Иск удовлетворен в полном объеме



Дело №2-699/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Рузаевка 21 июля 2011 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Аброськина Н.А.,

при секретаре Кожаевой Л.В.

с участием истца Серова Н.Я.,

представителей истца Серовой В.И. и Шумилиной С.В.,

представителя ответчика ГУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» Клеминой Н.Л.,

третьего лица Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия,

третьего лица Федеральной службы по труду и занятости населения Российской Федерации,

прокурора – помощника Рузаевского межрайонного прокурора Пивкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серова Николая Яковлевича к Государственному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о перерасчете размера возмещения вреда, причиненного здоровью и взыскании неполученных за прошлое время сумм,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику ГУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о перерасчете размера возмещения вреда, причиненного здоровью, и взыскании неполученных за прошлое время денежных сумм.

В обоснование иска указал, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 13.03.1987 года по 22 мая 1987 года, в том числе выполнял работы в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС в третьей зоне радиационной опасности, где получил увечье.

11.10.2000 года ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно с ограничением способности к трудовой деятельности 3 степени и установлена степень утраты трудоспособности 90 %. Впервые возмещение вреда ему было назначено с 22.01.2001 года.

Ответчик производил ему выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер которой с 1 января 2011 года составляет 6594,41 руб.

Данный размер выплат считает неправильным. Просил произвести перерасчет сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, в результате работы на Чернобыльской АЭС, взыскать с ответчика невыплаченную сумму 519 064,89 рублей и обязать ответчика назначить ему за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с 01 июня 2011 года возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 13430,22 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В судебное заседание истец Серов Н.Я. не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Шумилина С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила приобщить заявление истца, согласно которого он просит включить в расчет также недополученную сумму за июнь месяц 2011 года и взыскать с ответчика невыплаченную сумму 525900, 70 рублей и обязать ответчика назначить ему за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с 01 июля 2011 года в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 13430,22 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Представитель истца по доверенности Серова В.И. требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ГУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» Клемина Н.Л. иск Серова Н.Я. не признала и просила в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что назначение и выплата компенсаций, возмещающие вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, истцу осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенном в действие со 2 марта 1996 года. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» в базовый закон были внесены изменения и дополнения. Так пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающий назначение возмещение вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо в выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ежегодно данные выплаты в соответствие с Постановлением Правительства РФ индексируются.

В судебное заседание представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости населения в Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте судебного разбирательства. Просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебное заседание представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство социальной защиты Республики Мордовия не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Серова Н.Я. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Серова Н.Я. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Серов Николай Яковлевич принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Был направлен с в период с 13.03.1987 года по 22 мая 1987 года, в том числе выполнял работы в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС в третьей зоне радиационной опасности, где получил увечье.

В связи с этим 11.10.2000 года ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно с ограничением способности к трудовой деятельности 3 степени и установлена степень утраты трудоспособности 90 %.

Ответчик производит ему выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размер которой с 1 января 2011 года составляет 6594,41 руб.

Впервые возмещение вреда истцу было назначено с 22.01.2001 года.

Указанные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, имеющимися в деле: паспортом истца (л.д.9-10), справкой об инвалидности (л.д.11), справкой военкомата (л.д.14), справкой Г,П «Чернобыльский архив), военным билетом истца (л.д.17), удостоверением участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.18), архивными справками о заработке истца (л.д.19-22), справкой ГУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия (л.д.23-24), пенсионным делом истца (л.д.29-61), расчетными ведомостями о заработной плате истца (л.д.79-94), и не оспариваются сторонами

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ)

Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно статье 14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).

Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Поскольку Серов Н.Я. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 13.03.1987 года по 22 мая 1987 года, среднемесячный заработок должен исчисляться за период с 01.05.1986 года по 30.04.1987 года включительно.

Таким образом, среднемесячный заработок, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью, составляет 1544,60 рублей согласно следующему расчету:

(180-75 руб.+180-75 руб.+277-72 руб.+139-67 руб.+180-75 руб.+188-97 руб.+190-75 руб.+184-11 руб.) х 6,7 + (164-49 руб.+144-08 руб.+(169-68 руб. + 120-08 руб.) +702-92 руб.) х 6,4 : 12 мес. = 1544,60 рублей, ( где 6,7 и 6,4 - коэффициенты увеличения заработка, определенного в 1986 г. и 1987 г. соответственно на основании пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1). Сумма заработной платы истца судом установлена исходя из имеющихся в деле письменных доказательств.

В соответствии с частью второй пункта 2 вышеуказанного Постановления средний месячный заработок подлежит увеличению в шесть раз и составляет: 9267,60 рублей (1544,60 рублей х 6 ).

В силу части 3 статьи 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, сумма заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается

- с 1 ноября 1992 г. - в 2,5 раза (статья 5 Закона РФ от 21 октября 1992 г. №3697-1 «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации»);

- с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза (Постановление ВС РФ от 15 января 1993 г. М296-1) ;

- с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза (Постановление ВС РФ от 15 апреля 1993 г. №4810-1);

- с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза (Постановление ВС РФ от 14 июля 1993 г. Р5436-1);

- с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза (статья 3 Федерального закона от 5 мая 1994 г. №2-ФЗ «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленные в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») ;

- с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза (абзац 5 пункта 2 Указа Президента РФ от 10 декабря 1993 г. №2121 «О повышении ранее назначенных трудовых пенсий»);

- с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза (статья 2 Федерального закона от 31 октября 1994 г. №30-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»);

- с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза (статья 2 Федерального закона от 31 октября 1994 г. №31-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

- с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза (статья 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 44-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

- с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза (статья 2 Федерального закона от 28 июня 1995 г. №99-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

- с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза (статья 2 Федерального закона от 27 июля 1995 г. №117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»);

- с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза (статья 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»).

Применение указанных индексов подтверждается письмом Пенсионного Фонда РФ от 27 июня 1996 г. №06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий».

С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 1174716,73 руб. согласно следующему расчету: 9267,60 руб. х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15.

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 года) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации:

- с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 2 апреля 1996 года №40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»);
- с 1 января 1997 года – в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»);
- с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»);
- с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»).

Таким образом, размер возмещения вреда составлял:

- с апреля 1996 года – в 1,2 раза и составлял - 1174716,73 руб.. х 1,2 =1409660,076 руб.;

- с 1 января 1997 года – в 1,1 раза и составлял -1409660,076 руб. х 1,1 х 0,001 с учетом деноминации с 1 января 1998 года = 1550,63 руб.;
- с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза и составлял 1550,63 руб. х 1,581=2451,54 руб.;
- с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза и составлял 2451,54 руб. х 1,515 = 3714,08 руб.
Таким образом, по состоянию на 15 февраля 2001 года ответчик обязан был производить истцу выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 3714,08 рублей

Фактически же выплата в возмещение вреда была меньше и составляла за месяц 630 руб.

При таких обстоятельствах очевидно, что ответчик неправильно исчислил размер возмещения вреда, и необоснованно занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению материального положения истца.

Более того, с 15 февраля 2001 г. ответчик назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в размере 2500 руб., в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5 ФЗ.

Учитывая то, что размер возмещения вреда, исчисленный из заработка за 12 месяцев, предшествующий получению увечья, по состоянию на 15 февраля 2001 года значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена истцу как инвалиду второй группы: (2500 руб.), ответчик не имел права назначать ему ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, поскольку назначение компенсационной выплаты в твердом размере привело к нарушению права истца на полное возмещение вреда, причиненного здоровью в результате техногенной катастрофы гарантированного Конституцией РФ, и к ухудшению материального положения, что недопустимо.

Следовательно, после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, ответчик должен был производить Серову Н.Я. выплату в возмещения вреда, причиненного здоровью, исчисленного из заработка за 12 месяцев, предшествующих получению увечья.

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации, (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Между тем Конституционный Суд РФ в определении от 04 октября 2005 г. №364-О указал, что решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г., суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 13 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П).

Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер указанной компенсационной выплаты мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия с 1 января 2002 года - в 1,297 раза, с 1 - января 2003 года - в 1,275 раза, с 1 января 2004 года - в 1,144 раза.

После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата, должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).

В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 19 июня 2002 года - в 1,12 раза с 1 января 2003 года - в 1,12 раза, с 1 января 2004 года в 1,1 раза, с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с 1 января 2006 года - в 1,09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1,08 раза, с 1 января 2008 года - в 1,105 раза, с 1 января 2009 г. – в 1,085 (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, Постановление Правительства РФ от 7 мая № 292, Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 163, Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 года № 246, Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 года № 143, Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 года №171, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914, Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 года № 181, Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2008 года № 655, Постановление Правительства от 24 декабря 2008 года № 992).

Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года №364-О).

Очевидно, что для Серова Н.Я. наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года, повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.

Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате Серову Н.Я. составит:

- с 1 января 2002 года – 3714,08 руб. х 1,297 = 4817,16 руб.;

-         с 1 января 2003 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 = 6141,88 руб.;

-         с 1 января 2004 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 = 7026,31 руб.;

-         с 1 января 2005 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 = 7799,20 руб.;

-         с 1 января 2006 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 = 8501,13 руб.;

-         с 1 января 2007 года 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 = 9181,22 руб.;

-         с 1 января 2008 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 = 10145,25 руб.;

- с 1 января 2009 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 = 11464,13 руб.

- с 1 января 2010 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х1,1 =12610,54 руб.

- с 1 января 2011 года - 3714,08 руб. х 1,297 х 1,275 х 1,144 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х1,1 х 1,065 = 13430,22 руб.

Таким образом, сумма возмещения вреда здоровью, которая подлежит назначению с 1 января 2011 года, должна составлять 13430,22 рубля.

В силу статьи 42 Конституции РФ и статьи 3 Закона РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство взяло на себя обязательство возместить вред, причиненный здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданину, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно боле полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 федерального Закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

В последующем вышеизложенная правовая позиция неоднократно приводилась в судебных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 19 июня 2002 года № 11-П, Определение от 3 ноября 2006 года № 445-О и др.).

В ходе судебного заседания установлено, что ответчик производит истцу выплату денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, не в полном объеме.

При определении размера возмещения вреда ответчик неправильно выбрал рас­четный период, неправомерно не проиндексировал суммы заработка с применением пенсионных индексов (часть 3 статьи 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работни­кам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года). Размер возмещения вреда не был проиндексирован с 1 июля 2000 года и с 1 января 2001 го­да с применением индексов роста минимального размера оплаты труда. С 15 февраля 2001 года ответчик неправомерно назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, ошибочно посчитав, что выплата ежемесячной денежной компен­сации в твердой сумме улучшает материальное положение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Однако если бы ответчик правомерно избрал для расчета возмещения вреда наиболее благоприятный расчетный период, проиндексировал заработок с применением пенсионных индексов, увеличил размер возмещения вреда соразмерно увеличению минимального размера оплаты труда, было бы совершенно очевидно, что назначение ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме для истца невыгодно и выплаты в возмещение вреда должны производиться из заработка.

Ответчик не производил индексацию сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, в течение трех лет - до 1 января 2005 года. Между тем до 29 мая 2004 года частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ (в прежней редакции) была предусмотрена ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного ми­нимума в целом по Российской Федерации.

Таким образом, исходя из наиболее благоприятного для истца критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с 1 июля 2011 года, должен составлять 13430,22 руб., тогда как фактически Государственное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» с 1 января 2011 года выплачивает истцу компенсационную выплату в размере 6594,41 рубль.

Из чего следует, что Государственное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» неправильно исчислило размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу с 15 февраля 2001 года по настоящее время, необоснованно назначил истцу с 15 февраля 2001 года ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, ошибочно посчитав, что такая выплата улучшает его материальное положение и производит Серову Н.Я. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, не в полном объеме.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно полному по объему возмещению.

Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Исходя из изложенного абзац четвертый статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года №445-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года (ответ на вопрос №17).

Таким образом, общая недоплаченная сумма подлежащая выплате истцу составит за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года включительно в размере 525900, 70 рублей, согласно следующему расчету:

- 1054885, 19 руб. – 528984, 49 руб., где
- 528984, 49 руб.– сумма фактически произведенных выплат за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года,

- 1054885, 19 руб. – общая сумма выплат, которую ответчик должен был произвести за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года согласно следующему расчету:

за 2001 год – 42062,03 руб., где :1198,35 руб. ( за 10 дней января ) + 40863,68 руб. (3714,88 руб. х 11месяцев.)

за 2002 год – 57805,92 руб., где 4817,16 руб.. х 12 месяцев;
за 2003 год – 73702,56 руб., где: 6141,88 руб. х 12 месяцев;
за 2004 год – 84315,72 руб., где 7026,31 руб. х 12 месяцев;
за 2005 год – 93590,40 руб., где 7799,20 руб. х 12 месяцев;
за 2006 год – 102013,56 руб., где 8501,13 руб. х 12 месяцев;
за 2007 год – 110174,64 руб., где 9181,22 руб. х 12 месяцев;
за 2008 год – 121743 руб., где 10145,25 руб. х 12 месяцев;
за 2009 год – 137569,56 руб., где 11464,13 руб. х 12 месяцев;
за 2010 год – 151326,48 руб., где 12610,54 руб. х 12 месяцев;
за 2011 год – 80581,32 руб., где 13430,22 руб. х 6 месяцев.

Итого: 42062,03 руб. + 57805,92 руб. + 73702,56 руб.+ 84315,72 руб. + 93590,40 руб. + 102013,56 руб. + 110174,64 руб. + 121743 руб. + 137569,56 руб. + 151326,48 руб. + 80581,32 руб.= 1054885, 19 руб.

Итого, за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года включительно ответчик должен был выплатить Серову Н.Я. 1054885,19 рублей.

Согласно справок, представленных Государственным учреждением «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», ими фактически в указанном периоде Серову Н.Я. выплачено - 528984, 49 рублей.

Следовательно, сумма недоплаты за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года включительно в размере 525900, 70 рублей.

Поскольку Серов Н.Я. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 13.03.1987 года по 22 мая 1987 года, то суд, удовлетворяя требования Серова Н.Я. производит расчет с учетом заработной платы последнего за период с 01.05.1986 года по 30.04.1987 года включительно.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непо­средственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с пунктами 1 и 6 части первой статьи 91 ГПК Российской Федерации цена иска определяется по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы, по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год.

Цена искового требования о взыскании неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет 525900 рублей 70 копеек.

Цена искового требования о взыскании с ответчика в пользу истца, начиная с 1 января 2011 года, денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 13430,22 рублей составляет 82029,72 рублей ((13430,22 руб. – 6594,41 руб. /ежемесячная выплачиваемая сумма) х 12 месяцев).

Исходя из изложенного, руководствуясь стать­ями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Серова Николая Яковлевича к Государственному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о перерасчете размера возмещения вреда, причиненного здоровью и взыскании неполученных за прошлое время сумм, удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в пользу Серова Николая Яковлевича за счет средств федерального бюджета Российской Федерации неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 22 января 2001 года по 30 июня 2011 года включительно в размере 525900 (пятьсот двадцать пять тысяч девятьсот) рублей 70 (семьдесят) копеек.

Обязать Государственное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» назначить Серову Николаю Яковлевичу за счет средств федерального бюджета Российской Федерации с 01 июня 2011 года возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 13430 (тринадцать тысяч четыреста тридцать) рублей 22 (двадцать две) копейки с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в срок 10 суток со дня объявления с подачей жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий

Мотивированное решение суда составлено 25.07.2011.

Судья Н.А.Аброськин