Дело № 2-1324/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рузаевка Республики Мордовия 23 декабря 2011 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Козлова А.М.,
с участием заявителя Бузакова В.Р.,
при секретаре Нездымай-Шапка Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузакова Владимира Романовича об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Мордовия (далее – МВД по Республике Мордовия), выразившихся в отказе восстановить действие удостоверения «Ветеран боевых действий», и возложении обязанности восстановить его действие
у с т а н о в и л:
Бузаков В.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МВД по Республике Мордовия, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», и возложении обязанности восстановить его действие, ссылаясь на то, что в период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года он, являясь сотрудником Рузаевского ГОВД, находился в командировке на территории Северной Осетии и принимал участие в боевых действиях, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года о награждении его медалью «За отличие в охране общественного порядка» и выданным 21 сентября 2004 года удостоверением «Ветеран боевых действий». В последствии ему стало известно, что указанное удостоверение было признано недействительным.
В сентябре 2011 года он обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении действия данного удостоверения, для получения прав и льгот, предусмотренных для ветерана боевых действий законодательством РФ.
30 сентября 2011 года ему было отказано в его просьбе, в связи с чем просит суд признать незаконными и необоснованными действия органа государственной власти - МВД по Республике Мордовия, выразившиеся в отказе восстановить действие удостоверения «Ветеран боевых действий», выданного 21 сентября 2004 года; а также возложить на МВД по Республике Мордовия обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод – восстановить действие указанного удостоверения.
В судебном заседании заявленные требования Бузаков В.Р. поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно объяснив, что в период с 20 ноября 1972 года по 15 апреля 1998 года он проходил службу в органах внутренних дел. На основании приказа министра МВД по Республике Мордовия в 1995 году он был направлен в командировку в Северную Осетию в зону чрезвычайного положения. Находясь в командировке в период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года, он был включен в состав оперативно-следственной группы МВД России. Штаб группы располагался в г. Владикавказ. В его обязанности входило расследование происшествий, наведение правопорядка в населенных пунктах – г. Владикавказ, г. Беслан, п. Куртак, предотвращение мародерства, пресечение нападений на население Северной Осетии. Перед группой были поставлены задачи: не допускать массовые беспорядки, производить разоружение населения и обеспечивать правопорядок. Считает, что он участвовал в боевых действиях, поскольку в п. Куртак трижды он находился под обстрелом неизвестными со стороны п. Дачный. Также он охранял аэропорт в г. Беслан, производил загрузку боеприпасов в вертолеты. Им были задержаны две автомашины марки КАМАЗ, перевозившие оружие для боевиков, за что он награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». По окончании командировки ему была выдана справка о льготах, которую он представил в МВД по Республике Мордовия. В 2004-2005 году ему было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». Надбавку к пенсии как ветерану боевых действий он получал два месяца, после чего выплаты были прекращены, и он получил сообщение о том, что его удостоверение признано недействительным. В 2011 году он дважды обращался в МВД по Республике Мордовия с заявлениями. Первоначально о выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий», а в последствии о восстановлении удостоверения, выданного 21 сентября 2004 года. Однако его просьбы не были удовлетворены. Считает действия МВД по Республики Мордовия незаконными и просит удовлетворить заявленные им требования.
Представитель заинтересованного лица МВД по Республике Мордовия Преснякова О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Заявленные требования она не признаёт, так как Бузаков В.Р. находился в командировке с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года в Северной Осетии, которая в соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального Закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ) не отнесена к зоне вооруженного конфликта. Выплата надбавки к пенсии Бузакову В.Р. прекращена с 01 марта 2005 года, о чём он был извещен. Считает, что заявителем при подаче заявления нарушен срок, установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Бузаков В.Р. согласно приказам министра МВД Мордовской АССР № 1 от 5 января 1995 года (л.д. 54-57) и № 16 от 17 января 1995 года (л.д. 58-59) и справке заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России (л.д. 44) находился в служебной командировке в составе Оперативно-следственной группы МВД России в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики и выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года Бузаков В.Р. награждён медалью «За отличие в охране общественного порядка» (л.д. 29).
Согласно решению комиссии МВД по Республике Мордовия по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 21 сентября 2004 года заявителю выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» (л.д. 31, 45-46).
Между тем 04 марта 2005 года данная комиссия постановила удостоверение ветерана боевых действий, выданное Бузакову В.Р., признать недействительным (л.д. 50-51).
Из ответа Центра финансового обеспечения МВД по Республике Мордовия от 21 декабря 2011 года следует, что Бузакову В.Р. в период с 01 января 2004 года по 28 февраля 2005 года выплачивалась надбавка к пенсии на основании статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С 01 марта 2005 года выплата надбавки к пенсии как ветерану боевых действий заявителю прекращена (л.д. 42-43). Факт выплаты данной надбавки в указанный период также подтверждается копией корешка к платежному поручению и показателями к расчету пенсии (л.д. 47-49).
Из представленных суду заявлений усматривается, что Бузаков В.Р. дважды обращался в 2011 году в МВД по Республике Мордовия: 10 июня 2011 года с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» (л.д. 65) и 22 сентября 2011 года с заявлением о восстановлении действия удостоверения «Ветеран боевых действий», выданного ему 21 сентября 2004 года (л.д. 66).
Решением комиссии МВД по Республике Мордовия по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 30 июня 2011 года заявителю было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в виду того, что сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения по поддержанию правопорядка при преодолении последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся (л.д. 62).
Заявление Бузакова В.Р. от 22 сентября 2011 года не было предметом рассмотрения на заседании указанной комиссии.
Вместе с тем, согласно ответу начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия от 30 сентября 2011 года Бузакову В.Р. повторно было отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» (л.д. 63).
Разрешая заявленные Бузаковым В.Р. требования, суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в частности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ) указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является наличие либо отсутствие факта участия в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Поскольку Бузаков В.Р. был направлен в командировку не в Чеченскую Республику, а в Республику Северная Осетия, юридически значимым обстоятельством также является установление факта отнесения указанной территории к зоне вооруженного конфликта в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации № 280 от 31 марта 1994 года «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и при предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций», местности (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенные к зонам вооруженного конфликта определяются решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» к зоне вооруженного конфликта относится территория Чеченской Республики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики.
Вместе с тем, указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зонам вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местах вооруженных конфликтов.
Совместных решений вышеприведенных федеральных органов исполнительной власти об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зонам вооруженного конфликта не было принято.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач при вооруженных конфликтах отнесено выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия только в период октябрь - ноябрь 1992 года.
Кроме того, выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года на всей территории Чеченской Республики отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Таким образом, в судебном заседании не установлен факт выполнения Бузаковым В.Р. задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Кроме того, как следует из Указов Президента Российской Федерации № 2145 от 02 декабря 1994 года, № 87 от 31 января 1995 года и № 93 от 04 февраля 1995 года, чрезвычайное положение на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики было введено для реализации комплекса мер по ликвидации последствий вооруженного конфликта, а не для выполнения задач в условиях вооруженного конфликта.
Указание в справке заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России о распространении на Бузакова В.Р. всех льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных при вооруженных конфликтах, суд не принимает во внимание по вышеизложенным основаниям.
Судом также не установлен факт участия заявителя в боевых действиях.
В подтверждение факта участия Бузакова В.Р. в боевых действиях были представлены в суд копии приказов министра МВД Мордовской АССР № 1 от 5 января 1995 года и № 16 от 17 января 1995 года о командировании его в г. Владикавказ для обеспечения режима чрезвычайного положения на период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года, справки заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России и удостоверения о награждении медалью «За отличие в охране общественного порядка».
Вместе с тем, в указанных документах не содержится конкретных сведений об участии заявителя в боевых действиях.
Кроме того, из объяснений Бузакова В.Р., данных в судебном заседании, следует, что он в период командировки фактически выполнял в условиях чрезвычайного положения свои должностные обязанности сотрудника органов внутренних дел, предусмотренные статьёй 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшего в тот период времени, за что и был награжден.
Исходя из Положения о медали «За отличие в охране общественного порядка», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года № 442, данной медалью награждаются в частности сотрудники органов внутренних дел РФ за смелость и отвагу, проявленные при охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, за высокие показатели в служебной деятельности и другие заслуги в период прохождения службы.
При таких обстоятельствах сам по себе факт нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года для обеспечения режима чрезвычайного положения без его участия в боевых действиях на территории, не отнесенной к зоне вооруженного конфликта, также не может являться основанием для выдачи или восстановления ему удостоверения ветерана боевых действий.
Соответственно, правовых оснований для восстановления Бузакову В.Р. удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеется, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Бузакова Владимира Романовича об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, выразившихся в отказе восстановить действие удостоверения «Ветеран боевых действий» и возложении обязанности восстановить его действие отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в 10-дневный срок со дня принятия его в окончательной форме через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: А.М.Козлов