33-1664 Судья Высоцкий Б.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: Председательствующего: Насоновой В.Н. Судей: Вергазовой Л.В. и Смирновой А.А. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования – Сасовский муниципальный район Рязанской области на решение Сасовского районного суда Рязанской области от 14 июля 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район по непринятию мер по защите жилищных прав Хотько (до брака – ФИО1) Е.В. и непредставлению сведений в министерство образования Рязанской области о Хотько (до брака – ФИО1) Е.В., как лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья; обязать администрацию муниципального образования - Сасовский муниципальный район в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить сведения в Министерство образования Рязанской области о Хотько Е.В. 19 октября 1989 года рождения, как о лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающимся в предоставлении жилого помещения, Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения прокурора Маточенковой Т.Н., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Сасовский межрайонный прокурор Рязанской области в интересах Хотько Е.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район Рязанской области и администрации муниципального образования – Агломазовское сельское поселение Сасовский муниципальный район Рязанской области с требованиями признать бездействие администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район по непредставлению сведений в министерство образования Рязанской области о Е.В. Хотько, как лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, незаконным; обязать администрацию муниципального образования - Сасовский муниципальный район предоставить сведения в министерство образования Рязанской области о Хотько Е.В., 19 октября 1989 года рождения, как о лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающимся в предоставлении жилого помещения; обязать администрацию Агломазовского сельского поселения Сасовского района Рязанской области признать Хотько Е.В. 19 октября 1989 года рождения лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди. Свои требования прокурор обосновал тем, что над несовершеннолетней Е.В. Хотько (добрачная фамилия – ФИО1), как оставшейся без попечения родителей ребенком, 14 ноября 2000 г. была установлена опека. На этот момент ребенок своего жилья не имел, проживал у опекуна ФИО1. В 2005 году Е.В. Хотько закончила образовательное учреждение, жильем обеспечена не была. Сведения о ней как лице, оставшемся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилья, должностными лицами администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район в министерство образования Рязанской области не предоставлялись. На учете в администрации Агломазовского сельского поселения Сасовского района она как нуждающаяся в жилом помещении не стоит. В ходе судебного разбирательства прокурор изменил предъявленные требования: просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район по непринятию мер по защите жилищных прав Е.В. Хотько и непредставлению сведений в министерство образования Рязанской области о Е.В. Хотько, как лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья; обязать администрацию муниципального образования - Сасовский муниципальный район предоставить сведения в министерство образования Рязанской области о Хотько Е.В. 19 октября 1989 года рождения, как о лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающимся в предоставлении жилого помещения в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию Агломазовского сельского поселения Сасовского района Рязанской области признать Хотько Е.В. 19 октября 1989 года рождения лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди. В период рассмотрения дела постановлением главы администрации Агломазовского сельского поселения Сасовского муниципального района Рязанской области от 17 июня 2011 года Е.В. Хотько поставлена на учет по месту жительства по льготному списку сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающуюся в жилом помещении. Производство по делу в части возложения на администрацию Агломазовского сельского поселения Сасовского района Рязанской области обязанности признать Хотько Е.В. лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди, прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части. Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение. В кассационной жалобе администрация муниципального образования – Сасовский муниципальный район Рязанской области просит решение суда в части признания незаконным бездействия администрации по непредставлению сведений в министерство образования Рязанской области в отношении Хотько Е.В. и обязании администрации предоставить такие сведения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу – отменить. В обоснование жалобы указано, что с их стороны незаконного бездействия не было, так как в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области «Об утверждении Порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот, не имеющих жилого помещения» для постановки на учет, на выделение средств на приобретение жилья подаются заявления законными представителями; на основании поданных документов ежегодно до 1 апреля текущего года муниципальным образованием направляются в Министерство образования Рязанской области сведения о детях-сиротах, не имеющих жилья и нуждающихся в предоставлении жилья. Обязанности по предоставлению таких сведений у администрации не было до 17.06.2011 года, т.е. до того как ее поставили на учет нуждающейся в жилом помещении. Судом в нарушение закона не привлечено Управление образования и молодежной политики. Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 26.09.2006 N243 "Об утверждении Порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" муниципальные образования до 1 октября 2006 года и ежегодно, начиная с 2007 года - до 1 апреля текущего года, направляют в министерство образования Рязанской области сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (п.2.3); Министерство образования на основании полученных сведений ежегодно до 1 июня текущего года формирует сводный список детей-сирот, не имеющих жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и передает его на рассмотрение комиссии по выделению средств на приобретение жилья; поступление полного пакета документов является основанием для постановки детей-сирот на учет для выделения средств муниципальному образованию для приобретения жилья (п.25). Из материалов дела усматривается, что Хотько Е.В. (до брака – ФИО1) 19 октября 1989 года рождения, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, оставшимся без попечения родителей, и находилась под опекой. Она не имела закрепленного жилого помещения, однако в нарушение действующего законодательства после окончания пребывания в образовательном учреждении не была обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по установленным социальным нормам. Вследствие нарушения действующего законодательства администрация муниципального образования - Сасовский муниципальный район Рязанской области не направила в установленном порядке сведения о Е.В. Хотько, не имеющей закрепленного жилого помещения, в результате чего Министерство образования не включило ее в соответствующий список и не передала сведения о ребенке на рассмотрение комиссии по выделению средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; истица не поставлена на учет для выделения средств муниципальному образованию для приобретения жилья. Данные обстоятельства полностью подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела. Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором в интересах Хотько Е.В. требований и постановил законное и обоснованное решение, которым признал незаконным бездействие администрации муниципального образования - Сасовский муниципальный район по непринятию мер по защите жилищных прав Хотько Е.В. и непредставлению о ней сведений в министерство образования Рязанской области, как о лице, относящемся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, а также обязал администрацию муниципального образования - Сасовский муниципальный район в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить указанные сведения в Министерство образования Рязанской области. Доводы представителя ответчиков, содержащиеся и в кассационной жалобе, о том, что обязанности по сбору и предоставлению документов возложено на опекунов, и что с данным заявлением опекун истицы не обращался, вследствие чего у ответчиков не возникло обязанности подавать сведения в министерство, судом правильно признаны необоснованными. Так, судом бесспорно установлено, что в нарушение закона орган опеки и попечительства не осуществлял должного надзора за деятельностью опекуна Хотько Е.В., не принял к опекуну необходимых мер. Администрация муниципального образования - Сасовский муниципальный район вследствие ненадлежащего контроля за деятельностью по опеке и попечительству не обеспечило защиту прав и законных интересов подопечного; обеспечению исполнения опекунами возложенных на них полномочий, не оказало содействия опеку в реализации жилищных прав опекаемого. Доводы кассатора о том, что органом опеки и попечительства является Управление образования и молодежной политики - самостоятельное юридическое лицо, которое судом не было привлечено к участию в деле, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку действующее законодательство возлагает государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Рязанской области, в том числе муниципальное образование - Сасовский муниципальный район; органы местного самоуправления наделяются полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью опекунов, оказанию им необходимой помощи, осуществлению защиты прав и охраняемых законом интересов детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, оказанию содействия в защите их прав и охраняемых законом интересов; принятию мер по защите жилищных прав подопечных, лиц, в том числе по обеспечению их жилой площадью. Доводы кассатора о том, что сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в указанный прокурором срок не могут быть направлены в министерство образования, судом правильно не приняты во внимание. Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 26.09.2006 N243 "Об утверждении Порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" муниципальные образования до 1 апреля текущего года, направляют в министерство образования Рязанской области сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Хотько Е.В. в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления не была своевременно поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, вследствие чего сведения о ней не были направлены в министерство образования Рязанской области к 1 апреля текущего года. В период рассмотрения дела постановлением главы администрации Агломазовского сельского поселения Сасовского муниципального района Рязанской области от 17 июня 2011 года Е.В. Хотько поставлена на учет по месту жительства как нуждающаяся в жилом помещении по льготному списку сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направление указанных сведений о ней в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда не противоречит Постановлению Правительства Рязанской области от 26.09.2006 N243. На основании изложенного судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают, по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сасовского районного суда Рязанской области от 14 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования – Сасовский муниципальный район Рязанской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи