о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-107/12 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Рыбная Слобода 26 марта 2012 года

Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Замалиева Н.К.,

с участием истицы Татариновой Н.И.,

представителя ответчика специалиста отдела назначения перерасчета выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан Мусина М.Р., доверенность от 23.05.2011 года,

при секретаре Хавановой И.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татариновой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан (далее по тексту – УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Татаринова Н.И. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ от 21 декабря 2011 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по тем основаниям, что период работы в качестве <данные изъяты> с 11 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года - не включаются в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Решение УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ считает незаконным, так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года , принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года работа в должности <данные изъяты> засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Истица просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях, включив в специальный стаж период работы с 11 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года в должности <данные изъяты>; обязать УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения 12 декабря 2011 года.

Истица в судебном заседании иск поддержала в полном объеме и просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что вся педагогическая деятельность, подлежащая включению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Татариновой Н.И., составляет 22 года 3 месяца 11 дней, периоды работы истца с 11 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года в должности <данные изъяты> не включается в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с тем, что на 1.10.1993 года не выработано 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого специального стажа согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

В силу п.1 подп.10 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года от 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего до 1 октября 1993 года, следует, что в соответствии со ст. 58 Закона о государственных пенсиях, пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего в спорный период работы заявителя, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

В силу пункта 1 Приложения 6 "Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работникам просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня 1990 г. N 400 "учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, инструктора райкома ВЛКСМ".

В судебном заседании установлено, что Татаринова Н.И. с 29 августа 1984 года по 1 сентября 1986 года работала в должности <данные изъяты> Рыбно-Слободского района РТ; с 9 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года в должности <данные изъяты>; с 1 июня 1989 года по 25 августа 1990 года - <данные изъяты> Рыбно-Слободского района РТ; с 26 августа 1990 года по 31 августа 2000 года - <данные изъяты> Рыбно-Слободского района РТ; с 1 сентября 2000 года по настоящее время – <данные изъяты> и <данные изъяты> Рыбно-Слободского района РТ. Решением УПФ РФ в Рыбно-Слободском районе РТ от 21 декабря 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано в связи с тем, что из специального стажа, дающего право на такую пенсию, исключен период её работы в должности <данные изъяты>.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период работы Татариновой Н.И. с 11 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Бесспорных доказательств, подтверждающих правомерность отказа в назначении истице досрочной трудовой пенсии, ответчиком суду не представлено.

На момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии, ее стаж по специальности педагога, с учетом работы в комсомоле, составлял более 25 лет.

Таким образом, Татаринова Н.И. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать её законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Татаринова Н.И. исправно отчисляла страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, достигла возраста 55 лет, осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более 25 лет, то есть имеются все необходимые условия для назначения трудовой пенсии по старости, суд считает, что решение пенсионного органа от 21 декабря 2011 года является необоснованным.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года от 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Пенсия Татариновой Н.И. должна быть назначена с 12 декабря 2011 года, со дня обращения в Управление Пенсионного фонда за назначением пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является государственным учреждением, в силу ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Управления пенсионного Фонда РФ в Рыбно-Слободском районе РТ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск Татариновой Н.И. удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан от 21 декабря 2011 года признать незаконным.

Возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан зачесть Татариновой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период её работы в должности <данные изъяты> с 11 сентября 1986 года по 31 мая 1989 года и произвести ей, начиная с 12 декабря 2011 года, начисление досрочной трудовой пенсии по старости.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан возмещение судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд РТ в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Замалиев Н.К.