Решение вступило в законную силу 24.11.2009



Дело № 2-1319/09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рузаевка 13 ноября 2009 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего Проняшина А.А.,

с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, Зобиной Г.М.,

представителя администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Бикчурина Г.Х., действующего по доверенности,

при секретаре Савичкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части организации сбора и вывоза мусора на территории городского поселения Рузаевка,

у с т а н о в и л:

Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации ГП Рузаевка в части организации сбора и вывоза мусора на территории ГП Рузаевка, указывая, что в ходе проверки соблюдения экологического и земельного законодательства, проведенной Рузаевской межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории ГП Рузаевка, на территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка, организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления. Согласно акту проверки от 19.05.2009 года, ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка, Инсарском и Кадошкинском районах проведено обследование территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и дер. Надежденка Рузаевского района, в 20 метрах от столба линии электропередач, по направлению на северо-запад в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, и в 45 метрах по направлению на северо-восток в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, выявлено 2 децентрализованных скопления твердых бытовых отходов, общей площадью 132 кв.м., (зафиксированы на фототаблице № 1,2,3). Данный факт является нарушением ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 08.11.2008 года) «Об отходах производства и потребления», СанПиН 42-128-4690-88, утв.Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88. Согласно Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благополучную окружающую среду, и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Муниципальный земельный контроль в силу требований ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления. Такой контроль администрацией ГП Рузаевка не проводится. Экологическая экспертиза в месте захоронения и складирования мусора, разработка проектно-сметной документации на место складирования и утилизации отходов потребления, лимитов их образования и размещения не проводилась. Указанные факты являются нарушением ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 42-128-4690-88, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88 на 14.04.2009 года. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что на основании Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: жителей городского поселения, т.к. нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений. На данной свалке скапливаются бытовые отходы, разложение которых может повлечь жертвы людей и уничтожение имущества. С учетом изложенного Рузаевский межрайпрокурор просит признать незаконным бездействие администрации ГП Рузаевка в части организации сбора и вывоза мусора на территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка Рузаевского района; обязать администрацию ГП Рузаевка ликвидировать свалку, расположенную на территории карьера, вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка Рузаевского района, в 20 метрах от столба линии электропередач по направлению на северо-запад в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, и в 45 метрах по направлению на северо-восток в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, общей площадью примерно 132 кв.м.

В судебном заседании помощник Рузаевского межрайпрокурора Республики Мордовия, Зобина Г.М., требования поддержала по вышеизложенным основаниям, уточнив их: просила признать незаконным бездействие администрации ГП Рузаевка в части организации сбора и вывоза мусора на территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д.Надежденка Рузаевского района; обязать администрацию ГП Рузаевка осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории карьера вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д.Надежденка Рузаевского района, в 20 метрах от столба линии электропередач по направлению на северо-запад в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, и в 45 метрах по направлению на северо-восток в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, общей площадью примерно 132 кв.м.

Представитель администрации ГП Рузаевка, Бикчурин Г.Х., выступающий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заслушав прокурора Зобину Г.М., представителя администрации ГП Рузаевка, Бикчурина Г.Х., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что требования Рузаевского межрайпрокурора подлежат удовлетворению, ввиду следующего.

Судом установлено, что Рузаевской межрайпрокуратурой была проведена проверка соблюдения экологического и земельного законодательства на территории ГП Рузаевка Рузаевского муниципального района, в ходе которой установлено, что на территории ГП Рузаевка, на территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка, организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления.

Согласно акта (справки) от 19.05.2009 года ведущего специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка, Инсарском и Кадошкинском районах при проведенном обследование территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и дер. Надежденка Рузаевского района в 20 метрах от столба линии электропередач по направлению на северо-запад в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера и в 45 метрах по направлению на северо-восток в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, выявлено 2 децентрализованных скопления твердых бытовых отходов общей площадью 132 кв.м. Данные децентрализованные скопления представлены в фототаблицах №.№. 1,2,3 (л.д. 5-7).

Как видно из сообщения № 539 от 08.05.2009 года заместителя Главы администрации ГП Рузаевка в границы ГП Рузаевка входит земельный участок, расположенный по адресу: г.Рузаевка, ул. Ленина, овраг в районе ГСК «Восточный» (л.д. 9).

Из сообщения начальника территориального отдела №3 Управления Роснедвижимости по Республике Мордовия также усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Рузаевка, ул. Ленина, овраг в районе ГСК «Восточный» входит в границы городского поселения Рузаевка (л.д. 11).

Выявленные в ходе проверки факты являются нарушением статьи 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи. 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 08.11.2008 года) «Об отходах производства и потребления», а также п.п.1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1.1, 2.1.5, 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88.

Статьей 42 Конституции РФ, а также вводной частью Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что каждый имеет право на благополучную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Такой контроль администрацией городского поселения Рузаевка не проводится. Экологическая экспертиза в месте захоронения и складирования мусора, разработка проектно-сметной документации на место складирования и утилизации отходов потребления, лимитов их образования и размещения не проводилась.

Установленные обстоятельства являются нарушением требований п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 8, 11,12,13,22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требований п.п. 1.1, 1.4, 2.1.1., 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.9, 4.1, 4.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88.

Судом учитывается, что функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: жителей городского поселения, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов. На несанкционированной свалке скапливаются бытовые отходы, разложение которых может повлечь жертвы людей и уничтожение имущества.

Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в доход бюджета, за счет средств которого она была возмещена, и от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части организации сбора и вывоза мусора на территории карьера, расположенного вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка Рузаевского района Республики Мордовия.

Обязать администрацию городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории карьера вдоль дороги, соединяющей ул. Ленина г.Рузаевка и д. Надежденка Рузаевского района, в 20 метрах от столба линии электропередач по направлению на северо-запад в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, и в 45 метрах по направлению на северо-восток в сторону жилых домов, расположенных по краю карьера, общей площадью примерно 132 кв.м.

Взыскать с городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия госпошлину в размере 100 рублей, подлежащие зачислению в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в десятидневный срок со дня его объявления.

Председательствующий А.А.Проняшин.