№ 2-428/2011 о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №2-428/2011

Решение

Именем Российской Федерации

р.п.Ржакса

14.11.2011 год

Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.

При секретаре Романовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круговой А.А. к администрации Ржаксинского поссовета о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Кругова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны. Она проживает в доме, принадлежащем ей и её сестре К.М.А. на праве собственности в равных долях по 1/2 доле каждой, и расположенном по адресу: <адрес>. К.М.А. умерла в 1995 году, оставив завещание на К.Л.М. (дочь Круговой А.А.), которая наследство фактически приняла, но не оформила документально свои права на долю дома. Дом поделен, в одной части проживает Кругова А.А., во второй части её внук К. и члены его семьи.

Кругова А.А. обратилась в администрацию Ржаксинского поссовета с заявлением о постановке её и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непригодностью дома для проживания.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации поссовета и постановлением главы администрации поссовета от 26.05.2011 года Круговой отказано в постановке её и членов её семьи, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ – представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на обеспеченность жилой площадью в размере, превышающем учетную норму. Не соглашаясь с решением администрации поссовета, Кругова А.А. обратилась в суд с иском к администрации поссовета о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание она не явилась в силу ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в её отсутствие, учитывая, что Кругова является инвалидом <данные изъяты> группы.

Кокорева Л.М., действующая по доверенности от 03.06.2011 года в интересах Круговой А.А., требования последней поддержала и пояснила, что Кругова А.А. её мать, является участником ВОВ. Она проживает в <адрес>, в доме, принадлежащем ей и её сестре К.М.А. на праве собственности в равных долях. К.М.А. умерла в 1995 году. Оставив завещание на К.Л.М., которая фактически приняла наследство, но не оформила свои права на долю дома. Она распорядилась жильем, разрешив своему сыну К.Ю.А. и его семье проживать в данном жилом помещении. К.Ю.А. произвел перепланировку дома, поделив его и проживает со своей семьей, а Кругова проживает отдельно в своей части дома. Жилье, в котором проживает Кругова А.А. представляет собой часть дома, состоящую из комнаты площадью 25,5 кв.м., топочной площадью 5,0 кв.м., холодного коридора площадью 4,6 кв.м. и веранды площадью 6,5 кв.м. По мнению Круговой часть дома, где она проживает, не пригодна для проживания, в связи, с чем она претендует на улучшение жилищных условий, как участник ВОВ. Аналогичное мнение у Кокоревой Л.М., дополнившей, что в том жилом помещении, где проживает Кругова А.А. нет водопровода, канализации, стены сгнили, крыша течет, фундамент требует ремонта. Газовое отопление они провели своими силами, без помощи поссовета.

Второй представитель Круговой Глазов В.Б., действующий по доверенности от 03.06.2011 года иск Круговой поддержал и пояснил, что исходя из особого статуса Круговой участника ВОВ, её состояния здоровья - инвалид <данные изъяты> группы, её жилищных условий (часть дома не пригодна для проживания в ней инвалида) она вправе претендовать на улучшение жилищных условий.

Представитель администрации поссовета С.В.Е. требования Круговой не признал и пояснил, что заявление Круговой о признании её и членов её семьи нуждающимися в предоставлении жилья было предметом рассмотрения на заседании комиссии по жилищным вопросам администрации Ржаксинского поссовета. Учитывая, что Кругова является собственницей 1/2 доли дома, общей площадью 81,9 кв.м., комиссия не нашла оснований для постановки Круговой на учет на получение жилья. Во второй половине дома проживает семья внука заявительницы К.Ю.А. Обеспеченность жильем у Круговой превышает учетную норму, составляющую 14 кв.м. Согласно заключению компетентной комиссии жилье пригодно для проживания. Кроме того, по документам спорный дом зарегистрирован как единый объект.

Третьи лица Администрация Тамбовской области и управление труда и социального развития Тамбовской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явилось. Суд с согласия сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Свидетель К.А.П. пояснил, что данный дом они строили в 1970 году для Круговых А.А. и М.А. Сейчас в части дома, принадлежащей К.М.А., умершей в 1995 году проживает К.Ю.А. и его семья. Кругова А.А проживает в своей части дома. За Кокоревой требуется постоянный уход, она не может обслужить себя. Дом не пригоден для проживания, так как крыша течет, с потолка отваливается штукатурка, стены сгнили, фундамент дал трещины. Воды, канализации в доме нет.

Аналогичные показания дал К.Ю.А., дополнив, что он проживает своей семьей, бабушка (Кругова А.А.) проживает одна в своей части дома.

Свидетель А.А.В. пояснила, что как председатель совета Ветеранов приходила в дом к Круговой и видела, что Кругова проживает в части дома непригодном для проживания, так стены сгнили, потолок провис, фундамент имеет трещины. Через стенку с ней проживает её внук с семьей.

Свидетель Б.С.В. пояснил, что как член межведомственной комиссии в январе 2011 года обследовали жилье, в котором проживает Кругова. Комиссия пришла к заключению, что жилье пригодно для проживания, но требует капитального ремонта. Дом, в котором проживает Кругова, поделен на две части, имеет два входа.

Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд установил следующее:

Кругова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно удостоверения является участником ВОВ, проходила военную службу в составе действующей армии в период боевых действий с февраля 1943 года по май 1945 года, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для данной категории населения.

Обязанность государства гарантировать участникам ВОВ и членам их семей соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из содержания статей 2, 7, 15, 18, 39 Конституции РФ. Выбор способов, объема социальной защиты, а также форм её представления относится к дискреции законодателя, который однако связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольно отказаться от принятых публично правовых обязательств.

Действие Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года распространяется на участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Кругова является участником ВОВ. Ветеранами ВОВ являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий (ст. 2 Закона «О ветеранах»). К ветеранам войны относятся участники ВОВ.

Статья 15 Закона РФ «О ветеранах» предусматривает определенные меры социальной поддержки участников войны, в том числе, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется с учетом положений ст. 23.2 настоящего ФЗ.

С 01.01.2005 года вступил в силу ФЗ от 29.12.2004 года №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который ФЗ «О ветеранах» дополнил ст. 23.2.

В силу данной статьи передаются органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14-19 настоящего ФЗ. В связи, с чем 31.03.2009 года принят Закон Тамбовской области -З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который устанавливает форму и регламентирует порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников ВОВ.

В соответствии с ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», Постановлением администрации области от 06.05.2009 года «Об утверждении областной целевой программы «О мероприятиях, связанных с 65-й годовщиной Победы в ВОВ» и в целях улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.03.2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация области 07.07.2009 года приняла Положение о порядке улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов . Настоящее Положение определяет порядок улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов и членов их семей, вставших на учет в органах местного самоуправления, в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники ВОВ и члены их семей имеют право на получение помощи в улучшении жилищных условий.

Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» обязывает обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов их семей.

В ст. 49 ЖК РФ указаны порядок и основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Для получения жилья лицо должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено, Кругова является собственником 1/2 доли дома площадью 81,9 кв.м., как следует из архивной справки. Однако в судебном заседании установлено, что дом поделен на две части, в одной из них, состоящей из жилой комнаты площадью 25,5 кв.м., топочной площадью 5 кв.м., и холодного коридора площадью 4,6 кв.м., проживает Кругова. Документально раздел дома не оформлен. В доме зарегистрированы и проживают 4 человека, то есть по документам обеспеченность жильем составляет 20,5 кв.м., фактически Кругова пользуется жильем 30,5 кв.м., в то время как учетная норма равна 14 кв.м.

Суд достоверно установил, что Кругова проживает отдельно от семьи внука К. Она проживает одна. Доказательствами данного факта являются показания К.Л.М., К.А.П., К.Ю.А., А.А.В. Совокупностью данных доказательств опровергается справка поссовета о составе семьи Круговой, где в качестве членов семьи Круговой указаны К. и его семья. Такое несоответствие объясняется тем, что раздел дома на части документально не оформлен. Кругова в поссовет и суд обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий её и членов её семьи лишь потому, что ей дали такой образец заявления.

Именно в соответствии со ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ (отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) Круговой отказано в постановке на учет. Действительно площадь доли дома, принадлежащей Круговой и ею занимаемой значительно превышает учетную норму, формально решение поссовета верно. Однако Кругова, обращаясь с просьбой о предоставлении ей жилья, ссылается на техническое состояние жилья, указывая, что дом не пригоден для проживания. В связи с чем, предметом тщательного судебного исследования стали инвентарное дело данного дома, акт обследования помещения от 18.01.2011 года и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания. В данных документах указано, что в результате длительной эксплуатации жилого дома основные конструктивные элементы здания: фундамент, несущие стены, перекрытия, полы имеют степень физического износа от 60 до 65 %. В связи, с чем жилой дом требует проведения капитального ремонта. Однако комиссией по жилищным вопросам администрации Ржаксинского поссовета не был исследован вопрос не пригодности части дома Круговой для проживания, с учетом состояния здоровья Круговой и её возраста, что привело к поверхностной оценке жилищных условий Круговой.

Согласно ст. 15 ч.4 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и порядке, которые установлены Правительством РФ.

На основании п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в данном Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и частных жилых помещений, на соответствующей территории. Между тем, согласно п.7 указанного выше положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с указанной нормой орган местного самоуправления должен создавать в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений. В состав комиссии должны быть включены представители этого органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. Пунктом 54 Положения установлено, что для инвалидов, отдельные занимаемые ими жилые помещения, по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан. Несмотря на то, что Кругова не предоставила на обозрение комиссии медицинские документы, однако она указывает, что имеет первую группу инвалидности, в связи, с чем Комиссия обязана была исследовать вопрос о пригодности ибо непригодности жилья, занимаемого Круговой с учетом данного обстоятельства.

Представитель истца Кокорева Л.М. ссылается как на одно из оснований для признания жилого помещения Круговой непригодным для проживания на отсутствие канализации и водоснабжения в помещении Несмотря на то, что отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одноэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»), суд, учитывая все обстоятельства дела, состояние здоровья Круговой, её возраст считает необходимым рекомендовать комиссии при решении вопроса о нуждаемости Круговой в улучшении жилищных условий обратить на данный факт особое внимание.

В филиале ГУПТИ <адрес> в Р. нехозрасчетном участке дом поставлен на учет как единый объект, имеющий самовольные перепланировки и пристройки, в доме имеются все необходимые удобства, а именно водопровод, канализация, газовое отопление, но в судебном заседании установлено, что в части дома, где проживает Кругова удобства отсутствуют. Поскольку комиссия при рассмотрении заявления Круговой о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий не обсудила вопрос о пригодности (непригодности) жилья для проживаний с учетом состояния здоровья Круговой и её возраста, суд находит постановление администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области от 26.05.2011 года подлежащим отмене. В то же время суд не вправе заменять функции органа местного самоуправления, в связи, с чем требования Круговой подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Круговой А.А. удовлетворить частично: признать постановление администрации Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области от 26.05.2011 года неправомерным и обязать администрацию Ржаксинского поссовета Ржаксинского района Тамбовской области повторно рассмотреть заявление Круговой А.А. о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом обстоятельств установленных в судебном заседании, требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года и п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись Севастьянова Е.В.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.

Судья: подпись Севастьянова Е.В.

Копия верна. Судья: Севастьянова Е.В.