Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации органа местного самоуправления. Вступило в законную силу 15.09.2011 г.



Дело № 2-298/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Рыбинский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи И.В.Запорожец,

с участием прокурора О.А.Гусевой,

при секретаре А.Р.Бекетовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 25 июля 2011 года гражданское дело по иску Рыбинского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации ... сельского поселения, ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, обязании ликвидировать свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации ... сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившегося в уклонении от принятия мер по ликвидации расположенных на территории поселения несанкционированных мест размещения (свалок) твердых бытовых отходов и мусора; обязании администрации ... сельского поселения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать два места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, на расстоянии 10 м друг от друга, на территории, расположенной между 4-м и 5-м рядами хозпостроек и земельными участками, предоставленными населению для ведений личного подсобного хозяйства в восточной части <адрес>, общим объемом около 9 куб.м.; три места несанкционированного размещения строительных отходов вдоль дороги на <адрес> (в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес> ) общим объемом около 15 куб.м.

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Рыбинской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области было установлено, что на территории ... поселения располагается пять несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, строительных отходов общим объемом около 24 куб.м. Полагает, что администрация ... сельского поселения не ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Судом в качестве соответчика по делу привлечено ГУ ЯО «Рыбинское лесничество».

В судебном заседании помощник Рыбинского городского прокурора О.А.Гусева уменьшила заявленные требования, в части возложения на администрацию ... сельского поселения, ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» обязанности ликвидировать два места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, расположенных в восточной части <адрес>, общим объемом около 9 куб.м. отказалась, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации ... сельского поселения Корчмин Д.В. уточненные исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок, на котором в настоящее время располагается две несанкционированные свалки строительных отходов общим объемом 15 куб.м., относится к землям лесного фонда, следовательно, администрация поселения не обязана ликвидировать свалки.

Представитель ответчика ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» Андреев С.А. по доверенности, пояснил, что исковые требования Рыбинского городского прокурора к администрации ... сельского поселения считает обоснованными. Земли, на которых размещены несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда, наличие свалок никак не связано с деятельностью ГУ «Рыбинское лесничество», на него не может быть возложена обязанность по ликвидации свалок.

Представитель третьего лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Булатовская Т.А. по доверенности, пояснила, что считает исковые требования необоснованными, т.к. свалки должен ликвидировать землепользователь, и только в том случае, если земля никому не выделялась, данная обязанность должна выполняться администрацией поселения.

Третьи лица - Администрация Рыбинского муниципального района, Департамент лесного хозяйства Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, представителя ответчика администрации ... сельского поселения Корчмина Д.В., представителя ответчика ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» Андреева С.А., представителя третьего лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Булатовскую Т.А., исследовав письменные документы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. В силу п.1 п.п.4 ст.11 указанного закона, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора определена Уставом ... сельского поселения.

Как усматривается из материалов дела, Рыбинской городской прокуратурой совместно со специалистами Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка территории ... сельского поселения, в ходе которой при обследовании местности вдоль дороги на <адрес> в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес> располагается две несанкционированные свалки строительных отходов общим объемом 15 м.куб., которые складируются навалом. Данные обстоятельства подтверждаются заключением Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленными фототаблицами.

Таким образом, имеются нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных ст. 38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что свалки не были зарегистрированы органами исполнительной власти как объект размещения отходов в соответствии с санитарными правилами. Земли, на которых размещены свалки, расположены на территории Волжского сельского поселения, относятся к землям лесного фонда.

Суд считает, что обязанность по ликвидации свалок строительных отходов на ГУ ЯО"Рыбинское лесничество» не может быть возложена. В силу положений ст. 11 Закона N 89-ФЗ и ст. 18 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны и здоровья человека. Из рода деятельности, осуществляемом ГУ ЯО"Рыбинское лесничество», следует, что основными целями и задачами деятельности учреждения является охрана, защита, и воспроизводство лесов (п.2.2 Устава ГУ ЯО"Рыбинское лесничество»). Возникновение указанных свалок строительных отходов не связано с деятельностью учреждения и не вызвано действиями или бездействием работников лесничества в рамках предоставленных им полномочий.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза строительных отходов и мусора, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Поскольку территория свалок примыкает к лесному массиву, это создает угрозу возникновения пожара.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие администрации ... сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения, а именно в уклонении от принятии мер по ликвидации на территории поселения несанкционированных свалок строительных отходов, расположенных вдоль дороги на <адрес> в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес>, и возлагает обязанность на администрацию администрацию ... сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем очистки двух несанкционированных мест размещения (свалок) строительных отходов общим объемом 15 м. куб., расположенных вдоль дороги на <адрес> в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес> Суд полагает, что месячный срок, предоставленный для устранения допущенных нарушений федерального законодательства, с учетом времени года, климатических условий, объема накопившихся отходов и мусора, является разумным, достаточным для ликвидации свалок.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации ... сельского поселения Рыбинского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию территории поселения, а именно в уклонении от принятии мер по ликвидации на территории поселения несанкционированных свалок строительных отходов, расположенных вдоль дороги на <адрес> в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес>.

Обязать Администрацию ... сельского поселения Рыбинского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем очистки трех мест несанкционированного размещения (свалок) строительных отходов общим объемом 15 м. куб., расположенных на территории Ярославской области, Рыбинского района, ... сельского округа, вдоль дороги на <адрес> в 60,90 и 100 м от съезда направо с автодороги <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к ГУ ЯО «Рыбинское лесничество» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.В.Запорожец