33-1236 судья Кузьмина Т.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г.Рязань 29 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Рожковой Л.Н., судей Споршевой С.В., Красавцевой В.И., при секретаре Малышевой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шатова А.В. на решение Милославского районного суда Рязанской области от 16 мая 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Шатова А.В. к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда РФ по Милославскому району Рязанской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 23 марта 2011 года отказать. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения Шатова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Шатов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда РФ по Милославскому району Рязанской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 23 марта 2011 года. В обоснование своих исковых требований истец указал, что 27 января 2011 года обратился в ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ по Милославскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с работой на <данные изъяты> и в ОАО <данные изъяты>», представив документы, подтверждающие факт работы с 07 мая 1984 года по 10 декабря 1984 года, с 17 июня 1985 года по 16 февраля 1986 года в должности монтера пути, с 16 февраля 1986 года по 01 января 1990 года и с 01 сентября 1990 года по 26 ноября 1993 года в должности бригадира пути, с 01 января 1990 года по 01 сентября 1990 года в должности дорожного мастера, с 25 мая 2004 года по 21 ноября 2006 года в должности помощника машиниста тепловоза. Указанные периоды работы были засчитаны ответчиком в специальный стаж, который составил 11 лет 06 месяцев 08 дней. Истец полагает, что у него возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку он выработал более половины специального стажа на день вступления Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть более 6 лет 3 месяцев. Кроме того, имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 7 лет, то есть с 53 лет, с 23 марта 2011 года в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом согласно ст. 34 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако ответчик необоснованно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. Решением суда в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Шатов А.В. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения. Подпунктом 5 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Пунктом 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 той же нормы права условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272 был утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002г. N 537 применяется и в настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте, как грузовом, так и пассажирском, метрополитене. Из материалов дела следует, что истец Шатов А.В. работал на <данные изъяты> 07 мая 1984 года по 10 декабря 1984 года, с 17 июня 1985 года по 16 февраля 1986 года (01 год 03 месяца 02 дня) в должности монтера пути, с 16 февраля 1986 года по 01 января 1990 года и с 01 сентября 1990 года по 26 ноября 1993 года (07 лет 01 месяц 10 дней) в должности бригадира пути, с 01 января 1990 года по 01 сентября 1990 года (08 месяцев) в должности дорожного мастера. С 25 мая 2004 года по 21 ноября 2006 года (02 года 05 месяцев 26 дней) истец работал в ОАО <данные изъяты> в должности помощника машиниста тепловоза. Указанные должности, на которых работал истец, предусмотрены Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272. Все перечисленные выше периоды засчитаны ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации». Указанный стаж составил 11 лет 06 месяцев 08 дней. Вместе с тем, такого размера стажа недостаточно для назначения Шатову А.В. досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не предоставляет истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 23 марта 2011г. и проживание его в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности; истец проживает в указанной зоне с 10.08.1988г., что дает ему право на снижение пенсионного возраста до 57 лет. Однако на момент подачи заявления о назначении пенсии указанного возраста он не достиг. При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указанные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и сделаны с учетом разъяснений, данных в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права и необходимости снижения возраста истца на один год за каждые два года и шесть месяцев работы, так как он проработал на работах, предусмотренных Списком, не менее половины установленного законом срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, как это предусмотрено подпунктом 2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут быть приняты во внимание. Возможность уменьшения возраста, с которого может быть назначена пенсия, в указанном истцом порядке в случае работы на специальных работах не менее половины установленного срока и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа предусмотрена в случае назначения пенсии по основаниям подпункта 2 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть при условии работы в тяжелых условиях труда. Однако по основаниям подпункта 2 п.1 ст.27 указанного Закона истцу пенсия назначена быть не может, поскольку должности, в которых он работал, не предусмотрены Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10, применяющимся для назначения пенсии по данному основанию. Подпунктом 5 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрена возможность уменьшения возраста в случае, если указанные лица отработали на соответствующих работах менее 12 лет 6 месяцев, но более половины указанного срока. Часть нормы подпункта 2 пункта 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, на которую ссылается истец, не может быть распространена на подпункт 5 указанного пункта. Доводы кассатора фактически сводятся к несогласию с действующим законодательством и к необходимости расширить сферу действия некоторых норм права, что не относится к компетенции судов общей юрисдикции. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Милославского районного суда Рязанской области от 16 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шатова А.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи