Дело № 2-666/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Сермавбриной В.Н., с участием представителя истца - помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Пивкиной Е.А., представителя ответчика - администрации Пайгармского сельского поселения – главы Пайгармского сельского поселения Шкаевой Н.Н., представителя третьего лица – отдела надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ - старшего инспектора Отдела государственного пожарного надзора Рузаевского муниципального района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Республике Мордовия МЧС России - Родионова Владимира Валерьевича, при секретаре Апариной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности. В обосновании исковых требований указал, что в ходе проведения совместно с отделом надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности деятельности администрации Пайгармского сельского поселения были выявлены следующие нарушения: 1. В нарушении п.89 ППБ 01-03 Администрацией Пайгармского сельского поселения не проведена проверка работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), расположенных на территории Пайгармского сельского поселения; 2. В нарушение пункта 90 ППБ 01-03 у пожарных гидрантов, расположенных у домов № 25 и № 13 по ул. Центральная с. Пайгарма и водоема, расположенного на юго-западной окраине с. Пайгарма, а также по направлению к ним Администрацией не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); 3. В нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории Приреченского сельского поселения Администрацией сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара В нарушение п.94 ППБ 01.03 искусственный водоем, расположенный на северо-восточной окраине Пайгармского сельского поселения, Администрацией сельского поселения не оборудован подъездом с площадкой с твердым покрытием; 4. В нарушение п. 107 ППБ 01-03 за имеющейся в Администрации Пайгармского сельского поселения пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку. Не отработан порядок доставки мотопомпы к месту пожара; 5. В нарушение пункта 95 ППБ 01-03 водонапорная башня, расположенная на окраине с. Пайгарма, не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Невыполнение вышеуказанных правил противопожарной безопасности создает опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем (возгорание здания, жилых домов, лесного массива, расположенных в границах сельского поселения). Отсутствует возможность по принятию необходимых мер для незамедлительного тушения пожара, что может повлечь массовую гибель людей. Просит обязать ответчика провести следующие мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан: провести проверку работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), расположенных на территории Пайгармского сельского поселения; у пожарных гидрантов, расположенных у домов за № 25 и 13 по ул. Центральная, с Пайгарма, и водоема, расположенного на юго-западной окраине с. Пайгарма, а также по направлению к ним, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на территории Пайгармского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; за имеющейся в Администрации Пайгармского сельского поселения мотопомпой закрепить моториста, прошедшего специальную подготовку. Отработать порядок доставки мотопомпы к месту пожара; оборудовать водонапорную башню, расположенную на окраине с. Пайгарма, пожарной техникой для отбора воды в любое время года. В судебном заседании помощник прокурора Пивкина Е.А. исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Пайгармского сельского поселения – главы Пайгармского сельского поселения Шкаева Н.Н. исковые требования признала частично, суду пояснила, что проверка работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), расположенных на территории Пайгармского сельского поселения уже была проведена, о чем ею представлены доказательства. Указатели заказаны и будут доставлены в ближайшее время. Средства звуковой сигнализации мы установили, но акта проверки еще не имеется. Ответственным лицом за обслуживание ручной мотопомпы назначена она сама и в настоящее время проходит обучение на специальных курсах. Водонапорная башня оборудована, но акта проверки также нет. Представитель третьего лица – отдела надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ - старший инспектор Отдела государственного пожарного надзора Рузаевского муниципального района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Республике Мордовия МЧС России – Родионов В.В. исковые требования, заявленные Рузаевским межрайонным прокурором, поддержал и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что сведения, представленные ответчиком о частичном исполнении требований истца отделом надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ не проверены. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд находит исковые требования истца законными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено: В марте 2011 года Отделом надзорной деятельности Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ проведена проверка в отношении Администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района по исполнению законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушении п.89 ППБ 01-03 Администрацией Пайгармского сельского поселения не проведена проверка работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), расположенных на территории Пайгармского сельского поселения; в нарушение пункта 90 ППБ 01-03 у пожарных гидрантов, расположенных у домов № 25 и № 13 по ул. Центральная с. Пайгарма и водоема, расположенного на юго-западной окраине с. Пайгарма, а также по направлению к ним Администрацией не установлены соответствующие указатели; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории Приреченского сельского поселения Администрацией сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара В нарушение п.94 ППБ 01.03 искусственный водоем, расположенный на северо-восточной окраине Пайгармского сельского поселения, Администрацией сельского поселения не оборудован подъездом с площадкой с твердым покрытием; в нарушение п. 107 ППБ 01-03 за имеющейся в Администрации Пайгармского сельского поселения пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку. Не отработан порядок доставки мотопомпы к месту пожара; в нарушение пункта 95 ППБ 01-03 водонапорная башня, расположенная на окраине с. Пайгарма, не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Истец, считая, что указанные нарушения создают опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем – возгорание зданий, жилых домов, лесного массива, расположенных в границах Пайгармского сельского поселения, обратился в суд с иском к ответчику об устранении их. Изложенное подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, а также: запросом от 05.05.2011 года Рузаевского межрайонного прокурора заместителю начальника ОНД Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ о предоставлении материалов проверки, проведенной сотрудниками Отдела в 2011 году в отношении: Администрации Тат-Пишленского сельского поселения; Администрации Мордовско-Пишленского сельского поселения; Администрации Сузгарьевского сельского поселения; Администрации Хованщинского сельского поселения; Администрации Русско-Баймаковского сельского поселения; Администрации Приреченского сельского поселения; Администрации Пайгармского сельского поселения (л.д.3); распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки Администрации Пайгармского сельского поселения от 11.03.2011 года № 24 (л.д.5); актом проверки № 24 органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля Администрации Приреченского сельского поселения от 24.03.2011 года (л.д. 6); протоколом об административном правонарушении № 000439 от 24.03.2011 года (л.д.7-8); объяснениями главы Администрации Приреченского сельского поселения Шкаевой Н.Н. от 13.05.2011 года (л.д.9); выпиской из ЕГРЮЛ от 09.01.2011 года (л.д.10-13); уставом Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (л.д.14-44); распоряжением главы администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района от 10.05.2011 года № 9 о назначении Шкаевой Н.Н. лицом, ответственным за обслуживание ручной мотопомпы (л.д.54); договор об оказании платных услуг в области пожарной безопасности от 24.05.2011 года (л.д.55); актом выполненных работ по договору от 24.05.2011 года (л.д.56); суточным актом проверки пожарных гидрантов (водоемов) от 01.06.2011 года (л.д.58); письмом начальнику ПЧ-4 «1 ОФСП» по РМ о проведении занятий по работе на пожаре с мотористами и пожарными добровольной пожарной охраны, (л.д.59). Согласно статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) органы местного самоуправления являются одним из основных элементов обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ и пункта 1 ППБ требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 19 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесены следующие мероприятия: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Согласно ППБ 01-03, а именно: абзаца 1 пункта 89 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью); пункта 90 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника; пункта 114 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны; пункта 107 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара; пункта 95 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Принимая во внимание, что на ответчика в силу закона возложена обязанность по обеспечению пожарной безопасности, направленной на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. Доводы представителя ответчика о том, что требования истца частично ответчиком исполнены, не могут быть приняты во внимание, поскольку надлежащих документов, подтверждающих таковое исполнение ответчиком, не представлено. Исходя из положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л: Исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию Пайгармского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия: провести проверку работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов), расположенных на территории Пайгармского сельского поселения; у пожарных гидрантов, расположенных у домов за № 25 и 13 по ул. Центральная, с Пайгарма и водоема, расположенного на юго-западной окраине с. Пайгарма а также по направлению к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на территории Пайгармского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; за имеющейся в Администрации Пайгармского сельского поселения мотопомпой закрепить моториста, прошедшего специальную подготовку. Отработать порядок доставки мотопомпы к месту пожара; оборудовать водонапорную башню, расположенную на окраине с. Пайгарма, пожарной техникой для отбора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в 10-дневный срок со дня его принятия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий: