По заявлению прокурора Рыбно-Слободского района РТ в защиту прав свобод и законных интересов



Дело №2-444/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Рыбная Слобода 6 сентября 2010 года

Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Замалиева Н.К.

с участием прокурора Рыбно-Слободского района РТ Хусаенова А.Ф

Ответчика- представителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения Сорокиной Н.А.,

Представителей третьих лиц:

-Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ Карагановой Ф.В.,

-Рыбно-Слободского отдела филиала ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» в Мамадышском районе и г. Мамадыш Низамова Р.Р.,

-муниципального унитарного предприятия «Рыбная Слобода» Минвалеева Н.В.,

-ООО УК «Рыбная Слобода» Садыкова А.Г.,

-ООО «Водоканал «Рыбная Слобода» Минвалеева Ф.Н.,

-территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Мамадышском районе и г. Мамадыш Миличихиной И.Л.,

при секретаре Галеевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рыбно-Слободского района РТ в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия исполнительного комитета муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ незаконным и об обязании принятия мер по обеспечению населения п.г.т. Рыбная Слобода бесперебойным снабжением доброкачественной питьевой водой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рыбно-Слободского района РТ обратился с заявлением на основании проведенных проверок по обращениям жителей п.г.т. Рыбная Слобода, проживающих по Данные изъяты, Данные изъяты и других улицах о фактах ненадлежащего обеспечения питьевой водой. Проведенной проверкой было установлено, что подача воды населению п.г.т. Рыбная Слобода осуществляется с нарушением требований федерального законодательства. Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского городского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ по настоящее время никаких работ, направленных на обеспечение населения бесперебойным водоснабжением, не проводится. Из обращений жителей, проживающих по Данные изъяты, Данные изъяты и др. следует, что в июне – июле 2010 года питьевая вода им не подавалась. Бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ в виде неисполнения обязанностей, возложенных на него федеральным законодательством, приводит к угрозе ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, нарушает права жителей п.г.т. Рыбная Слобода на бесперебойное снабжение питьевой воды.

Прокурор просит признать бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ незаконным и обязать принятие мер по обеспечению населения п.г.т. Рыбная Слобода бесперебойным снабжением доброкачественной питьевой водой.

В судебном заседании прокурор Рыбно-Слободского района РТ поддержав заявленные требования, дополнил их, считая необходимым обязать исполнительный комитет «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ в срок до Дата обезличена года принять действенные меры по организации в границах поселения бесперебойного холодного водоснабжения населения.

Представитель ответчика- и.о. руководителя исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения РТ Сорокина Н.А. исковые требования признала частично и пояснила, что действительно в июне- июле 2010 года были перебои в водоснабжении населения п.г.т. Рыбная Слобода питьевой водой. Несмотря на это удалось выйти и сложившейся трудной ситуации: были мобилизованы средства для перевозки воды, был составлен график подачи воды. Кроме этого в срочном порядке удалось запустить в эксплуатацию две скважины, чем удалось наладить снабжение водой части населения поселка. Но этого явно недостаточно. Нужны резервные скважины. Все дело касается финансов- в бюджет средства для подобных чрезвычайных ситуаций не были заложены. Необходима полная замена трубопроводов, вентилей на отдельных участках, установка новых насосов и т.д., что требует значительных материальных затрат, которые бюджетом района на 2010 год не были предусмотрены.

Третьи лица: представитель Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ, муниципального унитарного предприятия «Рыбная Слобода», ООО УК «Рыбная Слобода», ООО «Водоканал «Рыбная Слобода» пояснили, что питьевая вода в дома жителей района не подается должным образом из-за недостаточной мощности и технической оснащенности МУП «Рыбная Слобода» и ООО «Водоканал», которые оказывают услуги населению по обеспечению водой, а также отсутствия контроля за использованием воды. Имеются случаи забора воды без учетных приборов, в связи с чем давление в трубопроводах, идущих к многоквартирным домам, очень низкое. Отсутствие финансовых средств не позволяет в кратчайшие сроки устранить все недостатки и наладить снабжение населения питьевой водой. Считают требования прокурора обоснованными, а работу в целом по снабжению населения водой не удовлетворительной.

Третье лицо- представитель Рыбно-Слободского отдела филиала федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Мамадышском районе и г. Мамадыш Низамов Р.Р. пояснил, что за последние 13 лет это первый случай, когда были большие и длительные перебои по снабжению населения водой. В поселке должны быть линии и для питьевой воды и для полива. Несмотря на трудную ситуацию в 2010 году по снабжению населения водой, резкой вспышки инфекционных заболеваний не наблюдалось, однако количество обратившихся за медицинской помощью возросло. Считает требования прокурора обоснованными, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо- руководитель муниципального унитарного предприятия «Рыбная Слобода» Минвалеев Н.В. пояснил, что действительно нехватка воды для населения п.г.т. Рыбная Слобода в июне- июле 2010 года имела место. Это вызвано тем, что в летние месяцы, особенно в такие засушливые, как июнь- июль этого года, расход воды увеличивается в десятки раз- законными, незаконными способами все поливают свои огороды. Система водоснабжения райцентра очень старая, она требует капитального ремонта. Но для этого у нас нет денег. Нужны резервные скважины, их у нас тоже нет.

Допрошенные в судебном заседании свидетели пояснили, что действительно в июне- июле до первых августовских дождей население райцентра практически осталось без питьевой воды. На неоднократные обращения всегда получали ответы- система водоснабжения работает на пределе мощности, воды не хватает. Были подключены пожарные машины для подвозки воды, но их было слишком мало и не было никакого графика их работы. Сами звонили в пожарную часть, просили воды, их включали в списки, но графики не выдерживались. В районной газете был опубликован график снабжения водой населения, но несмотря на это снабжение не улучшилось.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд считает, что заявление обосновано на законе и подлежит удовлетворению.

В силу статьи 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.Из статьи 2 Жилищного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Из пункта 9 Правил следует, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 этого же Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

Таким образом, организация водоснабжения населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления сельского (городского) поселения.
Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, в частности, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа; а также иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
При этом указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым относится и организация водоснабжения населения. При этом подачу питьевой воды может осуществлять любое лицо, обладающие необходимыми для этого ресурсами. Задачей же органов местного самоуправления является не непосредственная подача воды населению, а создание на территории соответствующего муниципального образования необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе и для обеспечения бесперебойного снабжения качественной водой. Для этого орган местного самоуправления вправе, как указывалось выше, создавать муниципальные предприятия, заключать договоры, муниципальные контракты, издавать муниципальные акты и т.п.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Из представленных материалов следует, что согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом (трехсторонний) ... от Дата обезличена года Палата имущественных и земельных отношений Рыбно-Слободского муниципального района и Исполнительный комитет Рыбно-Слободского района передали МУП Рыбная Слобода» объекты коммунальной инфраструктуры. В последующем по договору ... от Дата обезличена года МУП «Рыбная Слобода» водопроводную систему передала на обслуживание ООО «Водоканал». На основании агентского договора, заключенного между ООО «Водоканал» и ООО «Управляющая компания Рыбная Слобода», полномочия по взиманию у населения денежных средств за потребление воды, в том числе за пользование коммунальными услугами переданы последнему. В судебном заседании установлено, что исполнительный комитет Рыбно-Слободского городского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ проводит определенную работу по водоснабжению населения, однако проводимых работ явно недостаточно. Не предпринимаются надлежащие меры для решения вопроса качественного и бесперебойного водоснабжения населения водой: на территории нет резервных водоисточников, в бюджет не заложены средства для планомерного обновления системы водоснабжения, сделанного в бесплановом порядке, с населением не проводится соответствующая работа по экономии воды и сбору средств для решения внезапно возникших финансовых вопросов, не проводятся соответствующие работы по обеспечению водой путем составления графиков снабжения водой, по привлечению технических средств для доставки воды населению, что ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность населения. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них необходимых ресурсов, финансовых возможностей. Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию водоснабжения населения не освобождает это муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Как указывалось выше, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (пп.1 п.1 ст.14, пп.1 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.Эти требования Закона Исполнительным комитетом Рыбно- Слободского городского поселения не выполнялись.При этом суд считает необходимым отметить, что обязательность вопросов местного значения следует из конституционной природы их правового содержания - обязанности обеспечения конституционных прав и свобод граждан, таких, как создание условий для осуществления права граждан на охрану здоровья, а также условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Перечисленные права следуют из статей 7, 41, 130, 132 Конституции Российской Федерации, а также из положений вышеперечисленных отраслевых федеральных законов.Требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав жителей городского поселения Рыбная Слобода.В связи с указанными, требования прокурора района о признании бездействия исполнительного комитета Рыбно-Слободского городского поселения, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, и о возложении на исполнительный комитет обязанности принять меры по организации в границах поселения бесперебойного и качественного холодного водоснабжения, суд считает обоснованными и заявленные требования подлежащими удовлетворению.Что касается срока, в течение которого исполнительный комитет муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ обязан устранить допущенное нарушение, то суд полагает возможным в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ установить срок для принятия исчерпывающих мер, обеспечивающих возможность проведения необходимых работ по улучшению водоснабжения населения в дальнейшем, до конца 2010 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан удовлетворить.Признать бездействие исполнительного комитета муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, незаконным.Обязать исполнительный комитет муниципального образования «Рыбно-Слободское городское поселение» Рыбно-Слободского муниципального района РТ в срок до конца 2010 года принять исчерпывающие меры, обеспечивающие возможность проведения необходимых работ по улучшению водоснабжения населения в дальнейшем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его вынесения.