Дело № 1-17/11 ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Рузаевка 1 февраля 2011 года Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия – Н.А.Ботин, с участием государственного обвинителя – Суховой О.В., подсудимого Щанкина С.П., защитника Кудаева С.В., представившего удостоверение №394 и ордер №102, потерпевших Р., Б., при секретаре Дудиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Щанкина Сергея Петровича, ..., ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации, установил: Щанкин С.П., управляя автомобилем, совершил нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах: 09 ноября 2010 года примерно в 07 часов, точное время следствием не установлено, водитель Щанкин, управляя личным, технически-исправным автомобилем марки ВАЗ-21093, государственный регистрационный знак ... регион, вместе с пассажиром Царьковой Е.Н., следовал по автодороге, сообщением «г.Саранск -г.Рузаевка» со скоростью примерно 90 км/час. В пути, двигаясь по ... км вышеуказанной автодороги, расположенной в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия, он решил совершить обгон впереди следовавшего в попутном с ним направлении автомобиля марки «Ниссан Патфайдер», государственный регистрационный знак ... регион под управлением водителя Юсупова И.Н. При этом он достоверно не убедился, что полоса движения, на которую намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам. Тем не менее, он, не предпринимая никаких мер для обеспечения безопасности своего движения, выехал на полосу встречного движения, по которой на близком от него расстоянии следовал во встречном ему направлении автомобиль марки «Хонда Цивик», государственный регистрационный знак ... регион под управлением водителя Курганова А.В. Щанкин С.П., грубо нарушая требования пунктов 1.5, 8.1, 10.1 и 11.1 действующих Правил дорожного движения Российской Федерации ((утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090), (с изменениями от 8 января 1996 № 3, от 31 октября 1998 № 1272, от 21 апреля 2000 № 370, от 24 января 2001 № 67, от 21 февраля 2002 № 127, от 28 июня 2002 № 472, от 7 мая 2003 № 265, от 25 сентября 2003 № 595, 14 декабря 2005 № 767, 28 февраля 2006 № 109, 16 февраля 2008 № 84, 19 апреля 2008 № 287, от 29.декабря 2008 № 1041, от 27 января 2009 № 28, от 24 февраля 2010 № 87) - согласно которым: - п. 1.5. «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; - п. 8.1. «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой»; - п. 10.1. «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства»; - п. 11.1 «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам», - проявил преступное легкомыслие и невнимательность к окружающей обстановке, в результате чего создал опасную аварийную обстановку. Следуя с высокой скоростью, не обеспечивающей ему возможности постоянного контроля за движением управляемого им транспортного средства, он никаких своевременных и должных мер для обеспечения безопасности своего движения не предпринял, тем самым легкомысленно предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий от своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение. Выехав на встречную полосу движения для обгона вышеуказанного транспортного средства, водитель Щанкин на близком от себя расстоянии увидел приближавшийся встречный автомобиль под управлением водителя Курганова А.В., в салоне которого находилась пассажир Р Однако вместо того, чтобы снизить скорость и заблаговременно вернуться на свою ранее занимаемую полосу, как этого требуют действующие Правила дорожного движения, он неоправданно сместился к левой обочине дороги, где совершил столкновение с встречным автомобилем под управлением водителя Курганова А.В. В результате совершенного Щанкиным дорожно-транспортного происшествия, следовавшей в качестве пассажира в его автомобиле Ц. и следовавшей в качестве пассажира совместно с водителем Кургановым А.В. в его автомобиле марки «Хонда Цивик» Р. были причинены телесные повреждения. Согласно судебно-медицинской экспертизе за № 319 от 09.12.2010 года на теле Ц., имеются следующие телесные повреждения: - ... которые в своей совокупности причинили тяжкий вред ее здоровью, по признаку опасности для жизни. Смерть Ц наступила в результате ... Согласно судебно-медицинской экспертизе за № 318 от 13.12.2010 года на теле Р имеются следующие телесные повреждения: - .... Все указанные телесные повреждения в своей совокупности причинили тяжкий вред ее здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Р. наступила в результате .... Согласно заключению судебно-автотехнической экспертизы за № 125 от «15» декабря 2010 года, было установлено, что водитель автомобиля марки «ВАЗ-21093» государственный регистрационный знак «...» Щанкин должен был руководствоваться согласно требований пунктов 1.5, 8.1, 10.1 и 11.1 действующих Правил дорожного движения Российской Федерации, и в его действиях имеются несоответствия указанных пунктов. Подсудимый Щанкин в судебном заседании вину в совершении преступления признал в полном объеме, и от дачи показаний отказался. Из оглашенных в установленном законом порядке его показаний, данных в ходе предварительного расследования следует, что 09.11.2010 года примерно в 07 часов он, управляя автомобилем марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак ... регион, двигался с ближним светом фар по автодороге сообщением «г.Саранск-г.Рузаевка» со скоростью 80-90 км/час. На заднем пассажирском сиденье находилась его жена Ц Проехав поворот, ведущий к с. Зыково, он приступил к обгону впереди следовавшего автомобиля по встречной полосе движения. Однако, когда увидел приближающийся со стороны г. Рузаевки встречный автомобиль, то для разъезда с ним решил выехать на левую обочину дороги по ходу своего движения. Одновременно встречный автомобиль также стал смещаться на эту же обочину дороги, где и произошло столкновение их автомобилей правыми передними частями. В результате дорожно-транспортного происшествия погибла его жена и пассажир встречного автомобиля (т.1, л.д.161-163, 214-216). Щанкин оглашенные показания подтвердил в полном объеме. Кроме признания вины подсудимым в совершении преступления, суд считает его виновность в содеянном доказанной в полном объеме показаниями потерпевших, свидетелей и материалами уголовного дела. Так, потерпевшая Б суду показала, что Ц приходилась ей племянницей, проживала со своим мужем Щанкиным С.П. После смерти родителей Ц., она осталась самой близкой родственницей. 09.11.2010 года днем ей сообщили, что когда племянница с мужем ехали на работу в г.Рузаевку, то попали в дорожно-транспортное происшествие при котором Ц погибла. Обстоятельства произошедшего дорожно-транспортного происшествия ей не известны. Претензий к Щанкину С.П. не имеет, поскольку на его иждивении остался .... Просит не лишать его свободы. Потерпевшая Р суду показала, что её дочь Р. 9.11.2010 года, утром с Кургановым А.В. ехали в г. Саранск из г. Рузаевки. На автодороге Рузаевка – Саранск они попали в аварию, в результате чего дочь погибла. Об обстоятельствах произошедшего дорожно-транспортного происшествия ей ничего не известно. Претензий материального характера к подсудимому не имеет. Просит назначить ему максимальный срок лишения свободы, предусмотренный за данное преступление. Свидетель З. суду показал, что 09.11.2010 года в 8 часу утра он на своем автомобиле марки «ВАЗ-21014» с пассажирами С. и С., следовали на работу из г.Саранска в г. Рузаевку на «Рузаевский стекольный завод». Двигались они по автодороге со скоростью примерно 80 км час. В районе с. Зыково его обогнали автомобиль марки «Джип» и автомобиль марки «ВАЗ-1093», последним управлял работник их завода Щанкин. Данные автомобили, обогнав их, отдалились от них примерно на 400-500 метров. Впереди указанных автомобилей следовал автобус марки «Икарус». Водитель Щанкин, с целью обгона впереди следовавших транспортных средств, выехал на встречную полосу движения, и столкнулся со встречным автомобилем марки «Хонда Цивик». Свидетель К суду показал, что 09.11.2010 года, около 07 часов утра он и Р. ехали из г. Рузаевки в г. Саранск. Он был за рулем автомашины марки «Хонда-Цивик». Ехали примерно со скоростью 90 км/ч. Не доезжая до с.Зыково, на полосу их движения выехала легковая автомашина. Он во избежание столкновения принял вправо, однако указанный автомобиль, также стал смещаться на эту же сторону обочины, и произошло столкновение с данным автомобилем. От удара он потерял сознание. Очнувшись, увидел, что следовавшая совместно с ним Р., погибла. Из оглашенных в установленном законом порядке показаний свидетеля Ю данных им в ходе предварительного расследования следует, что 09 ноября 2010 года, примерно в 07 часов он, управляя автомобилем марки «Ниссан-Патфайдер» государственный регистрационный знак ... регион, следовал с ближним светом фар со скоростью примерно 80 км/час по автодороге «г.Саранск-г.Рузаевка» в направлении г. Рузаевки. В районе с. Зыково он обогнал несколько автомобилей, но так как во встречном направлении двигался поток транспортных средств, он стал следовать за автобусом марки «Икарус». Тем не менее, его на высокой скорости стал обгонять по встречной полосе движения автомобиль марки «ВАЗ-21093».Одновременно он увидел, что навстречу со стороны г. Рузаевки приближался встречный автомобиль, который стал смещаться к правой обочине дороги по ходу своего движения, чтобы дать возможность автомобилю марки «ВАЗ-21093» беспрепятственно разъехаться на дороге. Однако водитель автомобиля марки «ВАЗ-21093» также стал смещаться на ту же обочину, что и встречный автомобиль. На правом краю проезжей части дороги по ходу движения из г. Рузаевки между указанными автомобилями произошло столкновение (т.1, л.д.105). Из оглашенных в судебном заседании в установленном законом порядке показаний свидетеля С данных им в ходе предварительного расследования, следует, что 9 ноября 2010 года утром он со своими знакомыми Зайцевым Р.М. и Селиверстовым С.Н. на автомашине под управлением Зайцева следовали из г. Саранска в г. Рузаевку на работу. Когда проехали поворот с. Зыково, их обогнали попутные автомобили марки «Джип» и автомобиль «ВАЗ-21093», которым управлял совместно работающий с ними Щанкин С.П. Данные автомоблили удалились от них примерно на 200-300 метров. После чего он увидел облако пыли от столкновения автомашин. Подъехав к месту аварии, увидел, что автомобиль Щанкина С.П. находится на левой обочине дороги по ходу своего движения с сильными деформациями с правой передней части, а второй автомобиль марки «Хонда-Цвик» на правой обочине по ходу их движения, также имеет повреждения с правой стороны. В салоне автомашины под управлением Щанкина находилась его жена без признаков жизни, в другом автомобиле также находилась молодая женщина. По приезде скорой, врачи не смогли оказать помощь женщинам, т.к. они скончались (т.1,л.д.121). Также виновность подсудимого Щанкина в содеянном подтверждается: - протоколом осмотра места происшествия, а также приложенной к нему схемой, согласно которым было установлено, что местом дорожно-транспортного происшествия является проезжая часть 16 км. автодороги сообщением «г.Рузаевка-г.Саранск». Дорожное покрытие асфальтобетон, ровный без выбоин в сухом состоянии. На проезжей части дороги имеется горизонтальная дорожная разметка, движение двухстороннее. Автомобиль марки «ВАЗ-21093» государственный регистрационный знак «...» находится на левой - заключением судебно-медицинской экспертизы за № 319 от 09.12.2010 года, согласно которому установлено, что на теле Ц. имеются следующие телесные повреждения: ..., которые в своей совокупности причинили тяжкий вред ее здоровью, по признаку опасности для жизни. Смерть Ц. наступила в результате ... - заключением судебно-медицинской экспертизы за № 318 от 13.12.2010 года согласно которому установлено, что теле Р. имеются следующие телесные повреждения: .... Все указанные телесные повреждения в своей совокупности причинили тяжкий вред ее здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Русаковой Ю.Н. наступила в результате ... - заключением судебно-медицинской экспертизы за № 1273 от 10.12.2010 года, согласно которому установлено, что на теле Щанкина имеются следующие телесные повреждения: ..., с причинением в совокупности тяжкого вреда его здоровью по признаку стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (л.д. 69-72, том 1); - заключениями биологических судебных экспертиз за № 684 и № 684 А от 16.12.2010 года, согласно которым установлено, что на чехле водительского сиденья обнаружена кровь человека мужского генетического типа с примесью пота и не исключает их происхождения от Щанкина. На фрагменте обшивки двери автомобиля обнаружена кровь человека с потом, на обмотке рулевого колеса и части пятен сиденья от автомобиля обнаружен только пот. При определении групповой принадлежности выявлен антиген «В», который свойственен и Щанкину С.П. и Ц. и мог произойти за счет крови и (или) пота Щанкина С.П. и Ц.. как от каждого в отдельности, так и в смешении (л.д.124-133, том 1); - протоколом осмотра предметов и фототаблицы к нему, согласно которому установлено, что на автомобиле марки «ВАЗ-21093» государственный регистрационный знак ... регион и на автомобиле марки «Хонда Цивик» государственный регистрационный знак ... 122 НН 13
обочине дороги по ходу своего движения в направлении г. Рузаевка, на нем имеются механические повреждения в передней и правой боковой части от столкновения. Автомобиль марки «Хонда Цивик» государственный регистрационный знак «...» после столкновения находился на левой обочине дороги по ходу своего движения в направлении г.Саранск, на нем имеются механические повреждения от столкновения в передней и правой боковой части. Осыпь осколков стекла и пластмассы расположены на полосе движения автомобиля марки «Хонда Цивик» у правой обочины дороги по ходу ее движения размером 5.0 на 5.6 метра, где также обнаружены следы соскоба твердого дорожного покрытия дугообразной формы. От указанного места тянутся следы масленых пятен к автомобилю марки «Хонда Цивик». На правой обочине дороги находит автомобиль марки «Ниссан Патфайдер» государственный регистрационный знак «...» с механическими повреждениями на левой боковой стороне (л.д.8-17, том 1);
- протоколом осмотра предметов и фототаблицы к нему, согласно которому установлено, что на автомобиле марки «Ниссан-Патфайдер» государственный регистрационный знак ... регион имеются механические повреждения на левой боковой стороне в виде следа скольжения о твердое покрытие с повреждением, зеркала заднего вида, заднего левого крыла, заднего бокового стекла, ручки двери, заднего фонаря (л.д. 155-158, том 1);
- заключением автотехнической судебной экспертизы за № 125 от 15.12.2010 года, согласно которому установлено, что в своих действиях водитель автомобиля марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак ... регион Щанкин С.П. должен был руководствоваться требованиями п.п. 1.5, 8.1, 10.1 и 11.1 Правил дорожного движения (л.д.192-195, том 1).
Таким образом, исследовав совокупность представленных доказательств, суд считает виновность подсудимого Щанкина в совершении преступления доказанной полностью.
Действия Щанкина необходимо квалифицировать по части 5 статьи 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации, как нарушение лицом, управляющим автомобилем Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.
При назначении наказания подсудимому Щанкину, суд в соответствии с требованиями ст. 6, 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В силу ст. 15 ч.3 УК РФ преступление, совершенное подсудимым, относится к категории средней тяжести.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Щанкина, суд признает: отсутствие судимостей, положительную характеристику по месту работы (том 1, л.д.171), наличие на иждивении ... и ..., удовлетворительное состояние здоровья, вследствие полученных травм в результате ДТП, раскаяние в содеянном, принятие мер к возмещению ущерба..
Обстоятельства, отягчающие наказание, отсутствуют.
Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности содеянного, мнения потерпевших, в целях восстановления социальной справедливости суд считает необходимым назначить Щанкину наказание в виде лишения свободы.
Отбывание лишения свободы подсудимому в силу статьи 58 части 1 пункту «а» следует назначить в колонии-поселении.
С вещественных доказательств: автомобиля марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак «...», переданного на ответственное хранение Щанкину С.П., автомобиля марки «Нисан-Патфайдер», государственный регистрационный знак «... переданного на ответственное хранение Муртазину А.Х., автомобиля марки «Хонда-Цивик», государственный регистрационный знак «...», находящегося на автостоянке по ул. ... г.Рузаевка, следует снять ограничения, связанные с хранением.
Вещественные доказательства - фрагмент подушки безопасности с водительского места с автомобиля марки «Хонда-Цивик», пластмассовый фрагмент обшивки двери с веществом бурого цвета с автомобиля марки «Хонда-Цивик», оплетка рулевого колеса с автомобиля марки «ВАЗ-21093», чехол с водительского сиденья с веществом бурого цвета автомобиля марки «ВАЗ-21093», фрагмент с обшивки водительской двери с веществом бурого цвета с автомобиля марки «ВАЗ-21093», находящиеся в камере хранения СО при СУ при МВД по РМ, подлежат уничтожению.
Гражданские иски по делу не заявлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Щанкина Сергея Петровича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 ст. 264 Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года с отбыванием в колонии-поселении, и в силу ст. 47 УК РФ с лишением права управления транспортным средством сроком на 3 года.
Меру пресечения Щанкину С.П. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
По вступлении приговора в законную силу осужденный Щанкин С.П. следует к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно.
Срок наказания исчислять со дня прибытия его в колонию-поселение.
С вещественных доказательств: автомобиля марки «ВАЗ-21093», государственный регистрационный знак «...», переданного на ответственное хранение Щанкину С.П., автомобиля марки «Нисан-Патфайдер», государственный регистрационный знак «...», переданного на ответственное хранение Муртазину А.Х., автомобиля марки «Хонда-Цивик», государственный регистрационный знак «...», находящегося на автостоянке по ул. Калинина д.1«а» г.Рузаевка, снять ограничения, связанные с хранением.
Вещественные доказательства - фрагмент подушки безопасности с водительского места с автомобиля марки «Хонда-Цивик», пластмассовый фрагмент обшивки двери с веществом бурого цвета с автомобиля марки «Хонда-Цивик», оплетка рулевого колеса с автомобиля марки «ВАЗ-21093», чехол с водительского сиденья с веществом бурого цвета автомобиля марки «ВАЗ-21093», фрагмент с обшивки водительской двери с веществом бурого цвета с автомобиля марки «ВАЗ-21093», находящиеся в камере хранения СО при СУ при МВД по РМ, уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае кассационного обжалования приговора сторонами осужденный Щанкин С.П. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий