Решение вступило в законную силу 13.04.2010



Дело № 2-315/10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Рузаевка 10 марта 2010 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

В составе председательствующего судьи Мирошкиной Е.П.,

с участием прокурора, помощника Рузаевского межрайонного прокурора, Пивкиной Е.А.,

представителя органа, чье бездействие обжалуется, администрации городского поселения Рузаевка, по доверенности, Бикчурина Г.Х.,

при секретаре Крыловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка,

установил:

Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка, указав, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, из физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию установлено, что администрацией городского поселения Рузаевка требования названного законодательства не исполняются.

12 октября 2009 года Государственным Собранием Республики Мордовия принят Закон Республики Мордовия № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия», вступивший в законную силу 23.10.2009 года. В соответствии со ст. 6 названного Закона в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию органы местного самоуправления принимают меры к определению на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В этих целях орган местного самоуправления обращается в Экспертную комиссию с заявлением об оценке предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

На основании положительного заключения Экспертной комиссии орган местного самоуправления определяет на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Как установлено проверкой, на территории городского поселения Рузаевка в ночное время, то есть в период с 22 часов до 5 часов местного времени функционируют кафе «Кристалл», «Засада», букмекерская контора и другие заведения.

Имеются факты посещения несовершеннолетними без сопровождающих взрослых лиц, упомянутых заведений. При этом должностные лица указанных заведений не принимают мер по незамедлительному доставлению несовершеннолетних родителям (лицам, их заменяющим) в органы внутренних дел либо в случае алкогольного опьянения в медицинские учреждения.

Таким образом, проявленное администрацией городского поселения Рузаевка бездействие по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, незаконно, чревато негативными последствиями для несовершеннолетних как ныне проживающих, так и тех, кто будет проживать на территории поселения в будущем, поскольку в связи с активными миграционными процессами состав несовершеннолетнего населения г. Рузаевка постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них не представляется возможным.

Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения Рузаевка по определению мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Понудить администрацию городского поселения Рузаевка определить места на территории поселения, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Взыскать с администрации городского поселения Рузаевка государственную пошлину в доход федерального бюджета.

В судебном заседании прокурор, помощник Рузаевского межрайонного прокурора, Пивкина Е.А., заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель органа, чье бездействие обжалуется, администрации городского поселения Рузаевка, по доверенности, Бикчурин Г.Х., просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, объяснив, что места, нахождение в которых детей не достигших возраста 18 лет не допускается определены в ч. 3 ст. 14.1 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в ст. 1 Закона Республики Мордовия от 12 октября 2009 года № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия». Кроме того, в соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона Республики Мордовия органы местного самоуправления вправе, а не обязаны принимать нормативно-правовой акт, определяющий на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей, лиц не достигших 18-летнего возраста, не допускается. Требование о взыскании с них в федеральный бюджет государственной пошлины считает незаконным, так как в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, отказывает в удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в порядке, установленном гл. 25 ГПК, раскрыты в п. 13 Постановления Пленума. Они следуют из ст. 45 ГПК, в соответствии с которой прокурор вправе обращаться в суд как в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, так и в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 10.06.2008) (далее - ФЗ N 131-ФЗ) дано понятие вопросов местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно подпункта 30 пункта 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения также относится организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.

Пунктом 31 статьи 6 Устава городского поселения Рузаевка определено, что к вопросам местного значения городского поселения Рузаевка относится организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском поселении Рузаевка (л.д. 7-9).

В целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью, согласно которых основными задачами в организации работы в муниципальных образованиях с детьми являются; создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации; с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). ( Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2006 г. N АС-588/06)

Федеральным законом N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Согласно пункта 7 указанной статьи органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

В силу ст. 6. Закона Республики Мордовия от 12 декабря 2009 года № 66-З « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия» органы местного самоуправления в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию вправе принять нормативный правовой акт, определяющий на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

С этой целью в соответствии с ч. 2 ст. 6 вышеназванного закона Республики Мордовия орган местного самоуправления обращается в Экспертную комиссию с заявлением об оценке предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей (лиц, не достигших возраста 18 лет), их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

На основании положительного заключения Экспертной комиссии орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт, определяющий на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, а также общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей (лиц, не достигших возраста 16 лет) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), иных лиц, сопровождающих детей, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Анализируя вышеперечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что к вопросам местного значения поселения определение на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых детей не допускается, не относится.

Кроме того, нормы Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Закона Республики Мордовия от 12 декабря 2009 года № 66-З « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия» предоставляют органам местного самоуправления право, но не вменяют в обязанность, принять нормативный правовой акт, определяющий на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается.

В связи с изложенным доводы заявителя о незаконности бездействия администрации городского поселения Рузаевка нельзя признать обоснованными.

Администрация городского поселения Рузаевка до рассмотрения дела в суде не мог воспользоваться и правом принять нормативный правовой акт, определяющий на территории муниципального образования места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается, так как на момент рассмотрения дела персональный состав и порядок деятельности Экспертной комиссии в силу ст. 5 Закона Республики Мордовия от 12 декабря 2009 года № 66-З « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия», не определен. (л.д.26)

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в десятидневный срок со дня его объявления, с подачей жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий Е.П. Мирошкина.