Рыбинский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Голубиной Н.Г. при секретаре Ефремовой Н.В. с участием прокурора Соколова П.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 29 июля 2010 г. гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственности «ТЕХНОПАРК» о возложении обязанности по обеспечению нормативной очистки сбрасываемых сточных вод у с т а н о в и л : Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственности «ТЕХНОПАРК» о возложении обязанности в срок до Дата обезличена обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Черемуху по адресу: ..., о направлении в уполномоченный орган всех предусмотренных законом документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. В судебном заседании прокурор заявил отказ от иска в части требований о направлении в уполномоченный орган всех предусмотренных законом документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, поскольку такое решение получено Дата обезличена, текст документа представлен в суд. Судом принят отказ от иска в части и дело прекращено производством в этой части требований. В судебном заседании прокурор иск поддержал. Представители ответчиков ООО «ТЕХНОПАРК» Нестеров О.И., Соколова Д.М., Михалевский В.В. ( по постоянным доверенностям) иск признали. Представители третьих лиц Администрации ГО г.Рыбинск и Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает иск удовлетворить. В результате проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ООО «ТЕХНОПАРК» было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием не соблюдаются требования водного законодательства. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности предприятия является транзит энергоресурсов промышленным предприятиям, расположенным на промплощадке бывшего Организация1 по адресу: .... ООО «ТЕХНОПАРК» имеет в собственности водопроводные и канализационные сети, генераторные станции, которые расположены по указанному выше адресу, а также арендует офисные помещения. Ливневые сточные воды, которые образуются в юго-восточной части промплощадки, через систему ливневой канализации сбрасываются в р. Черемуха. Выпуск расположен примерно в ... км. от территории промплощадки, в черте населенного пункта - .... Выпуск сточных вод находится на балансе ООО «ТЕХНОПАРК». В Дата обезличена сброшено ... тыс.куб.м. сточных вод. В соответствии со ст. 11 Водного Кодекса РФ сброс сточных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. В решении о предоставлении водного объекта в пользование согласно ст. 22 Водного Кодекса РФ содержатся, в том числе, сведения о водном объекте, указании места сброса сточных вод, объеме допустимых сбросов сточных вод, а также требованиях к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод. Таким образом, отсутствие указанного решения свидетельствует об отсутствии до настоящего времени у ООО «ТЕХНОПАРК» законных оснований на право пользования водным объектом, означает, что хозяйствующий субъект самовольно использует р. Черемуха. Решение о предоставлении водных объектов в пользование выдается уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными в Правилах подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ № 844 от 30.12.2006 г. В п.п. 9,10 указанных Правил содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить вместе с заявлением для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, в сбрасываемых ООО «ТЕХНОПАРК» в реку Черемуха сточных водах содержатся различные загрязняющие вещества с превышением установленных нормативов. Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В соответствии со ст.ст. 22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов. В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются янтарными правилами. В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, ответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00 (далее - СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000г., для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска. Однако, учитывая, что разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) ООО «ТЕХНОПАРК» было не получено, соответственно, лимит по видам и количеству загрязняющих веществ не установлен. В связи с вышеизложенным, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоеме при сбросе сточных вод должны определяться в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 (до указанных Нормативов действовал «Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБВУ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение», утвержденный приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 28.04.1999 г. № 96, устанавливающий аналогичные требования к сбрасываемым сточным водам по концентрации загрязняющих веществ), и не превышать установленные в нем концентрации. Однако, ООО «ТЕХНОПАРК» сбрасывает сточные воды в р. Черемуха с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается результатами производственного контроля, находящимися в материалах, приложенных к исковому заявлению. Так, допустимая концентрация загрязняющего вещества «медь» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 0,001 мг/л. Однако по результатам производственного контроля в 1 квартале Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «медь» в сбрасываемых сточных водах составила 0,019 мг/л. В 4 квартале Дата обезличена концентрация указанного вещества в сточных водах составляла 0,034 мг/л, в 3 квартале Дата обезличена - 0,0039 мг/л. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «цинк» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 0,01 мг/л. Однако по результатам производственного контроля в 1 квартале Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «цинк» в сбрасываемых через выпуск сточных водах составила 0,06 мг/л. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «марганец» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 0,01 мг/л. Однако по результатам производственного контроля в 1 квартале Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «марганец» в сбрасываемых сточных водах составила 0,15 мг/л. В 4 квартале Дата обезличена концентрация указанного вещества в сточных водах составляла 0,114 мг/л. Допустимая концентрация загрязняющего вещества «железо» в сбрасываемых сточных водах в соответствии с указанными Нормативами должна составлять не более 0,1 мг/л. Однако по результатам производственного контроля в 1 квартале Дата обезличена фактическая концентрация загрязняющего вещества «железо» в сбрасываемых сточных водах составила 0,11 мг/л. В 4 квартале Дата обезличена концентрация указанного вещества в сточных водах составляла 0,625 мг/л, в 3 квартале Дата обезличена - 1,24 мг/л. Кроме того, в течение Дата обезличена ООО «ТЕХНОПАРК» при сбросе сточных вод периодически допускались превышения установленных нормативов по «ВПК», «нефтепродуктам» и пр. Данные свидетельствуют о систематическом загрязнении водного объекта - р. Черемуха со стороны ООО «ТЕХНОПАРК». Из указанного следует, что ООО «ТЕХНОПАРК», сбрасывая сточные воды без достаточной их очистки, нарушает ст.ст. 3,22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1,2,5 ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1,4 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60, ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, так как сточные воды после очистки сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам. Дата обезличена исполнительный директор ООО «ТЕХНОПАРК» признан виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. В соответствии с п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Река Черемуха отнесена к объектам регионального государственного контроля. Органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим региональный государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе за использованием и охраной водных объектов, является Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (п. 2.14 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007г. № 95). Поэтому Департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в р. Черемуха не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Поскольку сброс загрязненных сточных вод ООО «ТЕХНОПАРК» влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Действиями ООО «ТЕХНОПАРК» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Ярославской области, проживающего в районе расположения акватории р. Черемуха, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты персонифицировать которых невозможно) нарушены, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании указанных поверхностных водных объектов в целях: питьевых (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных (так как согласно ст. 24. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом). Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре. Нормы экологического законодательства в силу обязательности их исполнения всеми юридическими лицами не могут оказывать влияние на экономическую, предпринимательскую деятельность, так как выполнение требований законности данной деятельности невозможно без исполнения требований норм экологического права. То есть спор, связанный с отсутствием у юридического лица разрешительной природоохранной документации, не является экономическим, а возник в сфере экологических правоотношений. В соответствии со ст. 28 ГПК РФ). Иск, заявленный прокурором в защиту неопределенного круга лиц, вытекающий из экологических правоотношений, согласно ст. 45 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде. Иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению. В силу ст.103 ГПК РФ м ответчика надлежит взыскать государственную пошлину. С учетом имущественного положения ответчика суд полагает снизить размер госпошлины с 4000 руб. до 200 руб. Суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 НК РФ, ст.103,194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОПАРК» в срок до Дата обезличена обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Черемуху по адресу: .... С учетом имущественного положения ответчика снизить размер госпошлины с 4000 руб. до 200 руб. Взыскать с ООО «ТЕХНОПАРК» в бюджет городского округа город Рыбинск государственную пошлину 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.Г. Голубина