Дело № 2-364/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2010года
Рыбинский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бачинской Н.Ю. с участием прокурора Бондаренко Ю.Б. при секретаре Беловой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения, ГУ ЯО « Рыбинское лесничество», Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о признании их бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский городской прокурор в интересах неопределенного круга граждан, проживающих на территории ... сельского поселения обратился с исковым заявлением к администрации ... сельского поселения о признании незаконным ее бездействия, выразившегося в уклонении от принятия мер по ликвидации на ее территории несанционированных свалок бытовых отходов и возложении на администрацию обязанности по ликвидации свалок бытовых отходов в районе ... на берегу Рыбинского водохранилища, д. ... в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного решения.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок в районе ... на администрацию ... сельского поселения, а в районе д. ... и прилегающим лесном массиве возложить указанную обязанность по ликвидации свалки на ГУ ЯО « Рыбинское лесничество, Департамент дорожного хозяйства Ярославской области и администрацию ... сельского поселения.
Доводы иска мотивированы тем, что по результатом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от Дата обезличена года на территории ... сельского поселения выявлены места вышеуказанных несанкционированных свалок.
Всилуч.1ич.2 ст. 51 Федерального закона №7 от 10.01.2007года « Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, запрещена.
Запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон установлен ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления».
Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в силу закона лежит на администрации ... сельского поселения и на собственниках земельных участков.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Рыбинска и Рыбинского района Бондаренко Ю.Б. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в
ходе проведенных дополнительных мероприятий Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области установлено, что несанкционированная свалка^твердых бытовых отходов общим объемом около 50 куб.м. организована не установленными лицами слева от автодороги .... Указанная автодорога находится на балансе Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, несанкционированная свалка объемом около 40 куб. м. расположенная в ... слева в 30 метрах от вышеуказанной автодороги на землях лесного фонда, находящихся на балансе ГУ ЯО « Рыбинское лесничество». В связи с новыми обстоятельствами, уточненным иском они просят возложить обязанность по ликвидации указанных несанкционированных свалок, как на администрацию ... сельского поселения, так и на вышеуказанные юридические лица.
Ответчик, глава администрация ... сельского поселения, Дьяков В.Ф. и его представители по доверенности Блинов А.Н., Колобкова Т.Г. в судебном заседании исковые требования признали частично, а именно признали обязанность по ликвидации свалок в районе .... В остальной части с иском не согласились, мотивируя тем, что земельные участок в районе дороги ... относится к землям, которые находятся на балансе Департамента дорожного хозяйства и землям лесного фонда и они не должны нести обязанность по ликвидации свалок на чужих землях.
Представители ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области по доверенности Михеева И.Д., Толелева О.Е. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, мотивируя обязанностью поселения организовывать сбор и вывоз мусора на ее территории. Кроме того, пояснили, что выезжая на место совместно с главой администрации, они определи, что свалка в районе ... расположена за границей полосы отвода автодороги ....
Представитель ответчик ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» по доверенности Кудрявцев В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, мотивируя тем, что свалка находится не на землях лесного фонда и отсутствия у них-обязанности убирать бытовой мусор.
Представитель третьего лица, Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности, Щенников Н.В. в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворению исковых требований Рыбинского городского прокурора в части.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002года № 7 ФЗ « Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В силу п. 1 п.п.4 ст. 11 этого же закона в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998года № 89 ФЗ « Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Указанная обязанность определена и Уставом ... сельского поселения.
При таких обстоятельствах неисполнением органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Как установлено в судебном заседании Дата обезличенагода по результатам совместной о проверки Рыбинской городской прокуратуры со специалистами Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды на территории ... сельского поселения выявлены места несанкционированных свалок в районе ... на берегу Рыбинского водохранилища в районе 200-т метров, ориентировочным объемом около 50куб.м., в районе д. ... рядом с контейнерной площадкой около 6 куб. м.; в районе ..., объемом около 10 куб. м. выявлена несанкционированная размещение пластиковых бутылок, отходов полиэтиленовой пленки, мусора, строительных отходов, спиленных веток в районе автодороги у д. ... 80 куб.м.
Прокурор г. Рыбинска и Рыбинского района, предъявляя требования о признании незаконным бездействия Департамента дорожного хозяйства и возложении на него обязанности ликвидировать свалку вдоль дороги ... исходит из его обязанности, как собственника нести бремя содержания как дороги, так и ее обочин. Вместе с тем постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008г. № 83 « Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области»,, автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Ярославской области от 26.02.2003года № 38«0 государственной собственности Ярославской области» находятся в казне Ярославской области, а Департамент дорожного хозяйства и транспорта области представляет интересы Ярославской области, как собственника по вопросам управления государственной казной Ярославской области в части владения, пользования, распоряжения региональными автомобильными дорогами.
В соответствии с Положением о департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области в редакции Постановлении Правительства ЯО от 4.06".2009года № 548-п, от 9.12.2009г. № 1181-п в функции и обязанности департамента не входит обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с придорожных территорий. Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области является органом исполнительной власти, который осуществляет в установленном порядке государственную политику в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории Ярославской области.
В силу ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ от 8.11.2007года « Об автомобильных
дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, содержание автомобильных
дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в
целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным
дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности
автомобильных дорог. Кроме того, судом принимаются представленный
представителями Департамента дорожного хозяйства акт обследования
месторасположения свалки и фототаблицы к нему, из которых очевидно, что свалка расположена за пределами полосы отвода автодороги. Таким образом, исковые требования прокурора г. Рыбинска и Рыбинского района к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области о признании его бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки вдоль дороги у д. Петрицево не основаны на законе. Суд оставляет эти требования без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании оспариваемая фактически свалка бытовых отходов в районе ... находится в 1,5км. от указанного населенного
пункта, тянется от автодороги ... в сторону лесного массива. Земли, на которых находится свалка, согласно постановления Правительства Ярославской области от 26d 1.2008года № 619-п переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, что подтверждается перечнем земельных участков к указанному постановлению с указанием кадастрового номера Номер обезличен, площади 27160000кв.м. и кадастровой выпиской о земельном участке, графическими материалами, фотографиями.
При этом довод представителя ГУ ЯО « Рыбинское лесничество», Кудрявцева В.Н. со ссылкой на план лесонасаждений по состоянию на Дата обезличена. в котором отражены их земли и что земля, где находится свалка не засажены лесом и не относятся к землях лесного фонда, является несостоятельным, поскольку в Дата обезличена в категорию земель лесного фонда переведены и земли сельскохозяйственного назначения, прилегающие к лесному массиву.
На основании п.2.2.Устава ГУ ЯО « Рыбинское лесничество» обязано осуществлять уход за лесом, обеспечивать в пределах своей компетенции соблюдение всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесными участками, а также выполнение требований норм, правил установленных лесным законодательством РФ.
В соответствии с п.п.4 ч.! ст. 55 Лесного кодекса, в целях осуществления санитарной безопасности леса, лесничества должны в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия. К санитарно-оздоровительным мероприятиям Кодекс (п.4 ч.1 ст. 55), как и п.28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.062007года№414, относит вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления и иного негативного воздействия. Необходимость проведения таких мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга. Согласно п.п.66,67 руководства по -проведению санитарно- оздоровительных мероприятий, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.12.2007года № 523, при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления ( загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
С учетом анализа приведенных норм, суд не соглашается с иском прокурора к ГУ ЯО « Рыбинское лесничество». При этом исходит их характера образованной свалки, а именно из пояснений сторон, предоставленной фототаблицы, следует, что навал мусора площадью примерно около 80 куб. м. образовался не в результате хозяйственной деятельности Рыбинского лесничества, а от действий третьих лиц: дачников и жителей близь лежащих населенных пунктов, сваленный мусор является, очевидно бытовым и находится в 1.5 км. от .... В самом населенном пункте сбор и вывоз бытового мусора администрацией ... сельского поселения не организован, в связи с чем мусор вывозится жителями и дачниками на земли лесного фонда. Администрация поселения, каких-либо мер, направленных по выявлению лиц, виновных в образовании несанкционированных свалок не предпринимала.
Доводы администрации ... сельского поселения о том, что собственником территории, на котором была обнаружена свалка, администрация не
является, следовательно у нее отсутствует обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, судом отклоняются.
В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной " очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора согласно ст. 8 указанного закона и п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003г № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
С учетом вышеизложенного, суд признает незаконным бездействие администрации ... сельского поселения, выразившееся в уклонении от принятия мер по ликвидации на ее территории несанкционированных свалок бытовых отходов и возлагает на нее обязанность ликвидировать выявленные свалки на территории поселения.
В иске прокурора к Департаменту Дорожного хозяйства Ярославской области и ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» суд отказывает.
Определяясь с исполнением судебного решения, суд учитывает мнение сторон, о предоставлении более разумного срока для исполнения и полагает обязать администрацию ... сельского поселения ликвидировать свалки в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Рыбинского городского прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ... сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившиеся в не принятии мер по ликвидации на ее территории несанкционированных свалок бытовых отходов.
Обязать администрацию ... сельского поселения Рыбинского муниципального района ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные в районе районе ... на берегу Рыбинского водохранилища, в районе ..., свалок в районе ... на территории ... сельского поселения в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В иске Рыбинского городского прокурора к ГУ ЯО « Рыбинское лесничество» и Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Бачинская
Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2010