Дело №2-24/2011
Решение
Именем Российской Федерации
Р.п. Ржакса
18.01.2011 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.
При секретаре Романовой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Н.В. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о включении в спец стаж, дающий право на получение льготной пенсии, определенных периодов работы, и назначении пенсии,
Установил:
Попова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в школе. Полагая, что имеет педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, она 10.11. 2010 года обратилась в УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии, предоставив все необходимые документы. Однако решением УПФ от 16.11.2010 года №265 Поповой отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку, по мнению ответчика, в стаж для назначения пенсии не входит время учебных отпусков и время нахождения на курсах повышения квалификации.
Попова Н.В., не соглашаясь с решением ГУ УПФ РФ в <адрес>, обратилась в суд с иском о включении ей в спец стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, времени нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании Попова Н.В. поддержала свои требования и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она назначена воспитателем интерната А. восьмилетней школы, затем в порядке перевода перешла работать учителем русского языка и литературы той же школы, где продолжала работать по август 2010 года. Сейчас работает учителем в СОШ №1 <адрес>. Обучаясь в высшем учебном заведении, она в период с 1988 года по 1991 год неоднократно находилась в учебных оплачиваемых отпусках. За время работы в школе направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с 1994 по 1998 годы, при этом за ней сохранялось место работы и заработная плата. Именно эти периоды её работы исключены из стажа, дающего право на назначение льготной пенсии и в назначении пенсии с момента её обращения в УПФ отказано. Попова не согласна с этим, в обоснование своего мнения она ссылается на обзор судебной практики Верховного Суда РФ. Кроме того, Попова обращалась в УПФ летом 2010 года с устными вопросами, поэтому считает, что пенсия ей должна быть назначена с августа 2010 года.
Представитель ГУ УПФ РФ в <адрес> К.Н.Ю. исковые требования Поповой не признала, пояснив, что решение УПФ от 16.11.2010 года принято на основании закона, Попова на день подачи заявления не имела 25 летнего стажа, необходимого для назначения пенсии. Время нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках не включается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996 года №5.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных в суд доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В ст. 39 ч.2 Конституции РФ сказано, что пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу п.1 пп19 ст. 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» на досрочное назначение трудовой пенсии имеют право лица не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установлены для указанной категории лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию по старости. Это направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогическая деятельность). Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из записей в трудовой книжке - основного документа в силу ст. 66 ТК РФ, подтверждающего стаж работы следует, что Попова Н.В. с 1985 года по настоящее время работает в школе.
За время работы Попова неоднократно находилась на курсах повышения квалификации в период с 1994 года по 1997 год. Данные периоды времени не включены решением УПФ в спецстаж, дающий право на назначение льготной пенсии. По мнению суда, время нахождения на курсах повышения квалификации не обосновано исключено из стажа, дающего право на назначение льготной пенсии. Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст. 3 вышеназванного закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд. Статьей 11 данного закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж, перечень данных периодов исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан (постановление Конституционного Суда от 29.01.2004 года №2-П).В судебном заседании достоверно установлено, что Попова Н.В. направлялась на курсы повышения квалификации работодателем с сохранением места работы и заработной платы, что подтверждается документально, откуда следует, что за этот период производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 года №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Попва Н.В. обучалась в Т. государственном педагогическом институте с 1988 года по 1991 год, в связи с чем находилась в учебных отпусках. Время нахождения в учебных отпусках также исключено из спец. стажа. Суд считает решение УПФ в этой части неверным, поскольку в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года №516). Учебные отпуска Поповой были предоставлены с сохранением заработной платы, что подтверждено документально выписками из приказов, из них производилась уплата взносов по государственному и социальному страхованию. В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года, п.3 Приложения №6 к инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства Просвещения СССР от 16.05.1985 года №94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку Попова Н.В. осуществляет педагогическую деятельность с 1985 года по настоящий день в учреждении, которое является образовательным, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права с 1988 по 1991 годы, суд считает требования Поповой о включении в спец стаж времени нахождения в учебных отпусках обоснованными и законными.
Учитывая, что ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды времени, а именно нахождение на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках подлежат включению в спецстаж, дающий право на назначение льготной пенсии.
В силу ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Попова Н.В. обратилась в УПФ РФ в <адрес> 10.11.2010 года, на день обращения она имела спец стаж, необходимый для назначения пенсии, именно с этого дня она имеет право на получение пенсии. В связи, с чем требования истицы о назначении ей пенсии с августа месяца 2010 года не подлежат удовлетворению, так как со слов Поповой она обращалась летом 2010 года в УПФ устно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Поповой Н.В. удовлетворить:
Обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в спецстаж, дающий право на назначение льготной пенсии Поповой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, время нахождения на курсах повышения квалификации: с 08.11.1994 года по 11.11.1994 года (4 дня), с 01.03.1995 года по 03.03.1995 года (3 дня), с 03.01.1996 года по 05.01.1996 года (3 дня), с 24.03.1997 года по 29.03.1997 года (6 дней), с 17.06.1997 года по 27.06.1997 года (11 дней), время нахождения в учебных отпусках со 02.01.1988 года по 11.01.1988 года (10 дней), с 06.06.1988 года по 05.07.1988 года (1 месяц), с 05.06.1989 года по 04.07.1989 года (1 месяц), с 04.06.1990 года по 03.07.1990 года (1 месяц), с 03.06.1991 года по 04.07.1991 года (1 месяц 2дня), с 11.11.1991 года по 30.12.1991 года (1 месяц 20 дней). Назначить Поповой Н.В. пенсию с 10.11. 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня оглашения путем подачи жалобы через Ржаксинский районный суд.
Судья: Севастьянова Е.В.