33-2367 судья Занин С.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Агаповой В.В., судей Яковлевой Л.А., Вергазовой Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.Рязани на решение Советского районного суда г.Рязани от 28 сентября 2011 года, которым постановлено: Признать незаконным бездействие администрации г.Рязани, выразившееся в непостановке Гонифонидова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию г.Рязани поставить Гонифонидова А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 декабря 2010 года. Взыскать с администрации г.Рязани в пользу Гонифонидова А.Г. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Гонифонидов А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г.Рязани. Заявленные требования мотивировал тем, что он является инвалидом второй группы в связи заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. 28 декабря 2010 года он обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На заявление о постановке на учет получил отказ, мотивированный тем, что заявитель обязан представить решение органам местного самоуправления о признании его малоимущим. Решением Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 года отказ администрации г.Рязани в постановке Гонифонидова А.Г. на учет был признан незаконным. Однако до настоящего времени заявитель не поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное бездействие администрации г.Рязани нарушает его право на жилище. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации г.Рязани по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Рязани поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 декабря 2010 года, взыскать с администрации г.Рязани в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение. В кассационной жалобе администрация г.Рязани просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрения, поскольку суд неправильно истолковал нормы материального права. Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 года №357-III «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Рязани» учетная норма установлена равной 12 кв. м общей площади на одного человека. Согласно п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В силу п.1,2 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред.от 10.11.2009 г., действовавшей на момент обращения Гонифонидова А.Г. с заявлением в администрацию г.Рязани), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Положения пункта 2 части первой статьи 14 названного Закона признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (в ред.от 10.11.2009 г., действовавшей на момент обращения Гонифонидова А.Г. с заявлением в администрацию г.Рязани), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Судом установлено, что Гонифонидов А.Г. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием. В результате данных заболеваний Гонифонидов А.Г. признан инвалидом второй группы бессрочно. Заявитель зарегистрирован и проживает в <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м с составом семьи 6 человек, собственниками которой являются его дочь Гонифонидова Е.А. и сын Гонифонидов А.А. Общая площадь жилого помещения, в котором проживают Гонифонидов А.Г. и члены его семьи, составляет <данные изъяты> кв. м, количество членов семьи 6 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв. м общей площади, что менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. В связи с этим, на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ Гонифонидов А.Г. является нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 28 декабря 2010 года Гонифонидов А.Г. обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указал, что является инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС. Письмом администрации г.Рязани от 19 января 2011 года в постановке на учет ему было отказано со ссылкой на то, что в отделе по учету и распределению жилья администрации г.Рязани до 1 января 2005 года была сформирована очередь граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС. В эту очередь приняты граждане, обратившиеся с заявлением о постановке на учет до 1 января 2005 года. Поскольку Гонифонидов А.Г. обратился с заявлением о постановке на учет на момент действия Жилищного кодекса РФ, принятие его на учет возможно только на основании норм Жилищного кодекса РФ. Включение заявителя в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди инвалидов – «чернобыльцев», нарушит нормы действующего жилищного законодательства, в том числе ст.ст. 49 и 57 ЖК РФ. Решением Советского районного суда г.Рязани от 21 марта 2011 года отказ администрации г.Рязани в постановке Гонифонидова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был признан незаконным. При этом судом было указано, что действующее законодательство РФ не связывает право граждан-инвалидов катастрофы на Чернобыльской АЭС на обеспечение жилой площадью с их имущественным положением. Отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим не может являться основанием для отказа Гонифонидову А.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение Советского районного суда г.Рязани вступило в законную силу 04 мая 2011 года и имеет в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ преюдициальную силу, поскольку в гражданском деле, по которому вынесено решение, участвовали те же лица, что и в настоящем деле. В судебном заседании установлено, что администрация г.Рязани до настоящего времени не приняла Гонифонидова А.Г. на учет на качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Гонифонидов А.Г. как нуждающийся в жилом помещении жилой площадью не обеспечивался. Анализируя нормы материального права, с учетом выводов суда, изложенных в решении от 21 марта 2011 года и имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа Гонифонидову А.Г. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку других оснований к отказу заявителю в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации г.Рязани не имеется, суд обоснованно признал действия администрации города незаконными и удовлетворил требования Гонифонидова А.Г. Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Советского районного суда г.Рязани от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.Рязани - без удовлетворения. Председательствующий Судьи