Постановление вступило в законную силу 02.07.2011 года.



5-131/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Рыбинск                                31 мая 2011 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Карасев М.А., при секретаре Судаковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в отношении "Организация 1",

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения комплексной плановой выездной проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий Управления Росздравнадзора по ЯО на 2011 год (размещенном на официальном сайте прокуратуры Ярославской области, а также на сайте Управления Росздравнадзора по ЯО), в отношении "Организация 1" выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, утвержденные п.п. з пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Так при проведении государственного контроля при обращении лекарственных средств, в части контроля за соблюдением правил хранения, применения и мониторинга безопасности лекарственных средств установлено нарушение требований ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 674, в части неисполнения требований об изъятии недоброкачественных лекарственных средств из гражданского оборота, а также необходимости уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, поскольку на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в отделениях лечебно-профилактического учреждения установлено хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности, а также лекарственных средств, наименование, серию и срок годности которых определить невозможно:

- в процедурном кабинете хирургического отделения в аптечке «<данные изъяты>» установлено хранение 1 флакона лекарственного препарата (предположительно перманганата калия) в стеклянном флаконе без указания наименования, серии, условий хранения, срока годности и производителя;

- в перевязочной хирургического отделения в шкафу для хранения лекарственных средств установлено хранение <данные изъяты>, производства «<данные изъяты>», 1 флакон, дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, срок годности, указанный на этикетке - 30 суток;

- в перевязочной поликлиники в шкафу для хранения лекарственных средств установлено хранение лекарственного препарата <данные изъяты>, спрей для местного применения дозированный 10%, производитель ОАО «<данные изъяты>», 38 г, 1 упаковка, серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ.Срок годности лекарственных средств указан на упаковках предприятия-производителя. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ лекарственные средства хранились совместно с другими лекарственными средствами, не были списаны, не перемещены в специальную выделенную (карантинную) зону, исключающую возможность их дальнейшего использования. Также не решен вопрос об их уничтожении.

Также на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в отделениях лечебно-профилактического учреждения установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», не соответствующего требованиям нормативной документации по показателю «Описание»:

- в помещении склада главной медицинской сестры в шкафу для хранения лекарственных средств установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», 40 мл, производства ООО «<данные изъяты>», серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 3 флакона; «<данные изъяты>», 40 мл, производства ОАО «<данные изъяты>», <адрес>, серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 10 флаконов;

- в процедурном кабинете терапевтического отделения установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», 40 мл, производства ОАО «<данные изъяты>», <адрес>, серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 1 флакон;

- в перевязочной поликлиники установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», 40 мл, производства ОАО «<данные изъяты>», <адрес>, серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 1 флакон;

- в стоматологическом кабинете установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», 40 мл, производства ООО «<данные изъяты>», серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 3 флакона.

- в хирургическом отделении поликлиники установлено хранение лекарственного средства «<данные изъяты>», 40 мл, производства ЗАО «<данные изъяты>», серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ.

Во всех указанных случаях раствор лекарственного препарата представлял собой жидкость с мелкокристаллической взвесью, что не отвечает требованиям нормативной документации по показателю «Описание». В соответствии с нормативной документацией раствор аммиака – прозрачная, бесцветная, летучая жидкость с резким запахом. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ лекарственные средства хранились совместно с другими лекарственными средствами, не перемещены в специальную выделенную (карантинную) зону, исключающую возможность их дальнейшего использования.

Использование в медицинской практике лекарственных средств является условием обеспечения соответствия качества медицинской помощи утвержденным государственным стандартам.

Используемые в медицинской практике лекарственные средства должны отвечать требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации (нормативного документа).

Недоброкачественные лекарственные средства в силу ст. 59 Федерального закона 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №674.

На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ "Организация 1" не проведены необходимые мероприятия по изъятию из гражданского оборота и недопущению дальнейшего использования недоброкачественных лекарственных средств, что свидетельствует об отсутствии контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), что является несоблюдением подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30.

Также на момент проверки установлено нарушение требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» в части несоблюдения условий хранения лекарственных препаратов в кабинете медицинской сестры операционного блока в шкафу для хранения лекарственных средств установлено хранение термолабильных лекарственных препаратов:

- <данные изъяты>, раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 50 мг/мл, ампулы 2 мл № 10, производства ОАО «<данные изъяты>», 1 упаковка, серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, требуемые условия хранения - не выше +15° С;

- <данные изъяты>, раствор для инъекций 5 %, ампулы 1 мл № 10, производства ОАО «<данные изъяты>», серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, требуемые условия хранения от +18° С до +20° С. Требуемые условия хранения указаны на упаковке лекарственного средства и в инструкции по применению. Температура в помещении хранения на момент проверки составляла +22° С (согласно показаниям гигрометра ВИТ-2 № 33).

В кабинете старшей медицинской сестры стоматологического отделения установлено хранение лекарственного препарата <данные изъяты>, 2 упаковки по 2 тюбика-капельницы в каждой, производитель ФГУП «<данные изъяты>», серия , срок годности до ДД.ММ.ГГГГ. Требуемые условия хранения - не выше +15° С. Температуру в помещении хранения определить невозможно в связи с отсутствием прибора для регистрации параметров микроклимата (гигрометра, психрометра, термометра).

На момент проверки в перевязочной поликлиники, а также в кабинете старшей медицинской сестры стоматологии отсутствуют приборы для регистрации параметров микроклимата (гигрометры, психрометры, термометры), а также журналы регистрации температуры и влажности, в связи с чем не представляется возможным определить температуру и влажность воздуха и обеспечить надлежащие условия хранения лекарственных средств.

Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 23.08.2010 № 706н, устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

В соответствии с п. 40 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.

В соответствии с п. 32 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

Приказом главного врача "Организация 1" от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные за соблюдение условий хранения лекарственных препаратов. Данные факты, указывают на отсутствие контроля за соблюдением условий хранения лекарственных препаратов, что в свою очередь указывает на отсутствие контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), что является несоблюдением подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30.

Также на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат «<данные изъяты>» серии , производитель ООО «<данные изъяты>», а также лекарственный препарат «<данные изъяты>» серии , производитель ЗАО «<данные изъяты>» поставлены в "Организация 1" ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>».

Согласно требованиям п. 1 ст. 17 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требованиям ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинским организациям.

В соответствии с п. 7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На момент поставок лекарственных препаратов в "Организация 1" ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ лицензия на фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами) у ООО «<данные изъяты>» отсутствовала.

При проведении контроля за обращением изделий медицинского назначения установлено, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в отделениях "Организация 1" выявлены изделия медицинского назначения с истекшим сроком годности в процедурном кабинете хирургического отделения:

- шприц инъекционный однократного применения «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», партия , срок годности до 02.2007, 11 штук;

в процедурном кабинете терапевтического отделения:

- иглы <данные изъяты>, <данные изъяты>, 0,3 х 13, срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 3 штуки;

в помещении склада старшей медицинской сестры:

- краник трехходовый, серия , производитель «<данные изъяты>», срок годности до ДД.ММ.ГГГГ, 5шт.;

в кабинете медицинской сестры операционного блока:

- игла для спинномозговой пункции 1А1-12 х 120-1 30 И-23, 8 шт., дата изготовления - ДД.ММ.ГГГГ;

- шприц инъекционный многократного применения типа «<данные изъяты>» 10-1-10:100- А-СК-ЗС, 24 шт., изготовлены ДД.ММ.ГГГГ, гарантийный срок хранения 12 мес.

Срок годности – это устанавливаемый производителем период времени, при котором гарантируется стабильность медицинского изделия, эффективность и безопасность при его применении, подтвержденная результатами экспертизы безопасности изделия медицинского назначения, проведенного в соответствии с СанПин 2.1.3.1375-03, утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 № 124 и СанПин 2.1.3.2576-10, утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 04.03.2010 № 18.

Использование в медицинской практике изделий медицинского назначения, осуществляется в целях предотвращения случаев заражения опасными инфекциями при выполнении медицинских услуг, процедур и технологий, является обязательным условием обеспечения стандартов качества при оказании гарантированного объема медицинской помощи населению в соответствии с программами государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Данные факты указывают на отсутствие контроля за соблюдением сроков годности изделий медицинского назначения, что в свою очередь указывает на отсутствие контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), что является несоблюдением подпункта «з» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30.

Таким образом, в результате проведенное проверки были установлены факты грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, предусмотренные п.п. з пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» - обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании главный врач "Организация 1", Ч., вину в совершенном административном правонарушении признал полностью, пояснил, что все нарушения, установленные в результате проверки, в настоящее время устранены:

- лекарственные препараты и изделия медицинского назначения с истекшим сроком годности изъяты, списаны и уничтожены в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- лекарственные препараты, вызвавшие сомнения в качестве, изъяты из обращения;

- лекарственные препараты, вызвавшие сомнения в качестве переданы в Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств г. Ярославль. Результаты испытательной лаборатории предоставлены в Управление Росздравнадзора ДД.ММ.ГГГГ;

- приказом главного врача создана комиссия с целью обеспечения постоянного контроля за соблюдением сроков годности, условий хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, об осуществлении ежемесячного контроля. Комиссией по контролю проведена внутренняя проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- проведена учеба со средним медицинским персоналом по условиям хранения и срокам годности лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими приказами;

- с целью обеспечения постоянного контроля за соответствием лекарственных препаратов заключен Договор и установлена программа OOO «<данные изъяты>» модификации Фармконтроль (получение информационных писем ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития);

- обеспечено наличие во всех помещениях хранения лекарственных средств приборов для регистрации параметров микроклимата (гигрометров психрометрических ВИТ-1. ВИТ-2), поверенных в установленном порядке, журналы регистрации температуры и влажности ведутся (копии паспортов прилагаются);

- назначены ответственные по контролю за наличием у организаций оптовой торговли лекарственными средствами лицензий на фармацевтическую деятельность.

Также пояснил, что все медикаменты и изделия медицинского назначения, выявленные в ходе проведения проверки, в медицинской практике "Организация 1" не использовались

Вина "Организация 1" подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, лицензией Департамента здравоохранения и фармации ЯО, выданной "Организация 1", свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственных за хранение лекарственных средств, периодичность проверок, приказом от ДД.ММ.ГГГГ о дополнении к приказу от ДД.ММ.ГГГГ,

Суд, находит вину "Организация 1" установленной, и квалифицирует действия данного юридического лица по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна.

В то же время, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства дела, а именно: разовый характер правонарушения, тот факт, что фактов использования в медицинской практике "Организация 1" лекарственных средств с истекшим сроком хранения, не соответствующей требованиям нормативной документации, хранившихся с нарушением условий хранения, а также изделий медицинского назначения с истекшим сроком хранения, не установлено, все нарушения выявленные в ходе проведения проверки в настоящее время устранены, прихожу к выводу, что правонарушение совершенное "Организация 1" не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вред интересам граждан, общества и государства, в связи с чем, считаю возможным расценить совершенное правонарушение как малозначительное и освободить "Организация 1" от административной ответственности, объявив данному юридическому лицу устное замечание.

Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.10, ст. 2.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

"Организация 1" на основании ст. 2.9 КоАП РФ от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ – освободить.

Объявить "Организация 1" устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд ЯО в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья                                М.А. Карасев