2007 года они даже заключали предварительный договор на продажу дома. Аникеева З.Н. с 2007 года проживает в указанном доме, ранее проживала там вместе с мужем, который умер, а в настоящее время проживает там одна, оплачивает все коммунальные платежи, ведет самостоятельное хозяйство.

В судебном заседании свидетели 1 и 2, каждый в отдельности, показали, что они проживает по адресу: <адрес> соответственно. Их соседкой является Аникеева З.Н., проживающая в дома по указанной улице. Аникеева З.Н. проживает в указанном доме постоянно, и зимой и летом, никуда не уезжает, ведет свое хозяйство, сажает огород.

Из квитанций об оплате коммунальных услуг усматривается, что коммунальные услуги за дом по адресу: <адрес> оплачивает Аникеева З.Н.

Также суд отмечает, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Таким образом, проанализировав данные нормы, суд считает, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает одновременно и регулятивными и охранительными функциями, и позволяет гражданину, как осуществлять беспрепятственно гражданские права и обязанности во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.

Также суд считает, что регистрация или отсутствие таковой, в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами, не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Как установлено в судебном заседании на основании показаний свидетелей 3, 1 и 2 - Аникеева З.Н, с 2007 года постоянно проживает по адресу: <адрес>, ведет самостоятельное хозяйство, оплачивает коммунальные платежи, в семье сына А.А.Ф. не проживает, в связи с чем, по мнению суда, не может быть признана членом семьи сына и часть жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее А.А.Ф. на праве совместной долевой собственности, не может учитываться при рассмотрении вопроса о признании Аникеевой З.Н. нуждающейся в получении жилья.

Кроме того, согласно ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. В соответствии с указанной нормой А.А.Ф. - сын заявителя Аникеевой З.Н., был вправе предоставить последней жилое помещение в пользование, однако такое предоставление не влечет за собой автоматическое обеспечение Аникеевой жильем, а кроме того, судом достоверно установлено, что Аникеева указанной жилой площадью сына не пользуется в связи с проживанием в другом жилом доме по <адрес>.

Из справки начальника филиала ГУПТИ Тамбовской области «<данные изъяты> нехозяйственный участок» от 23 мая 2011 года и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 мая 2011 года усматривается, что Аникеева З.Н. жилья (объектов) на праве собственности на имеет.

Таким образом, Аникеева З.Н. вправе состоять на регистрационном учете в любом месте РФ, что не является основанием для отказа в признании ее нуждающихся улучшении жилищных условий по мотивам обеспеченности таковым и считает необходимым признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года в части касающейся отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Аникеевой З.Н. и отменить его.

Поскольку суд не вправе рассматривать требования граждан, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов, в том числе о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как разрешение данного вопроса отнесено исключительно к компетенции жилищной комиссии администрации <данные изъяты> поссовета, суд считает необходимым обязать жилищную комиссию администрации <данные изъяты> поссовета повторно рассмотреть вопрос о признании Аникеевой З.Н. в нуждающейся в улучшении жилищных условий, с учетом обстоятельств, установленных при вынесении решения по настоящему гражданскому делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление Аникеевой З.Н. удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации <данные изъяты> поссовета от 26 мая 2011 года об отказе Аникеевой З.А. в принятии и внесении в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать жилищную комиссию администрации <данные изъяты> поссовета повторно рассмотреть вопрос о признании Аникеевой З.Н. в нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано через Ржаксинский районный суд Тамбовской области в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в 10-дневный срок со дня его провозглашения.

Подлинное за надлежащей подписью.

Копия верна.

Судья Ржаксинского

районного суда Тамбовской области М.С. Толмачева

Настоящее решение вступило в законную силу «____» июля 2011 года

Судья Ржаксинского

районного суда Тамбовской области М.С. Толмачева