Решение о понуждении органа местного самоуправления устранить нарушения законодательства в сфере погребения и похоронного дела. Вступило в законную силу 24.05.2012.



Дело № 2-198/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2012 года

Рыбинский районный суд Ярославской области в составе

Председательствующего судьи Альштадт С.Н.

При секретаре Зеленовой А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске гражданское дело по иску Рыбинской городской прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере погребения и похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинская городская прокуратура обратилась в суд с иском к администрации ... сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области устранить нарушения законодательства в сфере погребения и похоронного дела.

В судебном заседании помощник Рыбинского городского прокурора Белова Н.М. исковые требования поддержала и пояснила, что в соответствии с законом организация похоронного дела должна осуществляться органами местного самоуправления. На территории ... сельского поселения расположены четыре места погребения (общественные кладбища): в <адрес>. В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере погребения и похоронного дела выявлены следующие нарушения: не установлены требования к качеству предоставляемых услуг по погребению на безвозмездной основе; не определены правила содержания мест погребения на территории поселения; не определен порядок деятельности общественных кладбищ; не определен порядок формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела; не обеспечено функционирование специализированной службы по вопросам похоронного дела; не установлены границы земельных участков, на которых расположены кладбища в <адрес> и не оформлены на них права в соответствии с требованиями земельного законодательства, законодательства о государственном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком представлено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории ... сельского поселения, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, истец отказался от заявленных требований относительно определения порядка деятельности общественных кладбищ, определения правил содержания мест погребения, установления требований к качеству предоставляемых услуг по погребению на безвозмездной основе и просил сократить до 60 дней срок определения порядка формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела.

Представитель администрации ... сельского поселения Русакова О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что ввиду небольшого количества жителей поселения, исходя из смысла положений статей 18, 19 ФЗ «О погребении и похоронном деле», создание на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела экономически нецелесообразно и бюджетом не предусмотрено. Статья ст. 27 Закона о создании попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела носит рекомендательных характер. Решением от 22 мая 2007 года № 65 муниципальным советом ... сельского поселения утверждено Положение, которым также установлены требования к качеству предоставляемых услуг по погребению на безвозмездной основе, определены правила содержания мест погребения на территории поселения, определен порядок деятельности общественных кладбищ.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 ФЗ № 131-фз от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со статьями 27, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления обязаны определять порядок формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела и создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших и оказания услуг по погребению, а также определяют порядок их деятельности.

Между тем, администрацией ... сельского поселения нарушены названные выше требования закона, а именно: не определен порядок формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела; не обеспечено функционирование специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Кроме того, не установлены границы земельных участков, на которых расположены кладбища в <адрес> и не оформлены на них права в соответствии с требованиями земельного законодательства, законодательства о государственном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для решения вопросов местного значения, связанных с организацией ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории ... сельского поселения, а также в целях соблюдения санитарных и экологических требований (СанПиН 22.1/2.1.1-1200-03) в отношении сельских кладбищ должна быть определена санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, размер которой определяется от границ земельного участка, на котором располагается сельское кладбище и должны быть определены границы земельных участков, на которых располагаются кладбища.

Отсутствие установленных границ земельного участка, на которых располагаются общественные кладбища, а также отсутствие зарегистрированных прав на указанные земельные участки за администрацией ... сельского поселения, является нарушением ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», создает предпосылки для нарушения прав граждан на благоприятные условия проживания, возможность осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне мест погребения.

Представителем ответчика на рассмотрение дела представлено «Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории ... сельского поселения», утвержденное 22 мая 2007 года решением муниципального Совета ... сельского поселения № 65, которым установлены требования к качеству предоставляемых услуг по погребению на безвозмездной основе, определены правила содержания мест погребения на территории поселения, определен порядок деятельности общественных кладбищ.

Доводы представителя ответчика, касающиеся функционирования специализированной службы и определения порядка формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов, суд считает необоснованными, связанными с ошибочным толкованием приведенных правовых норм, поскольку действующим законодательством предусмотрено создание органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела (либо передачи полномочий специализированной службы другой организации) и определение порядка формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела. Требований об обязательном создании попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела истцом не заявлено.

Учитывая длительность проведения процедуры межевания земельных участков, согласования границ, в том числе и с организациями, осуществляющими контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, суд полагает возможным определить срок для оформления прав на земельные участка, на которых располагаются кладбища в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьей 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыбинской городской прокуратуры удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации ... сельского поселения Рыбинского муниципального района при решении вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений.

Обязать администрацию ... сельского поселения устранить нарушения законодательства в сфере погребения и похоронного дела:

в течение 60 дней с момента вступления судебного решения в законную силу путем:

определения порядка формирования и полномочий попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела,

в срок до 01 марта 2014 года путем:

установления границ земельных участков, на которых расположены кладбища в <адрес>, и регистрации права администрации ... сельского поселения на указанные земельные участки,

обеспечения функционирования специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ... сельского поселения.

В остальной части исковых требований Рыбинской городской прокуратуре отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Альштадт С.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.