Дело №2-211/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Рузаевка 21 февраля 2012 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Аброськина Н.А.,
при секретаре Кожаевой Л.В.,
с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Девятаева П.П.,
представителя заявителя - отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району – Сафрыгиной Н.П., действующей на основании доверенности,
заинтересованного лица – Шлыковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району об установлении административного надзора в отношении Шлыковой Ирины Николаевны,
установил:
Отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Шлыковой И.Н..
В обоснование заявления указано, что 14.08.2007 года Шлыкова И.Н. приговором Рузаевского районного суда Республики Мордовия была осуждена за совершение преступления, предусмотренного статьей 161 часть 2 пункт «а» Уголовного кодекса РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа, с применением статьи 73 Уголовного кодекса РФ условно с испытательным сроком в 3 года. Приговором Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 08.10.2008 года Шлыкова И.Н. вновь была осуждена за совершения преступления, предусмотренного статье 161 часть 2 пункт «г» Уголовного кодекса РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года без штрафа, в силу статьи 70 Уголовного кодекса РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 14.08.2007 года и окончательно определено 2 года 6 месяцев лишения свободы, без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
07.04.2011 года Шлыкова И.Н. по отбытию наказания была освобождена из колонии, на профилактический учет в отдел МВД России по Рузаевскому муниципальному району, как лицо, освобожденное из мест лишения свободы, не встала.
Учитывая, что Шлыкова И.А. отбывавшая уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющая неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений и в целях защиты государственных и общественных интересов и предупреждения совершения ею преступлений, ссылаясь на часть 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ просит установить в отношении неё административный надзор сроком на 2 года и следующие ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 06.00 часов по местному времени; возложить обязанность являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц; запретить выезд за пределы Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель заявителя отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району по доверенности Сафрыгина Н.П. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Шлыкова И.Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Судом установлено, что приговором Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 14.08.2007 года Шлыкова И.Н. осуждена за совершение преступления, предусмотренного статьей 161 часть 2 пункт «г» Уголовного кодекса РФ и назначено ей наказание в виде лишения свободы на срок 2 года без штрафа, в силу статьи 73 Уголовного кодекса РФ назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком в 3 года (л.д.14-15).
Согласно приговору Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 08.10.2008 года Шлыкова И.Н. осуждена за совершение преступления, предусмотренного статьей 161 часть 2 пункт «г» Уголовного кодекса РФ, назначено ей наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, без штрафа, в силу ч.5 ст. 74 Уголовного кодекса РФ условное осуждение Шлыковой И.Н. по приговору от 14.08.2007 года отменено, в силу 70 Уголовного кодекса РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 14.08.2007 года и окончательно определено 2 года 6 месяцев лишения свободы без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.16-17).
Из справки об освобождении усматривается, что Шлыкова И.Н. освобождена из ФБУ ИК-13 УФСИН России по РМ по отбытию наказания 07.04.2011 года (л.д.12,13).
По месту жительства Шлыкова И.Н. характеризуется положительно (л.д.10).
Согласно справке-характеристике, выданной УУП отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району Красавиным А.Г., Шлыкова И.Н. характеризуется удовлетворительно, жалоб на ее поведение не поступало (л.д.11).
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предусматриваемые меры принудительного характера должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он, имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями меры (Постановления от 14.05.1999 года №8-П и от 14.11.2005 года №10-П).
Основания для установления временного ограничения прав и свобод для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предусмотрены в Федеральном законе от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об «административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (часть первая).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть вторая).
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть третья).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Уголовного кодекса РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Согласно части 2 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации рецидив преступлений признается опасным: при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
В соответствии с пунктом «в» части 4 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.
Одним из оснований для установления в отношении Шлыковой И.Н. административного надзора заявителем указано совершение ею преступления при наличии опасного рецидива преступлений.
Данный довод отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району основан на неправильном толковании норм уголовного права.
Как следует из анализа приговоров, требования о судимости Шлыковой И.Н., справки об освобождении, Шлыкова И.Н. была освобождена 07.04.2011 года после отбывания наказания по приговору суда от 08.10.2008 года. В указанном приговоре, рецидив преступления, вмененный Шлыковой И.Н. органом предварительного расследования, как обстоятельство, отягчающее ее наказание, исключено как необоснованное, поскольку в силу пункта «в» части 4 статьи 18 Уголовного кодекса РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным. Из приговора от 14.08.2007 года следует, что она была осуждена с применением статьи 73 Уголовного кодекса РФ, то есть условно.
Таким образом, Шлыкова И.Н. была осуждена по приговору суда от 08.10.2008 года в отсутствии условий рецидива.
Признаки опасного или особо опасного рецидива при совершении ею преступления, за которое она отбывала наказание, отсутствуют.
Анализ исследованных по делу доказательств, с учетом положений вышеуказанных норм Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» позволяет прийти к выводу о том, что Шлыкова И.Н. не входит в перечень лиц, в отношении которых судом может быть установлен административный надзор.
При таких обстоятельствах суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований об установлении административного надзора в отношении Шлыковой И.Н.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194, 196-198, 261.7-261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления начальника отдела МВД России по Рузаевскому муниципальному району об установлении административного надзора в отношении Шлыковой Ирины Николаевны отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия в месячный срок со дня его принятия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий