Дело № 2 -111/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Рыльск 03 мая 2011 года Рыльский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Кожевниковой Г.Е., при секретаре Грязновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондарева Андрея Сергеевича об оспаривании действий главы города об отмене постановления, установил: Бондарев А.С. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия главы г. Рыльска ФИО7 по отмене постановления от 08.06.2010 года № «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» и признать незаконным постановление главы г. Рыльска ФИО7 № от 15.07.2010 года «Об отмене постановления главы г. Рыльска от 08.06.2010 года № «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.». В обоснование заявленных требований ссылается на то, что постановлением главы администрации Рыльского района Курской области № от 02.02.2010 года ему был предоставлен в аренду сроком с 08.02.2010 года по 06.02.2011 года, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 484 кв. м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными службами. 26.05.2010 года Комитетом по культуре Курской области было согласовано предпроектное предложение по строительству. Постановлением главы г. Рыльска № от 08.06.2010 года данному участку присвоен адрес - <адрес> Получив межевой и кадастровый план на данный участок, он обратился в кадастровую палату для постановки участка на кадастровый учет, однако решением регистратора № от 22.07.2010 года осуществление кадастрового учета было приостановлено на 3 месяца, в связи с тем, что отсутствуют сведения о местоположении участка, поскольку постановлением главы г. Рыльска № от 15 июля 2010 года было отменено постановление от 08.06.2010 года №. Дальнейшие действия по разрешению сложившейся ситуации во внесудебном порядке ни к чему не привели, так как глава города Рыльска требовал предоставления дополнительных документов, не имеющих значения для уточнения местоположения земельного участка. Считает, что действиями и решением главы г. Рыльска, нарушаются его конституционные права, а также права по владению, пользованию земельным участком, поскольку он не может поставить данный земельный участок на кадастровый учет, а также заключить договор аренды земельного участка с администрацией Рыльского района Курской области. В судебном заседании Бондарев А. С. и его представитель ФИО4 поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что постановлением главы администрации Рыльского района Курской области № от 02.02.2010 года Бондареву А.С. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 484 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> сроком с 08.02.2010 г. по ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными службами, с Комитетом по Культуре Курской области было согласовано предпроектное предложение по строительству, участку присвоен адрес: <адрес> Получив межевой и кадастровый план на данный участок он обратился в кадастровую палату для постановки земельного участка на учет, однако действия по осуществлению кадастрового учета были приостановлены в связи с тем, постановление № было отменено главой г. Рыльска, о чем Бондареву А.С. сообщил регистратор. Данные действия главы нарушают права Бондарева А.С., поэтому он вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. Попытки разрешить данную ситуацию во внесудебном порядке ни к чему не привели. Поскольку закончился срок аренды, в настоящее время право аренды на данный земельный участок, выставлено на торги и администрация района обратилась к главе г. Рыльска с письмом о присвоении земельному участку адреса. Представитель администрации г. Рыльска Курской области ФИО5 с требованиями Бондарева А.С. не согласна, оспариваемое постановление главы г. Рыльска считает законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя. Земельный участок, выделенный в аренду Бондареву А.С., находится в охранной зоне памятников истории и архитектуры местного значения, составляющего архитектурный ансамбль, кроме того, генеральным планом города этот земельный участок отнесен к общественно-деловой зоне, поэтому всякие работы на нем запрещены, в том числе и жилищное строительство. Отмена главой администрации постановлением № постановления № было осуществлено для защиты указанных памятников архитектуры. Представитель заинтересованного лица - администрации Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель Комитета по Культуре Администрации Курской области ФИО3 с заявлением Бондарева А.С. согласна. Суду пояснила, что постановлением главы Администрации Курской области от 28.04.1992 г. № утверждена зона охраны памятников истории и культуры г. Рыльска. В границах землеотвода по адресу: <адрес> объектов культурного наследия нет. Объектом культурного наследия регионального значения является дом Выходцева, расположенный по адресу: <адрес> и разделен с участком, выделенным Бондареву А.С. в аренду тротуаром, то есть граничит с ним. Оспариваемый земельный участок, располагается в охранной зоне центральной части г. Рыльска, в которой вводятся два основных режима регулирования застройки с учетом максимального сохранения и воссоздания исторической планировочной структуры и характерной среды для этой части города. Новое строительство в данной зоне может вестись только по особо разработанным проектам и должно полностью соответствовать архитектурно художественному облику сохранившихся исторических объектов. Ограничения для нового строительства предполагает усадебную застройку, характерную для центральной части города Рыльска этажностью не более пяти метров. Бондарев А.С. обращался в Комитет по Культуре в 2009 г. для рассмотрения предпроектного предложения по строительству торговых помещений совмещенных с жилыми, в данном согласовании ему было отказано с предложениями доработать предлагаемый проект в соответствиями с рекомендациями специалистов ОГУК «Инспекция по охране наследия». 29.04.2010 г. Бондарев А.С. повторно обратился в Комитет по Культуре Курской области с доработанным проектом (предпроектным предложением). В соответствии с этим обращением, главным специалистом ОГУК «Инспекция по охране наследия» ФИО1 было проведено археологическое исследование данного земельного отвода и дано заключение, что проведение строительных работ не затрагивает площади памятников археологии. В связи с этим, данное предпроектное предложение было согласованно на основании того, что проектируемый объект на этом земельном участке рассматривается, как возможность освоения утраченной исторической территории с восстановлением исторически сложившейся красной линии не нарушая архитектурной стилистики и ограничения по этажности. На территории центральной части г. Рыльска установлены следующие режимы регулирования застройки: А-1 и Б. Спорный земельный участок расположен в зоне регулирования застройки режима А-1, который регламентирует этажность застройки и предполагает усадебную застройку, то есть строительство в данной зоне разрешено по согласованию с Комитетом по Культуре Курской области, что Бондаревым А.С. было и сделано. Данный земельный участок на территории памятников, либо ансамблей не находится, а граничит с данной территорией, в том числе с Домом Выходцева. Выслушав Бондарева А.С., ФИО4, ФИО2, ФИО3, специалиста ФИО6, проанализировав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям /бездействиям/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия /бездействия/, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия» с изменениями и дополнениями от 17.12.2009 г., объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. ст. 34-35 указанного закона, охранная зона - территория в пределах которой, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Установлено, что постановлением главы Рыльского района Курской области № от 02.02.2010 года Бондареву А.С. был предоставлен в аренду, сроком с 08.02.2010 года по 06.02.2011 г., земельный участок из земель населенных пунктов площадью 484 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, в последующем постановлением главы города Рыльска № от 08.06.2010 года земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес> Границы данного земельного участка согласованы с Администрацией Рыльского района Курской области и Администрацией города Рыльска Курской области, собраны необходимые документы для постановки на кадастровый учет, что видно из материалов межевого плана №. Постановлением главы Администрации Курской области № от 28.04.1992 года утверждены зоны охраны памятников истории и культуры г. Рыльска, общая площадь суммарной охранной зоны всех памятников составляет 56,3 га., и ее границами являются: с юга - <адрес>, с запада - <адрес>, с севера - <адрес> до <адрес>, а затем северная граница проходит южнее <адрес> /по границам частных землевладений/. Восточной границей охранной зоны является левый берег <адрес>, то есть практически вся центральная часть города. Из данного постановления, приложения к нему, действующего проекта зон охраны г. Рыльска и пояснительной записки к нему видно, что отдельные территории охраны памятников для дома Выходцева не установлены, и он, находится в охранной зоне, для которых не были установлены отдельные территории. На территории центральной части города установлены режимы регулирования застройки А-1 и Б. Режим А-1 регламентирует этажность застройки в основном в 1 этаж / высота не более 5 метров/ и предполагает усадебную застройку, характерную для города и его центральной части в северной и южной территории. Из выкопировки земельного участка, материалов межевого дела № и анализа действующего проекта видно, что выделенный Бондареву А.С. в аренду земельный участок, находится в охранной зоне памятников истории и культуры г. Рыльска, в зоне регулирования застройки центральной части г. Рыльска, то есть в режиме - А-1, где возможна застройка с указанными выше ограничениями. Заключением главного специалиста ОГУК «Инспекция по охране наследия» от 24.05.2010 года, проведенной шурфовкой установлено, что на территории землеотвода - земельного участка выделенного в аренду Бондареву А.С., археологического материала не выявлено. При проведении натурного обследования землеотвода установлено, что территория, на которой предусматривается проведение строительных работ не затрагивает площади археологического памятника «Рыльск Селище -2» и находится на расстоянии не менее 50 метров к западу от его западной границы. В связи с этим, землеотвод, может быть согласован. Письмом Комитета по Культуре Курской области от 26.05.2010 г. согласовано предпроектное предложение по индивидуальному жилищному строительству по <адрес> в <адрес>, доработанному в соответствии с замечаниями высказанными в заключении от 13.01.2010 г. Таким образом, Комитетом по культуре Курской области, проектируемый объект который должен располагаться на выделенном Бондареву А.С. земельном участке и обозначенный в предпроектном предложении, рассматривается как возможность освоения утраченной исторической территории с восстановлением исторически сложившейся красной линии, не нарушая архитектурной стилистики и ограничения поэтажности, предусмотренных режимом для данной зоны, что также подтверждается ситуационным планом, приложенным к согласованию Комитета по Культуре Курской области. Ссылка представителя администрации г. Рыльска Курской области ФИО5 на то, что данный земельный участок расположен в охранной и общественно-деловой зоне, на нем не допускается строительство индивидуального жилья, не соответствует установленным требованиям ст.ст. 34, 35 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 г., поскольку данные нормы не относят такого рода земельные участки к землям изъятым или ограниченным в обороте, осуществление строительства в охранной зоне возможно, в случае, если оно не нарушает целостности памятника или ансамбля и не создает угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения. Проект нового генерального плана г. Рыльска, а также пояснения специалиста ООО НВЦ «РЕГИОН» ФИО6, относящие оспариваемый земельный участок к общественно - деловой зоне, в которой запрещено индивидуальное жилищное строительство и на которые ссылается представитель администрации г. Рыльска, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку до настоящего времени новый генеральный план г. Рыльска не принят, а предложения специалистов ООО НВЦ «РЕГИОН», носят рекомендательный характер. Анализируя доводы представителя администрации г. Рыльска о том, что оспариваемое постановление является способом защиты памятников истории и культуры, а также само оспариваемое постановление главы города, суд приходит к выводу, что данный документ не является средством и методом охраны памятников культуры и архитектуры, его действие не направлено на сохранение предотвращения повреждения данных объектов, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты. Также не присвоение почтового адреса земельному участку, суд не может расценить как один из вышеуказанных методов и средств охраны объектов культурного наследия, а относит это к определенному препятствию в оформлении соответствующей документации на выделенный, с соблюдением всех установленных требований, в аренду земельный участок, поскольку на данном этапе вопрос о выполнении строительных работ не ведется, а решается вопрос о постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», все необходимые документы для которого, Бондаревым А.С. ко времени вынесения оспариваемого постановления были собраны. Доказательств осуществления иных способов и методов защиты памятников культуры и архитектуры, граничащих с выделенным Бондареву А.С. земельным участком, администрацией города Рыльска представлено не было. Кроме того, утверждения представителя Администрации г. Рыльска о реальном повреждении и разрушении здания - дома Выходцева, являющегося памятником архитектуры конца 18 века, при возведении нового здания Бондаревым А.С., являются преждевременными и ни чем не обоснованными, поскольку, спорный земельный участок граничит с территорией дома Выходцева, находится на значительном от него расстоянии и данный памятник истории и культуры архитектурным ансамблем не является, а капитальный ремонт указанного дома в последний раз был проведен в 1955 году. Иных доводов и весомых доказательств вподтверждение своей позиции администрацией г. Рыльска представлено не было. Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что градостроительная и проектная документация, представленная Бондаревым А.С., не противоречит охранным зонам памятников архитектуры и градостроительства. Отдельные зоны охраны установлены для памятников: жилого дома по ул. Ш -го Интернационала, жилого дома с торговой лавкой по <адрес>, для дома <данные изъяты> по <адрес>, больничной часовни по <адрес> здания по <адрес>, флигеля по <адрес>, жилого дома по <адрес>. Как следует из выкопировки из Проекта зон охраны г. Рыльска (участок охранной зоны пл. Советская), экспликации центральной части города Рыльска, фото таблиц к заключению Комитета по Культуре Курской области от 24.05.2010 г. земельный участок, выделенный в аренду Бондареву С.А. находится в охранной зоне памятников архитектуры и градостроительства, граничит с территорией памятников истории и культуры в том числе дома Выходцева, но не находится на территории этих памятников, более того их разделяют широкий тротуар с асфальтовым покрытием и часть земельного участка охранной зоны памятников архитектуры и градостроительства. Предъявляемые главой города Рыльска Курской области требования к Бондареву А.С. о представлении дополнительных документов после отмены постановления № необоснованны, противоречат требованиям Градостроительного Кодекса РФ, выходят за пределы компетенции администрации города, определенной Уставом МО «Город Рыльск», их также нельзя расценивать как действия, направленные на охрану памятников, которые как и постановление № от 15 июля 2010 года «Об отмене постановления главы г. Рыльска Рыльского района Курской области от 08.06.2010 года № «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» нарушают права заявителя и создают препятствия для постановки земельного участка на кадастровый учет и не направлены на охрану объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы заявителя Бондарева А.С. являются обоснованными, а оспариваемое постановление главы администрации г. Рыльска, нарушает его права и законные интересы, создает препятствия для государственной регистрации выделенного Бондареву А.С. земельного участка, а также препятствует заключению договора аренды. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Бондарева Андрея Сергеевича удовлетворить. Признать действия главы города Рыльска Рыльского района Курской области по отмене постановления от 08.06.2010 года № «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» неправомерными, а постановление главы города Рыльска Курской области № от 15 июля 2010 года «Об отмене постановления главы города Рыльска Рыльского района Курской области от 08.06.2010 года № «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.», незаконным. Обязать главу города Рыльска Курской области ФИО7 устранить допущенные нарушения. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 10 мая 2011 года. Судья Решение суда было обжаловано 16.05.2011 г. в кассационном порядке и кассационным определением от 16.06.2011 г. оставлено без изменения.