решение 2-173/2011



                                                                                                          Дело № 2-173/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    г. Рыльск                                                                                                27 июля 2011 г.

     Рыльский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Лобковой Е.А., при секретаре Фокине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Рыльского района Курской области к УМВД Российской Федерации по Курской области, ОМВД Российской Федерации по Рыльскому району Курской области об обязании привести изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по Рыльскому району Курской области в соответствие с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

     Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к УМВД РФ по Курской области, ОМВД РФ по Рыльскому району Курской области об обязании ответчиков привести изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по Рыльскому району Курской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, поскольку в ходе проведенной в апреле-мае 2011 г. проверки было установлено, что в изоляторе временного содержания нарушаются права подозреваемых и обвиняемых. Для приведения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых прокурор района просит обязать ответчиков обеспечить установку системы оповещения людей о пожаре; установить в каждой камере изолятора временного содержания санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, а также кранами с водопроводной водой; создать специально оборудованное помещение для свидания с родственниками и иными лицами.

     Помощник прокурора Рыльского района Курской области Мокаев Т.Б., участвующий в судебном разбирательстве в качестве представителя истца, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Представитель ответчика УМВД Российской Федерации по <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, мотивируя тем, что УМВД РФ по <адрес> не является надлежащим ответчиком, поскольку изолятор временного содержания является структурным подразделением ОМВД РФ по <адрес>, который является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам. При этом представитель УМВД РФ по <адрес> подтвердил, что именно УМВД утверждает смету расходов на содержание районного отдела и осуществляет его финансирование.

     Представитель ответчика ОМВД РФ по <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых находится в здании районного отдела внутренних дел, которое оснащено системой оповещения людей о пожаре, имеется соответствующее требованиям п. 139 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ специально оборудованное помещение для проведения свиданий с родственниками и иными лицами, которое также используется для проведения следственных действий. В трех из пяти камер изолятора имеются санитарные узлы и подведен водопровод, установка санитарных узлов в двух оставшихся камерах планируется в ближайшее время. На проведение работ по установке санузлов и водопровода составлена смета и решается вопрос финансирования.

     Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу определены Федеральным законом «о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 4 данного Закона предусматривает, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно статье 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, регламентирующие внутренний распорядок в изоляторах временного содержания.

         В ходе судебного разбирательства было установлено, что приказом ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по <адрес>, который согласно п. 1 Положения является структурным подразделением МОБ ОВД по <адрес>.

        Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, было установлено, что помещение ИВС МОБ ОВД по <адрес> не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; отсутствует система оповещения людей в случае пожара; отсутствуют краны с водопроводной водой и санитарные узлы в камерах и ; отсутствует специально оборудованное помещение для свиданий, что и явилось поводом для обращения прокурора района в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

     При рассмотрении дела судом было установлено, что часть недостатков, выявленных в ходе прокурорской проверки, ответчиками были устранены в добровольном порядке.

     В изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОБ ОВД по <адрес> установлена система оповещения людей о пожаре и оборудовано помещение для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами.

      Это подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ по проверке исполнения решения оперативного совещания при начальнике УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указывающей на установку в ИВС автоматической пожарной сигнализации, фотографиями комнаты для проведения свиданий.

     Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор группы организации работы подразделений охраны и конвоирования УМВД России по <адрес> ФИО3 подтвердил, что в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по <адрес> соблюдены требования пожарной безопасности, автоматическая пожарная сигнализация предусматривает функцию оповещения людей о пожаре, имеется помещение для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами. Также ФИО3 пояснил, что в трех камерах ИВС имеются санитарные узлы и водопроводные краны, в ближайшее время планируется их установка в остальных двух камерах. В настоящее время отсутствие санузлов права содержащихся под стражей не нарушает, никаких жалоб от задержанных по этому поводу не поступало.

     Устранение ответчиками на момент рассмотрения дела ранее имевших место нарушений, связанных с отсутствием системы оповещения людей о пожаре и помещения для проведения свиданий, в судебном заседании было подтверждено представителем истца помощником прокурора Мокаевым Т.Б.

     С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части обязания ответчиков обеспечить установку системы оповещения людей о пожаре и создать специально оборудованное помещение для свидания с родственниками и иными лицами суд не находит.

Вместе с тем, требования прокурора об установлении в камерах изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД РФ по <адрес> санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, а также кранами с водопроводной водой являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания предусматривает, что камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой.

Отсутствие в камерах ИВС и санитарных узлов и кранов с водопроводной водой ответчиками не оспаривается. Наличие санитарных узлов и водопроводных кранов в камерах ИВС , 4, 5, а также отсутствие жалоб со стороны подозреваемых и обвиняемых на условия содержания не исключают обязанности ответчиков по оборудованию санузлами и водопроводными кранами всех камер изолятора временного содержания.

Представленное суду письмо начальника ОВД по <адрес> на имя заместителя начальника УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о выделении денежных средств для производства капитального ремонта помещения ИВС ОВД по <адрес> с приложенным проектом сметы расходов подтверждает доводы представителей ответчиков о том, что ОМВД РФ по <адрес> предпринимаются меры по приведению изолятора временного содержания в соответствие с существующими требованиями, но не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований прокурора района.

Суд не может согласиться с доводами представителя УМВД РФ по <адрес> о том, что УМВД РФ по <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ОМВД РФ по <адрес>, хотя и является самостоятельным юридическим лицом, но именно Управление МВД РФ по <адрес> осуществляет непосредственный контроль за деятельностью районного отдела (как следует из представленного суду Положения об отделе внутренних дел по <адрес>), осуществляет финансирование районного отдела.

Принимая во внимание, что установление в камерах ИВС санитарных узлов и водопроводных кранов требует значительных временных и финансовых затрат, суд полагает установить срок для приведения изолятора временного содержания в соответствие с требованиями действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

     Обязать УМВД Российской Федерации по <адрес>, ОМВД Российской Федерации по <адрес> привести изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД Российской Федерации по <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства: оборудовать каждую камеру изолятора временного содержания санитарными узлами с соблюдением требований приватности, кранами с водопроводной водой в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

     Председательствующий