Стаж государственной службы, то есть общая продолжительность гос. службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах гос. службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших гос. службу, и законами субъектов РФ.



33 – 2405 судья Прошкина Г.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе

Председательствующего Воейкова А.А.,

судей Яковлевой Л.А., Косенко Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Неврева Ю.Н. на решение Советского районного суда г.Рязани от 19 октября 2011 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требования Неврева Ю.Н. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о зачете в стаж государственной службы в органах государственной противопожарной службы периода военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Неврев Ю.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Рязанской области о включении периода военной службы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в период с 30 сентября 1993 года по 01 января 2002 года истец служил в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 01 января 2002 года по 31 мая 2010 года - в Государственной противопожарной службе МЧС России. Согласно приказу № от 31.05.2010 года он был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «з» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга по состоянию на 31 мая 2010 года в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 10 дней.

14 января 2011 года он обратился в ГУ МЧС Росси по Рязанской области с просьбой засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Письмом № от 14.02.2011 года ответчик сообщил ему, что в соответствии с п. 5 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.21993 года № 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная служба) засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии в календарном исчислении. Считая данное обоснование ответчика для отказа необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Впоследствии Неврев Ю.Н. уточнил исковые требования и в окончательной форме просил суд обязать ГУ МЧС России по Рязанской области засчитать ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы период военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет.

Суд отказал Невреву Ю.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований, о чем постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Неврев Ю.Н. просит решение отменить, полагая, что судом при его вынесении неправильно применены нормы материального права.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что в период с 30 сентября 1993 года по 01 января 2002 года Неврев Ю.Н. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД РФ, с 01 января 2002 года по 31 мая 2010 года - в Государственной противопожарной службе МЧС России, и был уволен приказом № от 31.05.2010 года по п. «з» ч.1 ст.58 «Положения о службе в органах внутренних дел».

При увольнении истца его выслуга на дату увольнения была рассчитана ГУ МЧС России по Рязанской области в календарном исчислении, как 18 лет 07 месяцев 10 дней. В выслугу лет Невреву Ю.Н. засчитан период службы по призыву (срочной службы) с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года в календарном исчислении.

14 января 2011 года Неврев Ю.Н. обратился в ГУ МЧС Росси по Рязанской области с заявлением о зачете ему в стаж государственной службы в органах противопожарной службы периода военной службы по призыву с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Письмом ГУ МЧС России по Рязанской области № от 14 февраля 2011 года Невреву Ю.Н. было сообщено, что выслуга лет установлено ему правильно в соответствии с действующим законодательством. Спорный период прохождения военной службы по призыву подлежит зачету в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.21993 года № 941.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Служба в органах государственной противопожарной службы (ФПС МЧС) является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом «Положением о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1.

Пенсионное обеспечение сотрудников ФПС МЧС, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ст.1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего – исходя из специфики такой службы и особого правового статуса – условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный нормативный акт не содержит понятия «стажа государственной службы в органах противопожарной службы», поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслугой лет».

Статьей 13 указанного федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великовой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 14 июня 1988 года по 24 мая 1990 года, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Неврева Ю.Н. в органах противопожарной службы в календарном исчислении.

Доводы кассационной жалобы о наличии у истца Неврева Ю.Н. права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» основаны на неправильном толковании закона.

Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Служба в органах внутренних дел и государственной противопожарной службе, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»).

Между тем, как предусматривает п.1 ст. 14 ФЗ «О системе государственной службы РФ», стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941.

Законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников ФПС МЧС не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Неврева Ю.Н.

Суд первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены и изменения решения, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 19 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Неврева Ю.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200