....
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Рузаевка 07 июня 2012 года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Проняшина А.А.,
при секретаре Гуриной О.Р.,
с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, Адмакиной Н.Ю.,
истицы Янгайкиной И.И.,
представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Стеньшиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах Янгайкиной И.И. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Янгайкиной И.И. с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению Янгайкиной И.И. по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, то есть не менее .... кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. ..... .... Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Рузаевского муниципального района Янгайкина И.И. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ Янгайкина И.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>. .... ..... После окончания обучения в ГОУ «Профессиональное училище № 23», Янгайкина И.И. не обеспечена жильем. Социальное право Янгайкиной И.И. на государственную поддержку в приобретении жилья подтверждается следующим.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей-сирот, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Прокурор считает, что администрация Рузаевского муниципального района обязана обеспечить Янгайкину И.И. вне очереди жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм, ... нуждающееся в улучшении жилищных условий. Законодательно закрепленное право на предоставление жилого помещения по месту жительства Янгайкиной И.И. не реализовано. Прокурорская проверка осуществлялась по поручению прокуратуры Республики Мордовия и заявления Янгайкиной И.И. об оказании содействия в защите её прав и законных интересов в суде. Как следует из заявления Янгайкиной И.И., сама она обратиться в суд за защитой своих прав не имеет возможности, в связи с отсутствием юридического образования. С учетом изложенного Рузаевский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Янгайкину И.И. по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора, Адмакина Н.Ю., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Янгайкиной И.И. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте городского поселения Рузаевка, не ниже установленных социальных норм, то есть не менее .... кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании Янгайкина И.И. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. При этом суду пояснила, что ее родители лишены в отношении неё родительских прав. В настоящее время она зарегистрирована по адресу: <адрес>, но проживает на съемной квартире. Просила суд обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте городского поселения Рузаевка, не ниже установленных социальных норм, то есть не менее ... кв.м. общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Стеньшина Л.В., исковые требования не признала, пояснив, что Янгайкина И.И. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на законных основаниях на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список на получение жилья ...., ... в соответствии с постановлением главы администрации Рузаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако жилое помещение не предоставлено, из-за отсутствия необходимых средств на эти цели.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Заместителем министра образования Республики Мордовия Каргиной Т.Ф. в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав прокурора, стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.
Статья 7 Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пунктов 3, 4 Порядка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2011 г. № 62, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, со дня возникновения у них статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие на учет для предоставления жилого помещения осуществляется на основании решения администрации муниципального района в Республике Мордовия, городского округа Саранск.
Органы опеки и попечительства при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих права на жилое помещение, дающие основания для признания их нуждающимися в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок со дня принятия решения об устройстве данных детей (за исключением устройства в форме усыновления) подают в администрацию муниципального района в Республике Мордовия, городского округа Саранск документы, в том числе, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно частям 4, 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Совета депутатов городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском поселении Рузаевка» на территории городского поселения Рузаевка установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере .... кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
В судебном заседании установлено, что Янгайкина И.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. ....
....
.... За Янгайкиной И.И. и Янгайкиным А.И. закреплен жилой дом по адресу: <адрес> ....
....
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ при осмотре и проведении обследования помещения жилого дома по адресу: <адрес>, установлено несоответствие жилого помещения техническим требованиям и нормам СНиП. Проводить ремонтные работы признано нецелесообразным в связи с большим износом. Жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания. Общий процент износа .... (л.д. 10).
На л.д.11 имеется заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, из которого усматривается, что жилой дом по адресу: <адрес>, признан ветхим и непригодным для проживания.
Янгайкина И.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 4).
Янгайкина И.И. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в Государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 23» г. Рузаевка, что усматривается из предоставленной суду копии свидетельства № серии № от ДД.ММ.ГГГГ от об окончании указанного учреждения образования.
Согласно справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником Инсарского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, Янгайкина И.И. недвижимости на праве собственности в <адрес> не имеет (л.д. 21).
Как усматривается из справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ управляющей Рузаевским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия, объектов недвижимости за Янгайкиной И.И. не зарегистрировано (л.д. 18).
Из справки № выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления по социальной работе администрации Инсарского муниципального района, Янгайкина И.И. не имеет собственного или закрепленного жилого помещения на территории Инсарского муниципального района (л.д. 19).
По сообщению государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия за Янгайкиной И.И. объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. 17).
С ДД.ММ.ГГГГ Янгайкина И.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Рузаевского муниципального района (л.д. 12, 15).
Таким образом, учитывая, что Янгайкина И.И. относится к категории лиц из ... жилья в собственности не имеет, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому суд приходит к выводу, что она имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее ... кв.м. общей площади, по договору социального найма. При этом обеспечение Янгайкиной И.И. вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Янгайкина И.И. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.
С учетом положений приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Янгайкина И.И. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований, и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, обратившегося в интересах Янгайкиной И.И. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить Янгайкиной И.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте городского поселения Рузаевка, общей площадью не менее .... кв.м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий А.А. Проняшин.