Дело №2-54/2011
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Ржакса
«21» марта 2011 год
Судья Ржаксинского районного суда Тамбовской области Севастьянова Е.В.,
при секретаре Романовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашенцевой Т.В. к администрации <данные изъяты> поссовета о признании права собственности на жилой дом и земельный участок и к <данные изъяты> ОСБ о признании права собственности на денежные вклады,
установил:
Ивашенцева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> поссовета о признании за ней права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, и <данные изъяты> ОСБ о признании права собственности на денежные вклады, ранее принадлежащие Т.П.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Поддержав в судебном заседании свои требования, Ивашенцева Т.В. пояснила, что Т.П.И. её мать, умерла она ДД.ММ.ГГГГ. В качестве наследственного имущества остались жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>, предметы домашнего обихода и вклады в ОСБ. Наследником после смерти умершей является Ивашенцева Т.В., которая документально свои права наследника не оформила, но фактически приняла наследство после смерти матери, так как осуществляла похороны наследодателя, распоряжалась после смерти её вещами, проживала в доме, уплачивала налоги, коммунальные платежи. В настоящее время истица присматривает за спорным жилым домом, осуществляет его ремонт и пользуется земельным участком. Кроме того, согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ Т.П.И. завещала дочери всё своё имущество, в том числе жилой дом в <адрес>. Ивашенцева Т.В. ставит вопрос о признании за ней права собственности на спорный жилой дом и земельный участок, ранее принадлежавшие Т.П.И., поскольку через нотариальную контору оформить свои права наследника не может в связи с пропуском срока для принятия наследства и отсутствия документального подтверждения родственных отношений между ней и наследодателем. В свидетельстве о рождении Ивашенцевой (Твеленевой до брака) Т.В., её имя указано «Таиса», тогда как по всем остальным документам: свидетельству о браке, паспорту, трудовым документам - её имя «Таисия». В отделе ЗАГС Администрации <данные изъяты> внести изменения в свидетельство о рождении отказались, так как отсутствуют основания для внесения исправлений. Поэтому Ивашенцева вынуждена обратиться в суд с заявлением об установлении факта родственных отношений с наследодателем, и просит признать за ней право собственности на объекты недвижимости и вклады в ОСБ, в порядке наследования.
Представитель администрации <данные изъяты> поссовета в суд не явился. Из поступившего заявления следует, что они признают исковые требования Ивашенцевой Т.В. и просят рассмотреть дело в их отсутствие. Суд с согласия истца в силу ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и филиала ГУПТИ <данные изъяты> «Р. нехозрасчетный участок» в суд не явился, несмотря на их своевременное оповещение о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ОСБ № в суд не явился, из поступившего заявление следует, что они просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Свидетели Р.Т.Н. и Ж.Н.Н. пояснили, что они, проживая по соседству с Т.П.И., хорошо знали её и знают Ивашенцеву. Они с достоверностью могут подтвердить, что Ивашенцева Таисия (так звали и зовут её в обиходе) родная дочь Т.П.И. Ивашенцева до замужества проживала с матерью. После смерти матери Ивашенцева вступила в наследство, так как приняла меры к сохранности дома и иного имущества. Проживала в весеннее - осенний период в доме матери, пользовалась огородом. По настоящее время она содержит дом в надлежащем состоянии, осуществляет его ремонт, уплачивая налоги, пользуется огородом и садом.
Несмотря на то, что ответчик иск признал, суд считает необходимым рассмотреть дело по существу с исследованием всех доказательств, поскольку права ответчика на спорный объект не зарегистрированы в органах гос. регистрации.
В судебном заседании достоверно установлено, что Т.П.И., согласно свидетельству о смерти, умерла ДД.ММ.ГГГГ. В качестве наследственного имущества после её смерти остался жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Предметом судебного исследования стало регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Т.П.И. зарегистрировано в личную собственность домовладение, расположенное в <адрес>. На основании постановления №52 от 18.03.2002 года «Об упорядочении адресного хозяйства в пгт <данные изъяты>» домовладению под №, присвоен вновь номер № по <адрес>.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Несмотря на то, что данные объекты недвижимости не были зарегистрированы в органах гос. регистрации в силу ст.6 ФЗ №122 от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где сказано, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона №122, признаются юридически действительными при отсутствии регистрации им введенной, дом принадлежал наследодателю на праве собственности.
Кроме того, согласно свидетельства № на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Т.П.И. в собственность предоставлена земля общей площадью 0, 15 га, в пользование (аренду) 0,01га. Согласно выписки из кадастрового паспорта за домом № по <адрес> зарегистрирован земельный участок площадью 1500,00 кв.м. в индивидуальной собственности Т.П.И.
Таким образом, на день смерти Т.П.И. имела в собственности жилой дом и земельный участок, а так же вклады в ОСБ, что подтверждено ответом с ОСБ, представленным по запросу суда. Данное имущество после смерти Т. приобрело статус наследственного имущества в силу ст. 1181 ГК РФ).
Из ответа, поступившего из <данные изъяты> ОСБ № следует, что у наследодателя имелись денежные вклады, которые завещаны Ивашенцевой Т.В. По вкладам на основании Постановления Правительства №1092 от 25.12.2009 года положена компенсация.
В силу ст.1142 ГК РФ, является Ивашенцева (Твеленева до брака) Т.В., истец по делу. Кроме того, согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ Т.П.И. все свое имущество, в том числе дом, находящийся в <адрес> под номером № (нумерация домов изменена постановлением главы администрации поссовета от 18.03.2002 года), завещала своей дочери Твеленевой Т.В. Завещание не отменено и не изменено, соответствует требованиям ст.535 ГК РСФСР, действовавшей в момент составления завещания. Однако факт родственных отношений между истцом и наследодателем Ивашенцева подтвердить документально не может в связи с разночтениями в документах.
Так, в свидетельстве о рождении Ивашенцевой Т.В. её имя указано «Таиса», тогда как по другим документам: свидетельству о браке, паспорту её имя «Таисия». Это явилось одним из обстоятельств, не позволяющих Ивашенцевой оформить наследство после смерти матери.
В силу ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт родственных отношений.
В качестве доказательств, подтверждающих факт родственных отношений истца и наследодателя, суд принимает показания Ивашенцевой Т.В., показания свидетелей Р.Т.Н. и Ж.Н.Н., которые находятся в соответствии между собой, словами истца, свидетельством о браке Ивашенцевой Т.В., её паспорту, свидетельством о смерти Т.П.И., а также другими, представленными суду документами. У суда нет оснований, усомниться в объективности показания свидетелей, поскольку они аналогичны, последовательны, получены с соблюдением норм закона.
В судебном заседании установлено, что Ивашенцева Т.В. осуществляла похороны Т.П.И., на протяжении всего времени пользуется спорным домом и земельным участком по назначению, оплачивает налоги и коммунальные услуги (для обозрения суду представлены квитанции), то есть фактически приняла наследство после смерти матери. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ст. 1152 ГК РФ).
Наследственное дело после смерти Т.П.И. не открывалось, как следует с ответа нотариуса <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд не усматривает причин, препятствующих признанию за Ивашенцевой Т.В. права собственности на спорный жилой дом и земельный участок, а также вклады в ОСБ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Ивашенцевой Т.В. удовлетворить:
Признать за Ивашенцевой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей паспорт <данные изъяты>, выданный <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, право собственности на одноэтажный деревянный жилой дом общей площадью 39,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (инвентарный №) и земельный участок площадью 1500,00 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> из земель населенных пунктов;
право собственности на денежные вклады (счет № и № (<данные изъяты>)), оформленные на имя Т.П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей в ДД.ММ.ГГГГ, в дополнительном офисе № (<данные изъяты>) <данные изъяты> отделения ОСБ № со всеми причитающимися компенсациями
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения.
Судья подпись Севастьянова Е.В.
Копия верна. Судья: Севастьянова Е.В.