Решение вступило в законную силу 05.07.2011



Дело № 2-757/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Рузаевка 24 июня 2011 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Проняшина А.А.,

с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, Пивкиной Е.А.,

при секретаре Колтуновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку, указывая, что в ходе проверки соблюдения экологического и земельного законодательства, проведенной Рузаевской межрайонной прокуратурой в июне 2011 года, установлено, что на территории Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района в 300 метрах севернее от села Трускляй, организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления. Согласно акту проверки от 08.06.2011 года, в период с 18.05.2011 года по 08.06.2011 года на территории Трускляйского сельского поселения выявлены факты ненадлежащего исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды. Проверкой установлено, что в нарушение п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.1, 1.4, 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5, 2.2.9, 4.1, 4.2 СанПин 42-128-4690-88, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, 19.05.2009 года, статьи 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в границах Трускляйского сельского поселения образована свалка (децентрализованное скопление твердых бытовых отходов) на площади 3000 кв.м. Свалка бытовых отходов расположена в 300 метрах севернее от села Трускляй и в 250 метрах за мостом через реку Инсарку с левой стороны, в результате чего происходит загрязнение водоохраной зоны реки Инсарка. Твердые бытовые отходы складированы навалом на земле на открытой местности, поверхность хранящихся навалом отходов потребления не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Децентрализованное скопление твердых бытовых отходов представлено в прилагаемой к акту проверке от 08.06.2011 года фототаблице. Наличие на местности вышеуказанных несанкционированных скоплений твердых отходов зафиксировано в акте проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, фотосъемкой. В силу ч.2 ст.3 Устава Трускляйского сельского поселения, земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу входит в границы Трускляйского сельского поселения. В соответствии с пунктом 19 ч.1 ст. 6 Устава Трускляйского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза отходов и мусора. Администрацией Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района допущены грубые нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и об охране окружающей среды, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при обращении с отходами потребления на территории Трускляйского сельского поселения. Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в том, что на основании Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: жителей Трускляйского сельского поселения, т.к. нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений. На данной свалке скапливаются бытовые отходы, разложение которых может повлечь жертвы людей и уничтожение имущества. С учетом изложенного Рузаевский межрайпрокурор просит понудить администрацию Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 300 метрах севернее от села Трускляй Трускляйского сельского поселения и в 250 метрах за мостом через реку Инсарку с левой стороны.

В судебном заседании помощник Рузаевского межрайпрокурора Республики Мордовия, Пивкина Е.А., исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила понудить администрацию Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 300 метрах севернее от села Трускляй Трускляйского сельского поселения и в 250 метрах за мостом через реку Инсарку с левой стороны.

Представитель администрации Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района, заместитель главы администрации Трускляйского сельского поселения, Торгашова М.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения разбирательства дела, в судебном заседании участия не принимала, предоставила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указывая, что исковые требования прокурора признают.

Заслушав прокурора Пивкину Е.А., исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Рузаевского межрайпрокурора подлежат удовлетворению, ввиду следующего.

Судом установлено, что Рузаевской межрайпрокуратурой была проведена проверка соблюдения экологического и земельного законодательства на территории Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района, в ходе которой установлено, что в 300 метрах севернее от села Трускляй организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов потребления.

Проверкой установлено, что в границах Трускляйского сельского поселения образования свалка (децентрализованное скопление твердых бытовых отходов) на площади 3000 кв.м. Свалка бытовых отходов расположена в 300 метрах севернее от села Трускляй и в 250 метрах за мостом через реку Инсарку с левой стороны, в результате чего происходит загрязнение водоохраной зоны реки Инсарка. Твердые бытовые отходы складированы навалом на земле на открытой местности, поверхность хранящихся навалом отходов потребления не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (л.д. 3-6). На фотографиях к данному акту зафиксировано децентрализованное скопление твердых бытовых отходов.

Выявленные в ходе проверки факты являются нарушением статьи 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 08.11.2008 года) «Об отходах производства и потребления», а также п.п.1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1.1, 2.1.5, 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88.

В силу части 2 статьи 3 Устава Трускляйского сельского поселения, земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу входит в границы Трускляйского сельского поселения. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава Трускляйского сельского поселения к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза отходов и мусора (л.д. 14-18).

Глава администрации Трускляйского сельского поселения является законным представителем администрации поселения и представляет ее интересы без доверенности (п.1 ст. 35 Устава Трускляйского сельского поселения).

В силу пункта 3 статьи 36 Устава Трускляйского сельского поселения, заместитель главы администрации поселения исполняет полномочия главы администрации поселения в случае его временного отсутствия (болезнь, командировка, отпуск), а также в случае досрочного прекращения его полномочий.

Согласно распоряжению № 2а от 20.02.2009 года администрации Трускляйского сельского поселения, заместителем главы Трускляйского сельского поселения назначена Торгашова М.П. (л.д. 8).

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также вводной частью Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что каждый имеет право на благополучную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Такой контроль администрацией ответчика не проводится. Экологическая экспертиза в месте захоронения и складирования мусора, разработка проектно-сметной документации на место складирования и утилизации отходов потребления, лимитов их образования и размещения не проводилась.

Установленные обстоятельства являются нарушением требований п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 8, 11,12,13,22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также требований п.п. 1.1, 1.4, 2.1.1., 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.9, 4.1, 4.2 СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 года № 4690-88.

Судом учитывается, что функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: жителей поселения, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов. На несанкционированной свалке скапливаются бытовые отходы, разложение которых может повлечь жертвы людей и уничтожение имущества.

Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 300 метрах севернее от села Трускляй Трускляйского сельского поселения и в 250 метрах за мостом через реку Инсарку с левой стороны.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в десятидневный срок со дня его объявления.

Председательствующий А.А. Проняшин.