Несовершеннолетний, являясь несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, приравнен по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам ВОВ имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.



33 - 47 судья Царькова Т.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Левковой Г. И.,

судей Красавцевой В. И., Яковлевой Л. А.,

при секретаре Черненко О. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 09 ноября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Дядиченко М.Ф. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Дядиченко М.Ф. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения представителя Дядиченко М.Ф. по доверенности Сафоновой Н.Н., возразившей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дядиченко М.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

В обоснование требований указала, что является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, созданного фашистами в период второй мировой войны, и нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах».

30.06.2011г. она обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с правами, предоставленными для ветеранов Великой Отечественной войны.

Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало ей в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, указав, что она не имеет права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поскольку законодатель не приравнивает в полном объеме бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей к участникам Великой Отечественной войны.

Считая отказ незаконным, и, с учетом уточненных требований, фактически просила признать отказ ответчика в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета незаконным, признав за ней право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.

В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» не идентифицируются с участниками Великой Отечественной войны и не приравнены к таковым в полном объеме. Считает, что указанная категория лиц не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области в заседание судебной коллегии не явился, о дне рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела слушанием.

В силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области в отсутствии его представителя.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В целях реализации данного Указа Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07.07.1999г. № 20 утверждено «Разъяснение о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В п. 5 разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992г. № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно ст.ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Пунктом 8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Норма п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ направлена на обеспечение повышенной социальной защищенности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершать обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

Из изложенного следует, что к лицам, имеющим право на льготы в соответствии с названными законодательными актами, отнесены все несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Данная категория лиц пользуется полным объемом льгот, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

П.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу п. 1, п. 2 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005г. № 464-р (ред. от 23.03.2009г.), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Законом Рязанской области от 02.03.2010г. № 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в п.п. 2, 3 п. 3 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.

В силу п.п. 1 п. 1 Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

П.п. 2 п. 1 названного Порядка установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (п. 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Рассмотрение документов и направление уведомления производятся в 30-дневный срок с момента регистрации заявления (п. 10 Порядка).

Как следует из материалов дела, Дядиченко М.Ф. относится к категории «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан.

С 05.05.2010г. является инвалидом 2 группы бессрочно. Истица с 03.10.2005г. проживает и зарегистрирована в кв. <адрес>. Жилое помещение принадлежит на праве собственности ее сыну – ФИО1.

В г. Рязани и Рязанской области за Дядиченко М.Ф. какая-либо недвижимость не зарегистрирована.

В период с 12.11.1978г. по 29.09.2005г. истица была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>. Указанный дом принадлежит ей по праву собственности на основании регистрационного удостоверения № от 23.08.1996г. Однако, согласно заключению межведомственной комиссии № от 31.10.2011г., назначенной администрацией Подгоренского муниципального района Воронежской области и акту обследования помещения, указанный дом, не подлежит капитальному ремонту и непригоден для проживания. Иных жилых помещений на территории Воронежской области за Дядиченко М.Ф. не зарегистрировано.

30.06.2011г. Дядиченко П.Н., действующий на основании доверенности от Дядиченко М.Ф., обратился с заявлением в Министерство социальной защиты населения Рязанской области о постановке ее на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Письмом от 18.07.2011г. № ВГ/13-4642 Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало Дядиченко М.Ф. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обосновав отказ тем, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан законом не предусмотрены.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что Дядиченко М.Ф., являясь «несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», приравнена по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны, и в силу п.п.3 п.1 ст.15, п.п.2 п.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое ранее не использовала.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Дядиченко М.Ф. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Выводы суда подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в порядке ст.67 ГПК РФ.

Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы кассационной жалобы о том, что «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» не идентифицируются с участниками Великой Отечественной войны и не приравнены к таковым в полном объеме и указанная категория лиц не может быть обеспечена жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», были предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции.

Выводы суда основаны на приведенных нормах материального права, являются правильными и оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст.362 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 09 ноября 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200