Дело №2-29/2011
Решение
Именем Российской Федерации
Р.п.Ржакса
04.02.2011 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.
При секретаре Романовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исаевой М.А. об оспаривании неправомерных действий администрации <данные изъяты> сельсовета,
установил:
Исаева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Она проживает в доме, принадлежащем её сестре К. и расположенном по адресу <адрес> <адрес>.
Исаева М.А. обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Исаевой отказано в принятии и внесении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не соглашаясь с решением администрации сельсовета, Исаева М.А. ДД.ММ.ГГГГ обжаловала его в суд.
В судебном заседании она поддержала свои требования, пояснив, что на день смерти мужа И., участника ВОВ, они проживали в доме, расположенном в <адрес>. В 2001 году муж умер. Дом со временем пришел в негодность и она вынуждена была переехать жить к своей сестре К. в <адрес>. Дом в <адрес> на настоящий день почти полностью разобран. Они живут вдвоем, дом принадлежит К. на праве личной собственности. Поскольку И. не имеет своего жилья, членом семьи К. она по её мнению не является, она хотела бы получить свое жилье. В повторный брак после смерти И. она не вступала.
Б., допрошенная в качестве свидетеля по ходатайству Исаевой М.А., пояснила, что Исаева М.А. её тетя по линии матери, она является вдовой участника ВОВ И., умершего в 2001 году. Она зарегистрирована и проживает в доме, который принадлежит её сестре К.. Исаева желает жить одна, иметь свое жилье, она считает, что имеет право на улучшение жилищных условий, для чего сельсовет должен поставить её на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.
К. пояснила, что она имеет дом в личной собственности, где они проживают с сестрой И.. Исаева вселилась к ней в дом, потому что её дом, расположенный в <адрес>, где она проживала с мужем до дня его смерти, пришел в негодность. На настоящий день дом полностью разобран жителями деревни. И. был участников ВОВ, Исаева после его смерти в повторный брак не вступала. Они с сестрой живут нормально, но иногда между ними бывают конфликты и Исаева высказывает желание иметь свое жилье. Дом К. газифицирован, в доме имеется вода, канализация, площадь дома около 50 кв.м, права К. на дом в регистрационной службе не зарегистрированы.
Аналогичные показания дал свидетель Б., дополнив, что он помогал Исаевой М.А. в содержании дома, часто ремонтировал его, но строение ветшало и требовало все больше сил и средств.
Представитель администрации <данные изъяты> сельсовета в суд не явился, несмотря на своевременное оповещение о времени и месте рассмотрения дула, о чем свидетельствует уведомление. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд установил следующее:
И., 1924 года рождения, согласно справки отдела военного комиссариата <адрес> по <адрес> и <адрес>м действительно проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий с мая 1944 года по май 1945 года, то есть являлся участником Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ он умер. На день смерти он проживал с Исаевой М.А., с которой состоял в зарегистрированном браке с 1988 года. После его смерти И. в повторный брак не вступила, то есть является вдовой участника ВОВ, о чем имеет удостоверение №. Обязанность государства гарантировать участникам ВОВ и членам их семей соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из содержания статей 2, 7, 15, 18, 39 Конституции РФ. Выбор способов, объема социальной защиты, а также форм её представления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольно отказаться от принятых публично правовых обязательств.
Действие Закона РФ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на участников Великой Отечественной войны и членов их семей. В суде достоверно установлено, что Исаева является членом семьи участника ВОВ. Статья 21 закона РФ «О ветеранах» предусматривает определенные меры социальной поддержки членов семей умерших участников Великой Отечественной войны в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Члены семьи умерших участников ВОВ, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, которое осуществляется с учетом положений ст. 23.2 настоящего ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который ФЗ «О ветеранах» дополнил ст. 23.2. В соответствии с этой статьей, определяющей порядок передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем некоторых категорий граждан, в том числе семей участников ВОВ.
Во исполнение предписаний федерального законодателя администрацией <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе членов семей умерших участников ВОВ.
В ст. 49 ЖК РФ указаны порядок и основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Для получения жилья лицо должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.
В ст. 51 ЖК РФ перечислены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан (ст. 52 ЖК РФ). Аналогичная норма содержится а ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в <адрес>».
Как установлено Исаева проживает в доме, принадлежащем К. согласно справки сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 219 ГК РФ). Однако, учитывая, что К. приобрела данный дом задолго до 1997 года, суд обращаясь к ст. 6 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приходит к выводу, что она является собственником дома, несмотря на отсутствие регистрации её прав в органах госрегистрации.
В суде достоверно установлено, исходя из показаний участников процесса, что К. и Исаева родные сестры. Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В данном случае жизненная необходимость, отсутствие благоустроенного, пригодного для проживания жилья у Исаевой, заставило К. предложить сестре проживать у неё. Таким образом, истица не является членом семьи собственника жилого дома, в котором фактически проживает.
Исаевой отказано в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что она предоставила документы, подтверждающие её обеспеченность жильем свыше учетной нормы, которая по сельсовету составляет 14 кв.м. на одного человека. С этим выводом жилищной комиссии суд не может согласиться, так как Исаева пользуется жильем, которое имеет собственника, и она не является членом семьи данного собственника.
В связи с чем, по мнению суда, Исаева имеет право на улучшение жилищных условий и отказ администрации <данные изъяты> сельсовета в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не правомерен.
Исаева, имеющая право на льготы как вдова участника войны, на учет до ДД.ММ.ГГГГ не встала, поэтому суд обращается к Положению о порядке улучшения жилищных условий ветеранов ВОВ 1941-1945 годов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. П1.2.3 данного Положения говорит о том, что право на получение помощи в улучшении жилищных условий имеют члены семей умерших участников ВОВ. Исаева, как лицо вставшее на учет после ДД.ММ.ГГГГ должна быть обеспечена жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ (ст. 15 ФЗ «О ветеранах»).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Исаевой М.А. удовлетворить: признать постановление администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным и обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Исаеву М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения.
Судья: подпись Севастьянова Е.В.
Копия верна. Судья: Севастьянова Е.В.