Решение 2-111/2011



                                                                                                   Дело № 2 -111/2011

                                                   Р Е Ш Е Н И Е

                                   именем Российской Федерации

г. Рыльск                                                                                                 03 мая 2011 года

                     Рыльский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Г.Е.,

при секретаре Грязновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондарева Андрея Сергеевича об оспаривании действий главы города об отмене постановления,

                                                           установил:

     Бондарев А.С. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия главы г. Рыльска ФИО7 по отмене постановления от 08.06.2010 года «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» и признать незаконным постановление главы г. Рыльска ФИО7 от 15.07.2010 года «Об отмене постановления главы г. Рыльска от 08.06.2010 года «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.».

    В обоснование заявленных требований ссылается на то, что постановлением главы администрации Рыльского района Курской области от 02.02.2010 года ему был предоставлен в аренду сроком с 08.02.2010 года по 06.02.2011 года, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 484 кв. м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными службами. 26.05.2010 года Комитетом по культуре Курской области было согласовано предпроектное предложение по строительству. Постановлением главы г. Рыльска от 08.06.2010 года данному участку присвоен адрес - <адрес> Получив межевой и кадастровый план на данный участок, он обратился в кадастровую палату для постановки участка на кадастровый учет, однако решением регистратора от 22.07.2010 года осуществление кадастрового учета было приостановлено на 3 месяца, в связи с тем, что отсутствуют сведения о местоположении участка, поскольку постановлением главы г. Рыльска от 15 июля 2010 года было отменено постановление от 08.06.2010 года .

    Дальнейшие действия по разрешению сложившейся ситуации во внесудебном порядке ни к чему не привели, так как глава города Рыльска требовал предоставления дополнительных документов, не имеющих значения для уточнения местоположения земельного участка.

    Считает, что действиями и решением главы г. Рыльска, нарушаются его конституционные права, а также права по владению, пользованию земельным участком, поскольку он не может поставить данный земельный участок на кадастровый учет, а также заключить договор аренды земельного участка с администрацией Рыльского района Курской области.

     В судебном заседании Бондарев А. С. и его представитель ФИО4 поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что постановлением главы администрации Рыльского района Курской области от 02.02.2010 года Бондареву А.С. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 484 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес> сроком с 08.02.2010 г. по ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными службами, с Комитетом по Культуре Курской области было согласовано предпроектное предложение по строительству, участку присвоен адрес: <адрес> Получив межевой и кадастровый план на данный участок он обратился в кадастровую палату для постановки земельного участка на учет, однако действия по осуществлению кадастрового учета были приостановлены в связи с тем, постановление было отменено главой г. Рыльска, о чем Бондареву А.С. сообщил регистратор. Данные действия главы нарушают права Бондарева А.С., поэтому он вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. Попытки разрешить данную ситуацию во внесудебном порядке ни к чему не привели. Поскольку закончился срок аренды, в настоящее время право аренды на данный земельный участок, выставлено на торги и администрация района обратилась к главе г. Рыльска с письмом о присвоении земельному участку адреса.

     Представитель администрации г. Рыльска Курской области ФИО5 с требованиями Бондарева А.С. не согласна, оспариваемое постановление главы г. Рыльска считает законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы заявителя. Земельный участок, выделенный в аренду Бондареву А.С., находится в охранной зоне памятников истории и архитектуры местного значения, составляющего архитектурный ансамбль, кроме того, генеральным планом города этот земельный участок отнесен к общественно-деловой зоне, поэтому всякие работы на нем запрещены, в том числе и жилищное строительство. Отмена главой администрации постановлением постановления было осуществлено для защиты указанных памятников архитектуры.

     Представитель заинтересованного лица - администрации Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени его проведения был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

      Представитель Комитета по Культуре Администрации Курской области ФИО3 с заявлением Бондарева А.С. согласна. Суду пояснила, что постановлением главы Администрации Курской области от 28.04.1992 г. утверждена зона охраны памятников истории и культуры г. Рыльска. В границах землеотвода по адресу: <адрес> объектов культурного наследия нет. Объектом культурного наследия регионального значения является дом Выходцева, расположенный по адресу: <адрес> и разделен с участком, выделенным Бондареву А.С. в аренду тротуаром, то есть граничит с ним. Оспариваемый земельный участок, располагается в охранной зоне центральной части г. Рыльска, в которой вводятся два основных режима регулирования застройки с учетом максимального сохранения и воссоздания исторической планировочной структуры и характерной среды для этой части города. Новое строительство в данной зоне может вестись только по особо разработанным проектам и должно полностью соответствовать архитектурно художественному облику сохранившихся исторических объектов. Ограничения для нового строительства предполагает усадебную застройку, характерную для центральной части города Рыльска этажностью не более пяти метров. Бондарев А.С. обращался в Комитет по Культуре в 2009 г. для рассмотрения предпроектного предложения по строительству торговых помещений совмещенных с жилыми, в данном согласовании ему было отказано с предложениями доработать предлагаемый проект в соответствиями с рекомендациями специалистов ОГУК «Инспекция по охране наследия». 29.04.2010 г. Бондарев А.С. повторно обратился в Комитет по Культуре Курской области с доработанным проектом (предпроектным предложением). В соответствии с этим обращением, главным специалистом ОГУК «Инспекция по охране наследия» ФИО1 было проведено археологическое исследование данного земельного отвода и дано заключение, что проведение строительных работ не затрагивает площади памятников археологии. В связи с этим, данное предпроектное предложение было согласованно на основании того, что проектируемый объект на этом земельном участке рассматривается, как возможность освоения утраченной исторической территории с восстановлением исторически сложившейся красной линии не нарушая архитектурной стилистики и ограничения по этажности. На территории центральной части г. Рыльска установлены следующие режимы регулирования застройки: А-1 и Б. Спорный земельный участок расположен в зоне регулирования застройки режима А-1, который регламентирует этажность застройки и предполагает усадебную застройку, то есть строительство в данной зоне разрешено по согласованию с Комитетом по Культуре Курской области, что Бондаревым А.С. было и сделано. Данный земельный участок на территории памятников, либо ансамблей не находится, а граничит с данной территорией, в том числе с Домом Выходцева.

    Выслушав Бондарева А.С., ФИО4, ФИО2, ФИО3, специалиста ФИО6, проанализировав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

     Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям /бездействиям/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия /бездействия/, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

     Согласно ст. 33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия» с изменениями и дополнениями от 17.12.2009 г., объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

      В соответствии со ст. ст. 34-35 указанного закона, охранная зона - территория в пределах которой, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия.

     В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

    Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

      Установлено, что постановлением главы Рыльского района Курской области от 02.02.2010 года Бондареву А.С. был предоставлен в аренду, сроком с 08.02.2010 года по 06.02.2011 г., земельный участок из земель населенных пунктов площадью 484 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, в последующем постановлением главы города Рыльска от 08.06.2010 года земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес> Границы данного земельного участка согласованы с Администрацией Рыльского района Курской области и Администрацией города Рыльска Курской области, собраны необходимые документы для постановки на кадастровый учет, что видно из материалов межевого плана .

     Постановлением главы Администрации Курской области от 28.04.1992 года утверждены зоны охраны памятников истории и культуры г. Рыльска, общая площадь суммарной охранной зоны всех памятников составляет 56,3 га., и ее границами являются: с юга - <адрес>, с запада - <адрес>, с севера - <адрес> до <адрес>, а затем северная граница проходит южнее <адрес> /по границам частных землевладений/. Восточной границей охранной зоны является левый берег <адрес>, то есть практически вся центральная часть города.

     Из данного постановления, приложения к нему, действующего проекта зон охраны г. Рыльска и пояснительной записки к нему видно, что отдельные территории охраны памятников для дома Выходцева не установлены, и он, находится в охранной зоне, для которых не были установлены отдельные территории. На территории центральной части города установлены режимы регулирования застройки А-1 и Б. Режим А-1 регламентирует этажность застройки в основном в 1 этаж / высота не более 5 метров/ и предполагает усадебную застройку, характерную для города и его центральной части в северной и южной территории. Из выкопировки земельного участка, материалов межевого дела и анализа действующего проекта видно, что выделенный Бондареву А.С. в аренду земельный участок, находится в охранной зоне памятников истории и культуры     г. Рыльска, в зоне регулирования застройки центральной части г. Рыльска, то есть в режиме - А-1, где возможна застройка с указанными выше ограничениями.

      Заключением главного специалиста ОГУК «Инспекция по охране наследия» от 24.05.2010 года, проведенной шурфовкой установлено, что на территории землеотвода - земельного участка выделенного в аренду Бондареву А.С., археологического материала не выявлено. При проведении натурного обследования землеотвода установлено, что территория, на которой предусматривается проведение строительных работ не затрагивает площади археологического памятника «Рыльск Селище -2» и находится на расстоянии не менее 50 метров к западу от его западной границы. В связи с этим, землеотвод, может быть согласован.

     Письмом Комитета по Культуре Курской области от 26.05.2010 г. согласовано предпроектное предложение по индивидуальному жилищному строительству по <адрес> в <адрес>, доработанному в соответствии с замечаниями высказанными в заключении от 13.01.2010 г.

     Таким образом, Комитетом по культуре Курской области, проектируемый объект который должен располагаться на выделенном Бондареву А.С. земельном участке и обозначенный в предпроектном предложении, рассматривается как возможность освоения утраченной исторической территории с восстановлением исторически сложившейся красной линии, не нарушая архитектурной стилистики и ограничения поэтажности, предусмотренных режимом для данной зоны, что также подтверждается ситуационным планом, приложенным к согласованию Комитета по Культуре Курской области.

     Ссылка представителя администрации г. Рыльска Курской области ФИО5 на то, что данный земельный участок расположен в охранной и общественно-деловой зоне, на нем не допускается строительство индивидуального жилья, не соответствует установленным требованиям ст.ст. 34, 35 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 г., поскольку данные нормы не относят такого рода земельные участки к землям изъятым или ограниченным в обороте, осуществление строительства в охранной зоне возможно, в случае, если оно не нарушает целостности памятника или ансамбля и не создает угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения. Проект нового генерального плана г. Рыльска, а также пояснения специалиста ООО НВЦ «РЕГИОН» ФИО6, относящие оспариваемый земельный участок к общественно - деловой зоне, в которой запрещено индивидуальное жилищное строительство и на которые ссылается представитель администрации г. Рыльска, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку до настоящего времени новый генеральный план г. Рыльска не принят, а предложения специалистов ООО НВЦ «РЕГИОН», носят рекомендательный характер.

    Анализируя доводы представителя администрации г. Рыльска о том, что оспариваемое постановление является способом защиты памятников истории и культуры, а также само оспариваемое постановление главы города, суд приходит к выводу, что данный документ не является средством и методом охраны памятников культуры и архитектуры, его действие не направлено на сохранение предотвращения повреждения данных объектов, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты.

    Также не присвоение почтового адреса земельному участку, суд не может расценить как один из вышеуказанных методов и средств охраны объектов культурного наследия, а относит это к определенному препятствию в оформлении соответствующей документации на выделенный, с соблюдением всех установленных требований, в аренду земельный участок, поскольку на данном этапе вопрос о выполнении строительных работ не ведется, а решается вопрос о постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», все необходимые документы для которого, Бондаревым А.С. ко времени вынесения оспариваемого постановления были собраны. Доказательств осуществления иных способов и методов защиты памятников культуры и архитектуры, граничащих с выделенным Бондареву А.С. земельным участком, администрацией города Рыльска представлено не было.

    Кроме того, утверждения представителя Администрации г. Рыльска о реальном повреждении и разрушении здания - дома Выходцева, являющегося памятником архитектуры конца 18 века, при возведении нового здания Бондаревым А.С., являются преждевременными и ни чем не обоснованными, поскольку, спорный земельный участок граничит с территорией дома Выходцева, находится на значительном от него расстоянии и данный памятник истории и культуры архитектурным ансамблем не является, а капитальный ремонт указанного дома в последний раз был проведен в 1955 году. Иных доводов и весомых доказательств вподтверждение своей позиции администрацией г. Рыльска представлено не было.

     Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что градостроительная и проектная документация, представленная Бондаревым А.С., не противоречит охранным зонам памятников архитектуры и градостроительства. Отдельные зоны охраны установлены для памятников: жилого дома по ул. Ш -го Интернационала, жилого дома с торговой лавкой по <адрес>, для дома <данные изъяты> по <адрес>, больничной часовни по <адрес> здания по <адрес>, флигеля по <адрес>, жилого дома по <адрес>.

    Как следует из выкопировки из Проекта зон охраны г. Рыльска (участок охранной зоны пл. Советская), экспликации центральной части города Рыльска, фото таблиц к заключению Комитета по Культуре Курской области от 24.05.2010 г. земельный участок, выделенный в аренду Бондареву С.А. находится в охранной зоне памятников архитектуры и градостроительства, граничит с территорией памятников истории и культуры в том числе дома Выходцева, но не находится на территории этих памятников, более того их разделяют широкий тротуар с асфальтовым покрытием и часть земельного участка охранной зоны памятников архитектуры и градостроительства.

     Предъявляемые главой города Рыльска Курской области требования к Бондареву А.С. о представлении дополнительных документов после отмены постановления необоснованны, противоречат требованиям Градостроительного Кодекса РФ, выходят за пределы компетенции администрации города, определенной Уставом МО «Город Рыльск», их также нельзя расценивать как действия, направленные на охрану памятников, которые как и постановление от 15 июля 2010 года «Об отмене постановления главы г. Рыльска Рыльского района Курской области от 08.06.2010 года «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» нарушают права заявителя и создают препятствия для постановки земельного участка на кадастровый учет и не направлены на охрану объектов культурного наследия.

    При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы заявителя Бондарева А.С. являются обоснованными, а оспариваемое постановление главы администрации г. Рыльска, нарушает его права и законные интересы, создает препятствия для государственной регистрации выделенного Бондареву А.С. земельного участка, а также препятствует заключению договора аренды.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

                                                             решил:

     Заявление Бондарева Андрея Сергеевича удовлетворить.

     Признать действия главы города Рыльска Рыльского района Курской области по отмене постановления от 08.06.2010 года «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.» неправомерными, а постановление главы города Рыльска Курской области от 15 июля 2010 года «Об отмене постановления главы города Рыльска Рыльского района Курской области от 08.06.2010 года «Об уточнении местоположения земельного участка, предоставленного в аренду Бондареву А.С.», незаконным.

Обязать главу города Рыльска Курской области ФИО7 устранить допущенные нарушения.

    Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

    С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 10 мая 2011 года.

      Судья                          

Решение суда было обжаловано 16.05.2011 г. в кассационном порядке и кассационным определением от 16.06.2011 г. оставлено без изменения.