О сносе надворных построек



Дело №2-689/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Рузаевка 03 августа 2011 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Сермавбриной В.Н.,

с участием представителя истца Ковалева Геннадия Александровича - Макуниной Веры Ивановны, выступающей на основании доверенности от 20.10.2010 года,

представителя ответчика Герасимова Виктора Егоровича – Межина Николая Михайловича, выступающего на основании доверенности от 08.06.2011 года,

при секретаре Апариной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Геннадия Александровича к Герасимову Виктору Егоровичу о сносе надворных построек,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев Г.А. обратился в суд с иском к Герасимову В.Е. о сносе надворных построек, заявленные требования мотивируя следующим:

Он является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д.7, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.07.2006 года. Собственницей другой 1/2 доли данного дома является Надина Т.А. Ответчику Герасимову В.Е. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д.9, на основании договора купли-продажи от 07.09.2005 года.

После приобретения данного жилого дома ответчик возвел на своем земельном участке сарай и баню. Поскольку на строительство данных надворных построек ответчик не спросил у него – Ковалева Г.А. согласия, он обратился в ОГПН МО Рузаевка Главного управления по делам ГО и ЧС по РМ МЧС России с заявлением о проведении проверки размещения указанных объектов. Согласно ответа от 02.12.2010 года № 664 в ходе проверки было установлено, что противопожарное расстояние между деревянной баней ответчика и его – Ковалева Г.А. сараем не соответствует требованиям пожарной безопасности и составляет 8 м., вместо 15м., и в случае возникновения пожара не будет обеспечено его не распространение на строения, расположенные на его земельном участке.

Расстояние между его надворными постройками и баней ответчика составляет менее 15 метров и не соответствует требованиям пожарной безопасности. Кроме того, ему стало известно, что указанные надворные постройки были возведены без разрешения на строительство.

Считая, что указанные постройки нарушают права его как собственника, создают угрозу его жизни, здоровью и имуществу в случае возникновения пожара, просит суд: обязать ответчика Герасимова В.Е. снести баню и сарай, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д.9.

Истец Ковалев Г.А., своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.

Третье лицо Надина Т.А. также в суд не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав также, что против удовлетворения требований Ковалева Г.А. не возражает.

Представитель истца Ковалева Г.А. - Макунина В.И. исковые требования доверителя поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что не только баня, но и сарай, который сблокирован вместе с баней, построен ответчиком незаконно? так как не соблюдены противопожарные разрывы. Кроме того, разрешение на строительство бани Герасимову В.Е. вообще не выдавалось. Просит суд обязать ответчика снести самовольно возведенные им постройки – баню и сарай, расположенные по адресу Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д. 9.

Ответчик Герасимов В.Е. в суд не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Межина Н.М., просит в удовлетворении иска Ковалеву Г.А. отказать.

Представитель ответчика Межин Н.М. исковые требования Ковалева Г.А. не признал. Суду пояснил, что объекты недвижимости, которые требует снести истец, возведены им не самовольно, а в соответствии с градостроительным планом земельного участка № 117, утвержденного постановлением главы администрации городского поселения Рузаевка от 03.06.2008 года. Из градостроительного заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Рузаевка от 03.08.2008 года № 170 следует, что на основании представленной документации, согласно указанного в заключении перечня, размещение бани по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д.9 возможно при соблюдении условий согласования места размещения, указанного на выкопировке из генплана г.Рузаевка, и при условии устройства выгребной ямы для приема сточных вод с заключением договора на вывоз сточных вод с филиалом ООО «Системы жизнеобеспечения» «Коммунальные ресурсы». Из градостроительного заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Рузаевка от 03.08.2008 года № 171 следует, что на основании представленной документации, согласно указанного в заключении перечня, размещение сарая по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д.9 возможно при соблюдении условий согласования места размещения, указанного на выкопировке из генплана г.Рузаевка. Кроме того, из акта экспертного исследования № 122/01-11 от 24.06.2011 года следует, что фактическое расположение бани и сблокированного с ней сарая, расположенных по вышеуказанному адресу, соответствует градостроительному плану (выкопировке из топографического плана) и разрешению (заключению администрации городского поселения Рузаевка). Представителями ОГПН МО Рузаевка Главного управления по делам ГО и ЧС по РМ МЧС России не производилась оценка степени огнестойкости строений, расстояние между которыми считаются не соответствующими противопожарным требованиям нормативных документов. Просит учесть, что баня и сарай обиты железом, что увеличивает их огнестойкость. Просит суд отказать истцу в удовлетворении требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

Установлено, что Ковалев Г.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03 июля 2006 года является собственником 1/2 доли жилого дома с прилегающими к нему тремя сараями, навесом, туалетом и ограждением, расположенными по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д. 7 (л.д. 6, 33).

Право собственности на 1/2 долю жилого дома по вышеуказанному адресу было зарегистрировано Ковалевым Г.А. 26 июля 2006 года (л.д. 7, 34).

В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию также от 3 июля 2006 года и свидетельством о государственной регистрации права от 26 июля 2006 года третьему лицу Надиной Т.А. также принадлежит 1/2 доля дома с надворными постройками по выше указанному адресу. Доли Ковалева Г.А. и Надиной Т.А. в натуре не определены.

Собственником соседнего жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д. 9, на основании договора купли-продажи от 07 сентября 2005 года является Герасимов В.Е., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22 сентября 2005 года (л.д. 35, 36).

Согласно градостроительному плану земельного участка, утвержденного постановлением Главы администрации городского поселения Рузаевка от 03 июня 2008 года за № 117, Герасимову В.Е. было определено место планируемого размещения жилого дома взамен старого ветхого, холодного пристроя, гаража, сарая и летней кухни (л.д. 66)

06 июня 2008 года Герасимову В.Е. было выдано разрешение № 161 на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 182,0 кв.м. взамен старого ветхого, холодного пристроя размером 3,0 х 2,0 м, гаража размером 6,25 х 5,0 м, сарая размером 5,0 х 4,25 м, летней кухни размером 4,25 х 4,0 м на земельном участке площадью 657,0 кв.м., расположеннымм по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 9, (л.д. 65).

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 29 декабря 2010 года, вступившим в законную силу, на Герасимова В.Е. возложена обязанность снести за свой счет объект незавершенного строительства, расположенного по адресу Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-базарная площадь, д. 9, представляющего собой строящийся дом.

Ответчиком Герасимовым В.Е. возведены также на принадлежащем ему земельном участке баня и сарай, которые сблокированы между собой.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, и нашли полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Истец Ковалев Г.А. считает, что объекты недвижимости - баня и сарай

возведены ответчиком в нарушение закона, поскольку не соблюдены противопожарные разрывы между этими объектами и сараем, принадлежащем ему по праву собственности, в связи с чем и просит суд обязать ответчика снести самовольно возведенные постройки – баню и сарай.

Изложенное подтверждается объяснениями представителей сторон, письменными материалами дела: выше названными документами, а также техническими паспортами (л.д. 8-19), сообщением начальника ОГПН МО Рузаевка УГПН МЧС России по Республике Мордовия в адрес Ковалева Г.А. (л.д. 27-30), градостроительными заключениями (л.д. 51, 52), актом экспертного исследования (л.д. 54-62), сообщениями начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Рузаевка (л.д. 63, 64), разрешением на строительство (л.д. 65-66), градостроительным планом земельного участка, кассационным определением Верховного Суда Республики Мордовия.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Ковалева Г.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу части 1 статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или иное, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Ответчиком Герасимовым В.Е. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке без получения соответствующего разрешения было осуществлено строительство сарая размером 6,0 м х 6, 5 м и бани, размером 6,0 м х 5,5 м, представляющих собой единое сблокированное строение.

Как установлено судом, и не оспаривается ответчиком и его представителем, Герасимов В.Г. меры к легализации сарая размером 6,0 м х 6, 5 м и бани размером 6,0 м х 5,5 м не предпринимал, в связи с чем в силу пункта первого статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации сарай и баня являются самовольными постройками.

В соответствии с сообщением № 664 от 02 декабря 2010 года начальника ОГПН МО Рузаевка УГПН ГУ МЧС России по РМ при проведении проверки размещения бани по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, 9 установлено несоответствие размещения бани обязательным требованиям пожарной безопасности, а именно: главы 16 статьи 69 таблицы 11 Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» Федерального Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года. Противопожарное расстояние между баней и сараем соседнего жилого дома по Ново-Базарной площади, д. 7 должно составлять не менее 15 м., фактическое расстояние от данной бани до сарая составляет 8 м. (л.д. 28, 30).

Несоответствие размещения спорных сарая и бани требованиям противопожарной безопасности были также подтверждены пояснениями специалистов, опрошенных в ходе судебного разбирательства 5 июля 2011 года - заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Рузаевка Батраковой М.В., заместителя начальника Отдела государственного пожарного надзора Рузаевского муниципального района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Республике Мордовия МЧС России Крайнова А.А. (л.д. 55,89,90).

Судом в ходе выездного судебного заседания были осмотрены спорные объекты, установлено, что данные объекты сблокированы между собой, расстояние от угла деревянного сарая истца до сблокированных бани и сарая ответчика – 8,05 м. (л.д. 55,93,94).

Согласно заключению эксперта пожарно-технической экспертизы № 9-Г от 26.06.2011 года в исследуемых самовольных строениях бани с сараем, расположенных по адресу: г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 9, имеется нарушение требований пожарной безопасности в части отсутствия нормативного противопожарного разрыва от указанного выше самовольного строения до зданий и хозяйственных построек на земельном участке по Ново-Базарной площади, д. 7, что является нарушением требований пожарной безопасности. При этом не соблюдены требования пожарной безопасности при размещении строений бани и сарая по адресу: г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 9, установленные нормативно-правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, действовавшими как до 1 мая 2009 года (СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), так и действующими после 1 мая 2009 года (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности»).

Из заключения эксперта также следует, что согласно п. 6.2 СНиП 31-02-2001 противопожарные расстояния между домами, а также другими сооружениями должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89*.

Здания и строения (в том числе спорные баня и сарай), расположенные на земельных участках по адресам: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 9 и д. 7, Ново-Базарная ул., д. 5 относятся к зданиям V степени огнестойкости.

В соответствии с таблицей 1* Приложения 1* СНиП 2.07.01-89* расстояние между зданиями V степени огнестойкости должно быть не менее 15 м.

Фактически расстояние от деревянной бани и блокированного с ней сарая, расположенных на земельном участке домовладения № 9 по Ново-Базарной площади, до деревянной хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке домовладения № 7 по Ново-Базарная площадь, составляет менее 15 м.

Согласно объяснениям представителя ответчика спорные баня и сарай были построены ответчиком в 2007-2008 годах.

Согласно пункту 10 статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону

В соответствии с таблицей 11 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями и строениями при V степени огнестойкости должно быть не менее 15 м.

Таким образом, на момент возведения и на момент рассмотрения дела противопожарное расстояние от здания самовольной постройки бани с сараем, расположенных на земельном участке по адресу: г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 9, до соседних зданий и сооружений, расположенных на соседних участках по адресу: г. Рузаевка, Ново-Базарная пл., д. 7, не соответствует требованиям пожарной безопасности.

При несоблюдении требований к самовольной постройке применяются последствия, предусмотренные пунктом вторым статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть снос строения.

Сохранение бани и сарая, принадлежащих ответчику, возведенных с существенным нарушением противопожарных требований, приведет к отсутствию гарантий по пожарной безопасности, что, безусловно, создает угрозу жизни и здоровью истца. Доказательств обратного ответчиком и его представителем не представлено.

Судом отклоняется довод представителя ответчика, что объекты недвижимости, которые требует снести истец, возведены ответчиком в соответствии с градостроительным планом земельного участка № 117, утвержденным постановлением Главы администрации городского поселения Рузаевка от 03.06.2008 года, что подтверждено актом экспертного исследования № 122/01-11 от 24.06.2011 года, поскольку баня и сарай являются самовольными постройками, мер по легализации которых ответчик не принимал. Спорные постройки возведены с нарушениями требований пожарной безопасности и создают угрозу жизни и здоровью граждан, в случае возникновения пожара.

Судом также отклоняется, как несостоятельный, довод представителя ответчика в той части, что на возведение спорных бани и сарая им были получены градостроительные заключения из отдела архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Рузаевка, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения не требуется. Кроме того, градостроительные заключения вообще не предусмотрены законом.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за го счет.

Поскольку требования истца основаны на положении абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, они подлежат удовлетворению. Сблокированные баня и сарай, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, д. 9, принадлежащие Герасимову В.Е., подлежат сносу за счет средств Герасимова В.Е.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При подаче искового заявления Ковалевым Г.В. была уплачена государственная пошлина в размере 200 (двухсот) рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 1). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика Герасимова В.Е. в пользу истца Ковалева Г.А.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковалева Геннадия Александровича к Герасимову Виктору Егоровичу о сносе надворных построек удовлетворить.

Обязать Герасимова Виктора Егоровича снести за свой счет сблокированные между собой баню и сарай, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Ново-Базарная площадь, дом 9.

Взыскать с Герасимова Виктора Егоровича в пользу Ковалева Геннадия Александровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумму 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в 10-дневный срок со дня его принятия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: подпись В.Н. Сермавбрина

ВЕРНО:

Судья: В.Н. Сермавбрина

Секретарь: Л.А. Апарина