Решение вступило в законную силу 30.06.2009



Дело № 2-307/09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рузаевка 18 июня 2009 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Милёшиной И.П.,

с участием истицы Асяновой Нурии Сирачевны,

представителя ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» - Буровой Н.Ф., выступающей по доверенности от 17 марта 2009 года,

при секретаре Байчуриной Н.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании городе Рузаевке Республики Мордовия гражданское дело по иску Асяновой Нурии Сирачевны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовии» о защите пенсионных прав,

у с т а н о в и л :

Асянова Н.С. предъявила иск к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» о назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными (тяжелыми) условиями труда. В обосновании требований указала, что решением ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 10 февраля 2009 года № 87, ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа работы. В специальный стаж не был включен период ее работы в должности маляра в Рузаевском РСУ-1 с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года.

Считая действия ответчика незаконными, просила решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 10 февраля 2009 года № 87 отменить, включить оспариваемый период в стаж, дающий право на назначение указанной пенсии, обязать ответчика назначить пенсию по достижению определенного возраста и с момента наступления льготного стажа.

В судебном заседании истица Асянова Н.С. поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям, уточнив их просила решение ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 10 февраля 2009 года № 87 отменить, включить оспариваемый период в стаж, дающий право на назначение указанной пенсии, обязать ответчика назначить пенсию по достижению ею 53 летнего возраста, то есть с 20 февраля 2009 года.

Представитель ответчика ГУ «Управления ПФ РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» по доверенности Бурова Н.Ф. просит в удовлетворении исковых требований отказать и мотивирует это тем, что Асянова Н.С. не получила право на досрочную пенсию по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, поскольку документы (паспорта безопасности лакокрасочной продукции, гигиенические сертификаты, паспорта качества используемой продукции, маркировка лакокрасочной продукции и др.), прямо подтверждающие ее занятость в период с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение 80% рабочего времени, отсутствуют.

Суд, заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, считает, что исковые требования Асяновой Н.С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

Положения данной статьи реализуются через Постановление Кабинета Министров СССР от 09 августа 1991 года № 591, утвердившее дополнения и изменения, внесенные в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (с изменениями от 02.10.1991 года) в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение засчитывается работа в должности маляра, занятого на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Из решения ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» от 10 февраля 2009 года № 87, усматривается, что Асяновой Н.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с вредными (тяжелыми) условиями труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. В льготный стаж не был включен период ее работы с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года в Рузаевском РСУ-1 в должности маляра, так как Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 предусмотрена должность маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Согласно документальной проверки установлено, что документы, подтверждающие занятость Асяновой Н.С. на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение 80% рабочего времени в указанный период отсутствуют (л.д. 7-8, 9).

Судом установлено, что в период с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года Асянова Н.С., 20 февраля 1956 года рождения, работала полный рабочий день и выполняла малярные работы с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности.

Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой на имя Асяновой Н.С. (л.д. 11-14), из которой следует, что в период 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года она работала в должности маляра в Рузаевском РСУ-1; архивной справкой, выданной архивным отделом администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 06 ноября 2008 года за № 2282 о принятии и увольнении Асяновой Н.С. с работы в должности маляра Рузаевского РСУ-1 (л.д. 15), решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2008 года, установившим факт принадлежности Асяновой Н.С. архивных справок, содержащих сведения о ее заработной плате в период работы в Рузаевском РСУ-1 (л.д. 16-18), заключением государственной экспертизы условий труда государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения № 29-С/09 от 03 июня 2009 года, согласно выводов которой, условия труда Асяновой Н.С. в период ее работы с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года в качестве маляра в Рузаевском РСУ-1 относятся к вредным условиям труда. Характер работы Асяновой Н.С. в указанный период соответствует условиям труда и характеру работы по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной разделом ХХХIII «Общие профессии», позицией 23200000-13450 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (л.д. 85-87).

Также факт работы Асяновой Н.С. в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение 80% рабочего времени подтверждается показаниями свидетелей Белоусовой Т.Н., Рузаевой М.А. и Киреевой Л.Н., работавших малярами вместе с Асяновой Н.С., и получающих досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

Так, из оглашенных в судебном заседании в установленном законом порядке показаний свидетеля Белоусовой Т.Н. (л.д. 77) следует, что досрочная пенсия ей как маляру была назначена на основании судебного решения 05 августа 2005 года. С 1978 года она работала с истицей в одной бригаде маляров в Рузаевском РСУ-1. При работе в должности маляра они непосредственно были заняты на работах с применением вредных веществ (содержащихся в лакокрасочных материалах) не ниже третьего класса опасности. В основном Рузаевское РСУ-1 производило строительство новых объектов. Они принимали участие при строительстве горкома, Горсовета, пристроек к зданиям милиции и школе № 5, жилых домов. Ими при производстве покрасочных работ во вновь построенных объектах в основном использовались нитроэмали, нитрокраски, ацетоновые краски, лаки паркетные, краски на основе спиртов с содержанием бензола, толуола, жидкого стекла. Для производства покрасочных работ им выдавались индивидуальные средства защиты: спецодежда и спецобувь, резиновые перчатки, респираторы, противогазы, выдавались также талоны на молоко, предоставлялись дополнительные три дня к отпуску. Работали всегда полный трудовой день, при необходимости работали сверхурочно, а также в выходные дни.

Аналогичные показания в судебном заседании даны свидетелями Рузаевой М.А. (л.д. 77) и Киреевой Л.Н. (л.д. 78), работавших малярами вместе с истицей с 1975 года в одной бригаде маляров Рузаевского РСУ-1.

Кроме того, факт работы Асяновой Н.С. в период с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года полный рабочий день с выполнением малярных работ с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности помимо показаний свидетелей Белоусовой Т.Н., Рузаевой М.А. и Киреевой Л.Н., подтверждается показаниями свидетеля Чудайкиной В.Н. - работавшей в спорный период в Рузаевском РСУ-1 в должности инженера по технике безопасности и исследованными в судебном заседании пенсионными делами Белоусовой Т.Н., Рузаевой М.А. и Киреевой Л.Н.

Так, из показаний свидетеля Чудайкиной В.Н., оглашенных в судебном заседании в установленном законом порядке (л.д. 76), следует, что Рузаевское РСУ-1 преимущество занималось строительством новых объектов, в нем были сформированы две бригады маляров. В 1998 году организация проводила оценку условий труда рабочего места маляра, по заключению которой установлено, что при производстве малярных работ малярами Рузаевского РСУ-1 использовались лакокрасочные материалы, содержащие вредные вещества не ниже третьего класса опасности в течение 80 процентов рабочего времени.

Как усматривается из заключения Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия от 06 августа 1999 года за № 285 Белоусова Т.Н. в период работы с 06 июля 1978 года по 18 июля 1995 года в должности маляра РСУ АО «Мордовгражданстрой» была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (л.д. 47). Справками Рузаевского РСУ подтверждена занятость Белоусовой Т.Н. в период с 06 июля 1978 года по 18 июля 1995 года в должности маляра на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с полным рабочим днем (л.д. 48), Рузаевой М.А. - в период с 01 октября 1973 года по 18 декабря 2000 года в должности маляра на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с полным рабочим днем (л.д. 55), Киреевой Л.Н. - в период с 01 сентября 1971 года по 07 мая 1990 года в должности маляра на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с полным рабочим днем (л.д. 66). Из заключения Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия от 27 октября 1998 года за № 429 Киреева Л.Н. в период работы с 01 сентября 1971 года по 07 мая 1990 года в должности маляра Рузаевского РСУ тр. «Мордовремстрой» была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (л.д. 67). Согласно карте условий труда маляра в Рузаевском РСУ-1 АО «Мордовгражданстрой» от 23 июля 1998 года, малярами данной организации при производстве покрасочных работ использовались краски на основе спиртов с содержаниемксилола, толуола, бензола, углеводородов нефти, бензина, ацетона (л.д. 73).

Таким образом, отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе РМ» в досрочном назначении Асяновой Н.С. трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда противоречит требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе РМ» от 10 февраля 2009 года № 87 подлежит признанию незаконным, в связи с чем, следует обязать ответчика включить в стаж, дающий право Асяновой Н.С. на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда, период ее работы в должности маляра с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года в Рузаевском РСУ-1,за исключением времени, нахождения в отпусках без сохранения заработной платы (л.д. 92).

Исходя из пункта 1 статьи 18 и статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом ответчика в назначении истице трудовой пенсии по старости досрочно, суд установил, что право на досрочную трудовую пенсию по старости у истицы возникло после обращения в пенсионный орган, так как возраста 53 лет она достигла только 20 февраля 2009 года, что подтверждается копией паспорта (л.д. 5-6).

Поскольку на момент достижения Асяновой Н.С. возраста 53 лет её стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда составил 5 лет 7 месяцев 17 дней, суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с 20 февраля 2009 года.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы Асяновой Н.С. подлежит взысканию в возврат государственная пошлина в размере 100 рублей (л.д. 1).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Асяновой Нурии Сирачевны удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» № 87 от 10 февраля 2009 года об отказе Асяновой Нурии Сирачевне в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» включить в стаж, дающий право Асяновой Нурии Сирачевне на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда (по правилам п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), период ее работы в должности маляра с 30 сентября 1975 года по 04 июня 1981 года в Рузаевском РСУ-1, за исключением времени, нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и назначить Асяновой Нурии Сирачевне пенсию со дня достижения ею 53 лет, то есть с 20 февраля 2009 года.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия» в пользу Асяновой Нурии Сирачевны в возврат государственной пошлины 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в десятидневный срок через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: