№ 33-2146 Судья Косенко Л.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Насоновой В.Н., судей Платоновой И.В., Рожковой Л.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г. Рязани на решение Советского районного суда г. Рязани от 09 ноября 2010 года, которым постановлено: Обязать администрацию г. Рязани предоставить Шапкину Р.В. благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека во внеочередном порядке. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., заключение прокурора Щукиной Е.И., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Советского района г. Рязани в интересах Шапкина Р.В. обратился в суд с иском к администрации г. Рязани о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Шапкин Р.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем постановлением администрации г. Рязани № от 12.10.2009 года был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В настоящее время Шапкин Р.В. нигде не учится, проживает по адресу: <адрес>, благоустроенное жилое помещение ему не предоставлено. Просил обязать администрацию г. Рязани предоставить Шапкину Р.В. благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека во внеочередном порядке. Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение. В кассационной жалобе администрация г. Рязани просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. Согласно доводам жалобы обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прямо возложена на органы исполнительной власти, а не органы местного самоуправления, к которым относится администрация г. Рязани. Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Таким образом, для реализации государственных полномочий органы местного самоуправления получают адресные, целевые денежные средства от субъекта РФ и именно на них должны приобретаться квартиры для детей-сирот. Предоставление детям-сиротам квартир из числа уже имеющихся в муниципальном фонде с последующей компенсацией не предусмотрено. Кассатор полагает, что вывод суда о том, что ответчиком по делу является администрация г. Рязани необоснован. В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Советского района г. Рязани просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Как следует из материалов дела и судом установлено, Шапкин Р.В., 08.10.1987 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, в период с 01.09.1995 года по 31.08.2003 года обучался в ГОУ <данные изъяты> специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 01.09.2008 года по 25.06.2010 года обучался в ГСУ СО «<данные изъяты> профессиональное училище-интернат». На основании постановления администрации города от 12.10.2009 года № Шапкин Р.В. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 27.08.2009 года в категории граждан, определенные законом Рязанской области (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения) за №, поскольку истец не имел закрепленного за ним жилого помещения, которое могло быть ему возвращено. В настоящее время Шапкин Р.В. проживает по адресу: <адрес>. С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что Шапкин Р.В., являющийся сиротой, состоящий на учете на улучшение жилищных условий в управлении по жилью администрации г. Рязани, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. Данный вывод суда основан на нормах ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.), ст. 5 Закона Рязанской области от 03.04.2006 г. № 47-ОЗ, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч. 2 ст. 8 Закона). Обязанность по предоставлению жилого помещения судом обоснованно возложена на администрацию г. Рязани. Доводам кассационной жалобы о том, что у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями, в решении дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно судом отклонены. Суд правильно руководствовался положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, согласно которому обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ст. 57 ЖК РФ). Таким образом, администрация г. Рязани правильно определена в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу. Судом правомерно указано, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» урегулированы вопросы финансирования дополнительных гарантий, предоставляемых в соответствии с законодательством детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По смыслу норм ст. ст. 5 и 8 указанного Федерального Закона, ст. 5 Закона Рязанской области от 03.04.2006 г. № 47-ОЗ финансирование расходов на предоставление данной категории граждан жилого помещения осуществляется за счет средств субъекта РФ. Администрация г. Рязани вправе в порядке, определенном для взаимоотношений бюджетов разных уровней, поставить вопрос о компенсации понесенных расходов. Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании исследованных норм материального права и не могут повлечь отмену решения. Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушений норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Рязани от 09 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Рязани - без удовлетворения. Председательствующий - Судьи: