Исковые требования о включении спорного периода работы в льготный пенсионный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворены



Гражданское дело №2-148/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года

Судья Рыбновского районного суда Рязанской области Максимкина Н.В.,

с участием адвоката Быковой Н.В., представившей ордер №38 от 02 марта 2011 года и удостоверение №298, в интересах истца Слепцова В.Н.,

при секретаре Озеровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Слепцова Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рыбновскому району Рязанской области о включении спорного периода работы в льготный пенсионный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

           Слепцов В.Н. обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя его тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Путевой машинной станции № 12 Московской железной дороги старшим кондуктором грузовых поездов а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в должности главного кондуктора грузовых поездов в ПМС №12 Московской железной дороги, впоследствии реорганизованной в ПМС №12 ФГУП «Московская железная дорога» ПМС РФ, затем в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», затем в Московскую дирекцию по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД».

17 января 2011 года он обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 17 января 2011 года возраста 55 лет и работой с тяжелыми условиями труда. ГУ-УПФ РФ по Рыбновскому району Рязанской области ему было отказано во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов в льготный пенсионный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как согласно Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года №272, профессия главный кондуктор грузовых поездов не предусмотрена. Ответчик полагает, что его стаж - 19 лет 17 дней не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Истец считает, что ему необоснованно отказано ответчиком во включении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный пенсионный стаж, поскольку должность главный кондуктор грузовых поездов является производной от должности кондуктор грузовых поездов, обе должности по функциональным обязанностям идентичны.

         Просит суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период его работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 4 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги, реорганизованной в ПМС №12 ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 филиала ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ, реорганизованной в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», реорганизованной в ПМС №12 Московской дирекции по ремонту пути - Центральной Дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ-УПФ РФ по Рыбновскому району Рязанской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Слепцов В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель истца Слепцова В.Н. - адвокат Быкова Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Рыбновскому району Рязанской области по доверенности - Чернышова О.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ №367 от 26 декабря 1994 года, предусмотрены две разные профессии: кондуктор грузовых поездов и главный кондуктор грузовых поездов. Таким образом, профессия главный кондуктор грузовых поездов является самостоятельной профессией, имеет свой собственный код и не является производной от профессии кондуктор грузовых поездов. Так как наименование профессии главный кондуктор грузовых поездов не предусмотрено Списком №272 от 24 апреля 1992 года, следовательно, работники данной категории права на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имеют.

           Третье лицо - Центральная дирекция по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представил отзыв, в котором полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку Список №272 от 24 апреля 1992 года устанавливает только функциональную принадлежность рабочей специальности, обладатели которой пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Список не конкретизирует классный уровень работников, наличие или отсутствие разрядов или указания должностного старшинства.

Суд, выслушав стороны, явившихся в судебное заседание свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Слепцова В.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В судебном заседании установленно, что Слепцов В.Н. по достижении возраста 55 лет и установленного пенсионным законодательством общего страхового стажа обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с особыми условиями труда, а именно в должности главного кондуктора грузовых поездов.

31 января 2011 года Слепцову В.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов в льготный пенсионный стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, профессия «главный кондуктор грузовых поездов» не предусмотрена.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дела, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании установлено, что Слепцов В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал монтером пути в Путевой машинной станции №12 Московской железной дороги; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность старшего кондуктора 4 разряда; ДД.ММ.ГГГГ присвоен 5 разряд главного кондуктора; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного кондуктора грузовых поездов 4 разряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда, а ПМС №12 Московской железной дороги реорганизована в ПМС №12 ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда, а ПМС №12 филиала ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ реорганизована в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда, а ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» реорганизована в ПМС №12 Московской дирекции по ремонту пути - Центральной Дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД».

Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Слепцова В.Н., первично заполненной ДД.ММ.ГГГГ и вкладышем в трудовую книжку серии ВТ , заполненным ДД.ММ.ГГГГ; архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной объединенным архивом Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД»; штатным расписанием ПМС №12 и личной карточкой .

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года.

Вместе с тем, пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 01 апреля 2003 года № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272.

В Списке № 2 от 22 августа 1956 года и в Списке от 24 апреля 1992 года указаны кондукторы грузовых поездов.

           Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 02 апреля 1976 года №5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года №81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список №2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8).

Таким образом, как Списком №2от 22 августа 1956 года, так и Списком от 24 апреля 1992 года предусмотрена профессия «кондуктор грузовых поездов». В соответствии вышеуказанными Разъяснениями правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку №2 от 22 августа 1956 года, так и по Списку от 24 апреля 1992 года пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы грузовых поездов.

В выпуске 56 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06 декабря 1983 года № 283/24-82, в разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» в параграфе 7 приведена характеристика работ общей профессии - кондуктора грузовых поездов и указаны тарифные разряды; в примечании содержится указание о том, что кондуктор главный, руководящий маневренной работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года №367, предусмотрены профессия кондуктора грузовых поездов и профессия главного кондуктора грузовых поездов.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство закрепляет право граждан, работавших по профессии главный кондуктор грузовых поездов на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку соответствующие Списки содержат общее наименование выполняемой работы - кондуктор грузовых поездов.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО2 и ФИО1, пояснили, что они работают кондукторами грузовых поездов вместе со Слепцовым В.Н. в одной бригаде. По характеру работы и условиям труда профессия кондуктора грузовых поездов и профессия главного кондуктора грузовых поездов являются тождественными. Должностные обязанности главного кондуктора грузовых поездов являются аналогичными должностным обязанностям кондуктора грузовых поездов за исключением того, что главный кондуктор кроме обязанностей по обслуживанию грузовых поездов, выполнения маневренной работы и обеспечения безопасности движения сопровождаемых поездов, также осуществляет руководство кондукторской бригадой.

При таких обстоятельствах, учитывая, что характер работы истца Слепцова В.Н. в должности главного кондуктора грузовых поездов был связан непосредственно с осуществлением организации перевозок и обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов, подлежит включению в его специальный стаж в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Доводы представителя ответчика о том, что профессия «главный кондуктор грузовых поездов» является самостоятельной профессией, имеет свой собственный код и не является производной от профессии «кондуктор грузовых поездов» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам и установленным по настоящему делу обстоятельствам.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области, в трудовой стаж на соответствующих видах работ Слепцова В.Н. составляет 12 лет 4 месяца 28 дней. Не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ Слепцова В.Н. в должности главного кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 19 лет 17 дней. При этом, ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области указано, что стаж на соответствующих видах работ в общей сложности составляет 31 год 5 месяцев 15 дней.

          17 января 2011 года Слепцов В.Н., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, достиг 55-летнего возраста.

           Таким образом, с учетом зачета оспариваемого периода работы, специальный стаж Слепцова В.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил более 12 лет 6 месяцев, а страховой стаж более 25 лет, что в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является основанием для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Факт обращения Слепцова В.Н. в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда 17 января 2011 года подтверждается заявлением Слепцова В.Н. от 17 января 2011 года начальнику ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области.

Определяя дату назначения досрочной трудовой пенсии, суд учитывает, что представленные Слепцовым В.Н. в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Рыбновскому району Рязанской области документы являлись достаточными для включения УПФ РФ оспариваемого периода работы в специальный стаж, в связи с чем, досрочная трудовая пенсия Слепцову В.Н. должна быть назначена с момента возникновения права на досрочную пенсию - с 17 января 2011 года.

           На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Иск Слепцова Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении спорного периода работы в льготный пенсионный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Слепцовым Владимиром Николаевичем право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда с 17 января 2011 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период его работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 4 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Московской железной дороги, реорганизованной в ПМС №12 ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 филиала ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ, реорганизованной в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности главного кондуктора грузовых поездов 5 разряда в ПМС №12 Дирекции по ремонту пути Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», реорганизованной в ПМС №12 Московской дирекции по ремонту пути - Центральной Дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

          Обязать ГУ-УПФ РФ по Рыбновскому району Рязанской области назначить Слепцову Владимиру Николаевичу досрочную пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда с 17 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения, то есть начиная с 06 апреля 2011 года.

Судья                                                                                МАКСИМКИНА Н.В.