Рыбинский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Голубиной Н.Г. при секретаре Ефремовой Н.В. с участием прокурора Соколова П.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 29 июля 2010 г. гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод у с т а н о в и л : Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственности «Водоснабжение» о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод. В судебном заседании прокурор иск поддержал. Представители ответчиков ООО Водоснабжение – и.о. директора Зверев А.Н. и Шашко Л.А. (по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена) возражений по иску не имели. Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора по Ярославской области и Администрация ГО г.Рыбинска полагали иск обоснованным, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает иск удовлетворить. В результате проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ООО «Водоснабжение» было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием не соблюдаются требования водного законодательства. В ходе проверки установлено, что ООО «Водоснабжение» образовано в качестве юридического лица Дата обезличена Основными видами деятельности предприятия являются сбор, очистка и распределение воды для нужд Организация 1. Ранее данные функции осуществлял цех Номер обезличен Организация 1. ООО «Водоснабжение» имеет 2 производственные площадки. На производственной площадке Номер обезличен, расположенной по адресу: ..., имеются водопроводно-очистные сооружения, электрическая подстанция, механическая мастерская, станция 2 водоподъема, здание реагентного хозяйства. На производственной площадке Номер обезличен, расположенной на территории Организация 2, имеются приемно-всасывающий береговой колодец, электрическая подстанция, водозаборные оголовки. ООО «Водоснабжение» осуществляет сброс сточных вод в р. Волга (участок Горьковского водохранилища) через 1 выпуск. Через данный выпуск сбрасываются сточные воды, которые образуются в результате промывки фильтров водопроводно-очистных сооружений. Согласно статистического отчета «Сведения об использовании воды за Дата обезличена» по Форме Номер обезличен (водхоз) в Дата обезличена в р. Волга было сброшено 102,9 тыс.куб.м. сточных вод. Очистные сооружения на выпуске отсутствуют. Выпуск расположен в черте г. Рыбинск. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных курсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации мель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00 (далее - СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Дата обезличена, для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска. Однако, учитывая, что предыдущие нормативы допустимых сбросов ООО «Водоснабжение» окончились Дата обезличена, новые нормативы предприятию не утверждены, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоеме при сбросе сточных вод с Дата обезличена должны определяться в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 (до указанных Нормативов действовал «Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБВУ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение», утвержденный приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 28.04.1999 г. № 96), и не превышать установленные в нем концентрации. ООО «Водоснабжение» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается результатами производственного контроля, находящимися в материалах, приложенных к исковому заявлению. Так, допустимая концентрация загрязняющего вещества «аммоний-ион» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами (а также Перечнем) должна составлять не более 0,5 мг/л. Однако по результатам производственного контроля Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «аммоний-ион» в сбрасываемых сточных водах составила 1,24 мг/л, Дата обезличена - 1,19 мг/л. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «алюминий» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами (а также Перечнем) должна составлять не более 0,04мг/л. Однако по результатам производственного контроля Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «алюминий» в сбрасываемых сточных водах составила 0,09 мг/л, Дата обезличена - 0,09 мг/л. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «марганец» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами (а также Перечнем) должна составлять не более 0,01мг/л. Однако по результатам производственного контроля Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «марганец» в сбрасываемых сточных водах составила 0,033 мг/л, Дата обезличена - 0,07 мг/л. Кроме того, в течение Дата обезличена ООО «Водоснабжение» при сбросе сточных вод периодически допускались превышения установленных нормативов по «меди», «железу», «нефтепродуктам» и пр. Данные свидетельствуют о систематическом загрязнении водного объекта - р. Волга со стороны ООО «Водоснабжение». Из указанного следует, что ООО «Водоснабжение», сбрасывая сточные воды без их очистки, нарушает ст.ст. 3,22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1,2,5 ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1,4 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60, ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, так как сточные воды сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам. Превышение пределов допустимых концентраций и непринятие ООО Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе за использованием и охраной водных объектов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004г. в ред. Постановления Правительства № 582 от 04.08.2008г.). Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является Управление Росприроднадзора по Ярославской области, поэтому Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Сброс неочищенных сточных вод в р. Волга не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение экологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст. 1 ФЗ Об охране окружающей среды), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Поскольку сброс загрязненных сточных вод ООО «Водоснабжение» влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда, водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Действиями ООО «Водоснабжение» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Ярославской области, проживающего в районе расположения акватории р. Волга (участок Горьковского водохранилища), а также лиц именно находящихся на указанной территории (то есть субъекты персонифицировать которых невозможно) нарушены, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании указанных поверхностных водных объектов в целях: питьевых (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных (так как согласно ст. 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом). Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре. Нормы экологического законодательства в силу обязательности их исполнения всеми юридическими лицами не могут оказывать влияние на экономическую, предпринимательскую деятельность, так как выполнение требований законности данной деятельности невозможно без исполнения требований норм экологического права. То есть спор, связанный с отсутствием юридического лица разрешительной природоохранной документации, не является экономическим, а возник в сфере экологических правоотношений. В соответствии со ст. 28 ГПК РФ). Иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину. С учетом имущественного положения ответчика суд полагает снизить размер госпошлины с 4000 руб. до 200 руб. Суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 НК РФ, ст.103,194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» в срок до Дата обезличена обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга (участок Горьковского водохранилища). С учетом имущественного положения ответчика снизить размер госпошлины с 4000 руб. до 200 руб. Взыскать с ООО «Водоснабжение» в бюджет городского округа город Рыбинск государственную пошлину 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.Г. Голубина
«Водоснабжение» должных мер к устранению причин такого превышения
свидетельствует об отсутствии надлежащего производственного контроля за
составом сточных вод, качеством воды водного объекта, что должно
обеспечиваться организациями, предприятиями, являющимися водопользователями в соответствии с п. 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00.