Решение 2-19/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рыльск 26 января 2011 года

Рыльский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Резниченко А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Рыльского района Курской области Милоновой И.И.

истца ФИО1

представителя третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Рыльского района Курской области Есиной Г.В. действующей на основании доверенности от <дата> №

при секретаре Зайцевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в интересах ФИО1 к Комитету строительства и архитектуры Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области об обязании Комитета строительства и архитектуры Курской области приобрести благоустроенное жилое помещение на территории Рыльского района и обязании Комитета социального обеспечения Курской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и архитектуры Курской области

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рыльского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к ответчикам о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих требований сослался на то, что ФИО1 (в девичестве ФИО2 ) <дата> года рождения, является ребенком оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 лишена родительских прав, сведения об отце в справке о рождении записаны со слов матери. ФИО2, находясь на полном государственном обеспечении, с <дата> обучалась в ОГОУ <данные изъяты> которое закончила в <данные изъяты> году. На основании постановлений главы <данные изъяты> № от <дата> и № от <дата> ФИО2 была поставлена на регистрационный учет, как нуждающаяся в жилой площади с момента признания ее оставшейся без попечения родителей. Между ФИО2 и ФИО5 <дата> был заключен брак, после заключения которого ей присвоена фамилия ФИО1. <дата> у нее родился ребенок ФИО6 В настоящее время ФИО1 жильем не обеспечена, вместе со своей семьей проживает в доме ФИО7, расположенным по адресу: <адрес>.

ФИО1 как ребенок оставшийся без попечения родителей согласно п. 2 ч.1 ст. 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные в данном законе дополнительные гарантии для детей оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Курской области № 59 - ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке определяемом Администрацией Курской области.

Просил суд обязать Комитет строительства и архитектуры Курской области приобрести для ФИО1 благоустроенное жилое помещение на территории Рыльского района за счет денежных средств выделяемых из бюджета Курской области на реализацию гарантий предусмотренных федеральным законом № 159 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать Комитет социального обеспечения Курской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и архитектуры Курской области.

В судебном заседании прокурор Милонова И.И. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Истец ФИО1 заявленные прокурором требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что жильем она не обеспечена. В настоящее время проживает у ФИО7 в ее домовладении, расположенном по адресу: <адрес>. Имеет на иждивении малолетнего ребенка.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения извещен своевременно и надлежащим образом. Представил возражение на исковое заявление в котором исковые требования не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование своей позиции сослался на то, что согласно ст. 8 Федерального закона № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Соответственно предоставление жилья детям сиротам, прежде всего, зависти от объема денежных средств, выделенных Администрацией Курской области из областного бюджета на приобретение жилья. Для обеспечения реализации жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей постановлением Администрации Курской области от 30 марта 2009 года № 108 утверждена областная целевая программа «Жилище» на 2009-2010 годы, вместе с подпрограммой «Обеспечение жильем граждан из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области, утвержден постановлением Администрации Курской области от 24 декабря 2007 года № 282. Данным порядком комитет строительства и архитектуры Курской области определен уполномоченным органом по приобретению жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета. В соответствии с пунктом 22 Порядка, приобретенные комитетом строительства и архитектуры Курской области жилые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в управлении федеральной регистрационной службы по Курской области и включены в реестр государственного имущества Курской области. Согласно постановлению Администрации Курской области от 1 декабря 2010 года № 572-па, комитет социального обеспечения Курской области определен уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем заключения с ними договоров социального найма, но это действие комитет может осуществить только после того, как остальные органы государственной власти исполнят свои полномочия в отношении предоставляемых жилых помещений указанной категории граждан. На комитет возложены функции по оформлению договоров социального найма на уже приобретенные и находящиеся в собственности Курской области жилые помещения. Полагает, что комитет социального обеспечения Курской области ответственность за приобретение жилых помещений данной категории граждан нести не может, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот относится к компетенции в том, числе таких органов власти как Администрация Курской области, комитет строительства и архитектуры Курской области. При этом каждый из указанных органов наделен властными полномочиями и действует независимо друг от друга. Полномочия комитета социального обеспечения Курской области являются производными от полномочий Администрации Курской области и фактический ограничиваются заключением договора социального найма. Тот факт, что Администрация Курской области свое основное полномочие, связанное с обеспечением жильем детей-сирот и лиц из их числа на территории Курской области перераспределила между подчиненными ей комитетами, не освобождает ее от выполнения обязанностей возложенных на нее непосредственного Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просил в удовлетворении иска предъявленного к комитету социального обеспечения Курской области - оказать.

Представитель ответчика Комитета строительства и архитектуры Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв в котором сообщил, что комитет строительства и архитектуры Курской области определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения приобретаются в собственность Курской области путем проведения комитетом по управлению имуществом Курской области аукциона. Приобретение комитетом строительства и архитектуры Курской области и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении регистрационный службы по Курской области жилые помещения, подлежат включению в реестр государственного имущества Курской области. Комитет не вправе распоряжаться имуществом Курской области, а следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен комитет социального обеспечения Курской области. Комитет по управлению имуществом в Курской области в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность Курской области жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения Курской области областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения Курской области». В 2010 году Администрацией Курской области выделялись денежные средства на приобретение жилых помещений. Все выделенные средства были реализованы в полном объеме. Выделение денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в 2011 году комитету строительства и архитектуры не предусмотрено. Следовательно приобрести жилое помещение для ФИО1 не представляется возможным.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Рыльского района Курской области Есина Г.В., против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает. Пояснила суду, что согласно действующего законодательства, государство должно обеспечить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями, по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях. ФИО2 с 2006 года признана нуждающейся в получении жилой площади, была включена в список граждан нуждающихся в получении жилья в 2011 году. Однако до сих пор ее право на жилье не реализовано.

Выслушав прокурора, истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Курской области от 13.06.2007 года № 59 ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Курской области» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом Администрацией Курской области, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области.

В суде установлено, что ФИО2 родилась <дата> в селе <адрес>. Ее матерью являлась ФИО3, решением Рыльского районного суда от <дата> лишенная родительских прав. Отец у ФИО2 - не установлен. ФИО2 с <дата> по <дата> находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ <данные изъяты> ФИО2 постановлением главы <данные изъяты> сельсовета от <дата> № была поставлена на регистрационный учет на получение жилой площади, как нуждающаяся. Постановлением главы <данные изъяты> сельсовета от <дата> № за ФИО2 было признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с <дата>. Между ФИО2 и ФИО5 <дата> был заключен брак, после заключения которого ФИО2 была присвоена фамилия ФИО1.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: справкой о рождении, свидетельством о рождении, решением Рыльского районного суда от <дата>, справкой ОГОУ <данные изъяты> постановлением главы администрации Рыльского района Курской области от 15 октября 2003 года № 134, постановлением главы <данные изъяты> сельсовета Рыльского района Курской области от <дата> №, постановлением главы <данные изъяты> сельсовета Рыльского района Курской области от <дата> №, свидетельством о заключении брака между ФИО5 и ФИО2

ФИО1 недвижимым имуществом на территории Рыльского района Курской области не владеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных о регистрации прав ФИО1, представленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области и справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» об отсутствии у ФИО1 недвижимого имущества в Рыльском районе.

Согласно представленного Администрацией Рыльского района списка состоит на учете в Рыльском районе как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

За ФИО1 не закреплено жилое помещение, она фактически проживает в доме ФИО7 расположенным по адресу: <адрес>, имеет на иждивении малолетнего ребенка ФИО10, что подтверждается объяснениями истца, свидетельством о рождении.

Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности суд пришел к выводу, что ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением, как лицо оставшееся без попечения родителей, однако жилая площадь за ней закреплена не была и жилой площадью она не была обеспечена. С учетом того, что в настоящее время ФИО1 проживает в <адрес> и не имеет своего жилья, суд считает необходимым признать за истцом право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в городе Рыльске Курской области, площадью не менее установленных норм.

В суде также установлено, что постановлением Администрации Курской области от 24 декабря 2007 года № 282 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области.

В соответствии с п. 18 Порядка Комитет строительства и архитектуры Курской области в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом Курской области об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оформляет заявку в комитет по управлению имуществом Курской области на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

Согласно п. 22 Порядка приобретенные комитетом строительства и архитектуры Курской области и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области жилые помещения подлежат включению в реестр государственного имущества Курской области.

В силу п. 24 Порядка Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением Администрации Курской области список, осуществляет комитет социального обеспечения Курской области, в соответствии с Законом Курской области от 26 сентября 2007 года N 97-ЗКО "О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности Курской области".

При таких обстоятельствах суд считает, что Комитет строительства и архитектуры Курской области обязан приобрести благоустроенное жилое помещение на территории Рыльского района площадью не ниже установленных социальных норм, а комитет социального обеспечения Курской области обязан заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и архитектуры Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Рыльского района Курской области в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать Комитет строительства и архитектуры Курской области приобрести благоустроенное жилое помещение на территории Рыльского района площадью не ниже установленных социальных норм, за счет денежных средств, выделяемых из бюджета Курской области на реализацию ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать Комитет социального обеспечения Курской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и архитектуры Курской области.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме 31.01.2011 года.

Председательствующий судья: